МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология коммуникаций
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основные проблемы социологии коммуникаций как специальной отрасли социологии. Освоить социологические аспекты основных коммуникативных систем; ознакомить студентов с ключевыми видами информационных взаимодействий; раскрыть специфику методов изучения коммуникативных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику методологии постановки целей и задач исследования в области социологии коммуникаций
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать новейший отечественный и зарубежный опыт формирования программы исследования при изучении социокоммуникативных проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения современных технологий и новейшего оборудования для решения эмпирических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии коммуникаций
1.1. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии Сам. работа 4 18 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Предмет и аппарат социологии коммуникации Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные аспекты социологии коммуникаций
2.1. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Сам. работа 4 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Уровни организации коммуникации Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Уровни организации коммуникации Сам. работа 4 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Модели массовой и прикладной коммуникации Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Коммуникативные технологии Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Методы изучения коммуникативных процессов Сам. работа 4 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Объект и предмет социологии коммуникаций.
2. Понятийный аппарат социологии коммуникаций. Информация, коммуникативный акт, коммуникативная компетентность и др.
3. Естественные коммуникативные системы.
4. Искусственные коммуникативные системы.
5. Семиотический уровень организации коммуникации
6. Лингвистический уровень организации коммуникации
7. Паралингвистический уровень организации коммуникации.
8. Металингвистический уровень организации коммуникации.
9. Синтетический уровень организации коммуникации.
10. Межличностная коммуникация.
11. Международные коммуникации.
12. Современное общество как общество коммуникаций.
13. Основные функции массовой коммуникации:
14. Основные модели массовой коммуникации.
15. Межгрупповая коммуникация.
16. Массовая коммуникация как социальное явление и процесс.
17. Социологические доминанты коммуникации.
18. Специфика коммуникативных систем
19. Особенности вербальной коммуникации
20. Специфика невербальной коммуникации
21. Модели коммуникативных кампаний
22. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования. Гендерные различия в коммуникативных процессах.
23. Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций. Контент-анализ как метод исследования коммуникации.
24. Применение глубинных интервью и фокус-групп в социологии коммуникаций
Практические задания
1. Составление перечня основных свойств коммуникативной личности. За основу необходимо взять определение коммуникативной личности, данное В.П. Конецкой.
2. Подготовка плана исследования специфики невербальной коммуникации студентов во время итоговой аттестации.
3. Разработка графической структуру коммуникативной модели «Спираль молчания»

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Пропаганда как коммуникация
2. Системы коммуникации в различные исторические периоды развития общества
3. Язык искусства как средства социокультурного взаимодействия
4. Понятие манипуляции и современные тенденции манипулятивного воздействия.
5. Коммуникация и ложь
6. Современный российский речевой этикет
7. Общая теория знаков Ч.Пирса и Ч.Морриса
8. Научный дискурс как коммуникативная единица.
9. Специфика научного дискурса в гуманитарном знании
10. Язык современных российских СМИ
11. Массовая культура и массовая коммуникация.
12. Развитие социо-коммуникативной активности детей
13. Дискурс-анализ как метод исследования коммуникации
14. Применение глубинных интервью и фокус-групп в социологии коммуникаций
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Городнова, А. А. Развитие информационного общества : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/bcode/433887
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FB2A2FDC-ED57-4BC1-8F45-90D90432872D
Л2.2 Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/22E3FFE7-DEF5-4988-82F1-40710740220C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru
Э2 Курс в Moodle «Социология коммуникаций для социологов» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7324
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.