МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология города и развитие городской среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СГиРГС-1-2020
Часов по учебному плану 66
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 66 66 66 66

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Социология права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
Направление 39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 03.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание важности знаний о социальной обусловленности права, правовых факторов, активно влияющих на развитие социальных процессов;
развить способность к адекватной артикуляции социальных проблем в правовой форме и анализу социальных последствий правовых решений;
выработать умения и навыки мониторинга действующего законодательства и оценки его эффективности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1 Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных
ОПК-3.2 Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов
ОПК-3.3 Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования
ОПК-3.4 Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем
ОПК-3.5 Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий
ОПК-3.6 Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.возможности решения фундаментальных и прикладных задач в области социологии права
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в решении социально-правовых проблем систему знаний классической социологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельной постановки целей и задач исследования проблем социологии права

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
1.1. Социология права как отрасль социологического знания Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Социология права как отрасль социологического знания Сам. работа 2 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Право в системе общественных отношений Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Право в системе общественных отношений Сам. работа 2 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. История формирования социологического подхода к праву (XVIII – начало XX века) Сам. работа 2 14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Социальные основы права
2.1. Социология законодательства Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Социология законодательства Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Социология функционирования судебных и правоохранительных органов Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Социология преступности и наказания Сам. работа 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Методология и методы изучения социальной и правовой реальности в социологии права Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Предыстория социологии права (юридической социологии): от античности до современности.
2. Объект и предмет социологии права (юридической социологии).
3. Юридический и социологический позитивизм в теории права.
4. Основоположники социологии А.Кетле, О.Конт, Г.Спенсер и их значение для становления социологии права.
5. Право как социальный институт в трудах Р. Иеринга, Ч.Беккария, Э.Ферри.
6. Г.Тард и психологическое направление в социологии права.
7. Марксистская концепция права.
8. Определение предмета социологии права в трудах российских социологов-юристов в XIX – начале XX века.
9.. Юридическая социология Э.Дюркгейма.
10. Е.Эрлих и его концепция «живого права».
11. Социология права М.Вебера.
12. Право в социальной системе Т.Парсонса.
13. Правовая проблематика в работах П.А.Сорокина и Н.С.Тимашева.
14. Американская и европейская школы социологии права в XX столетии.
15. Социология права в России в XX столетии.
16. Социальная обусловленность права. Понятие правообразующего интереса в социологии права.
17. Социальные функции и социальный механизм действия права.
18. Общество как социальная система. Право в социальной структуре общества.
19. Право как социальный институт. Подходы к определению права в социологии и юриспруденции.
21. Понятие социальной стратификации. Специфика стратификации в сообществах осужденных.
22. Правовое сознание и правовое поведение как направление социологических исследований.
23. Понимание личности в социологии. Криминальная личность как субъект преступления.
24. Культура как система социальных норм и ценностей общества. Субкультура преступного мира.
25. Социологические методы исследования и специфика их применения в социологии права.
26. Количественные методы исследования (социологический опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
27. Выборочный метод (выборка) в социологическом исследовании. Шкалы измерения.
28. Общественное мнение и его значение для выработки социально обусловленного решения.
29. Девиантное поведение и аномия. Проблемы девиантного поведения в современной России.
30. Социальный контроль и социальные санкции. Право как инструмент социального контроля.
31. Социология законодательства. Назначение предзаконодательной, законодательной и постзаконодательной социологии.
32. Судебная социология, ее объект и предмет исследования.
33. Деятельность правоохранительных органов как объект социологического изучения.
34. Социология преступности как отрасль социологии права.
35. Пенология – наука об уголовном наказании. Уголовное наказание как предмет социологического изучения.
36. Юридическая конфликтология. Специфика юридических конфликтов. Правовые способы разрешения конфликтов.
Практические задания
1. Подготовка перечня способов давления со стороны средств массовой информации на правовой процесс
2. Разработка схемы структуру юридического конфликта
3. Представление содержание субкультуры преступного мира графически
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Вклад классиков социологии в науку о праве.
2. Право в социальной структуре общества.
3. Право и государство.
4. Право и другие нормативные системы (мораль, религия).
5. Правовое сознание и правовое поведение.
6. Социология девиаций.
7. Виды и способы социального давления на правовой процесс
8. Прогнозы развития преступности в России и в мире
9. Роль права в обеспечении стабильности, согласия и консенсуса в обществе
10. Основные факторы, влияющие на эффективность российского законодательства в современных условиях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Назарова, В. С. Философия права: учебное пособие для магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/53BD1511-15FD-4933-97FF-A6B919EEBAF0
Л2.2 под ред. А. В. Грибакина [и др.]. Философия права и закона: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CAFF4B10-3241-4BA4-A95E-E4E1896061E3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э2 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э3 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э4 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э5 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э6 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э7 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э8 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э9 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э10 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э11 3. Электронные библиотечные системы:
Э12 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э13 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э14 Курс в Moodle "Социология права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.