МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04 _ПО_ДПИиД-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. искусствоведения, доцент, Т. В. Пойдина

Рецензент(ы):
док. иск., Дир. инст., Л. И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины: : овладение способностью использовать инновационные способы моделирования педагогической деятельности; формировать психолого-педагогическую готовность специалиста к профессиональной деятельности;использовать инновационные способы моделирования педагогической деятельности в сфере профессионального обучения
Задачи:
- овладение навыками и методиками разработки технологий и программ, наиболее эффективно реализующихся в процессе профессиональной подготовки специалистов;
- овладение современным содержанием, методическими и технологическими основами современных инновационных психолого-педагогических подходов профессиональной подготовки специалиста;
-формирование компетенций в области представлений об основных теоретических, методологических и методических положениях психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности взаимодействия как процесса в условиях образовательного учреждения; специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и
психофизиологического развития, а так же регуляции поведения и деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать связь положений науки и социальной практики; применять знания общих, специфических закономерностей и индивидуальных
особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях в квазипрофессиональной деятельности;
- решать типовые задачи как составлять программы психолого -педагогическогосопровождения и поддержки обучающихся;
- использовать полученные знания, применять теоретические знания в педагогической и воспитательной деятельности;
- реализовывать профессиональные задачи в рамках разработки и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив,социальных проектов


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами осуществления прогностического анализа, способами учета общих,специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;профессиональными знаниями и
подходами при решении практических задач; полученными знаниями и навыками для осуществления профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению
1.1. Предмет, цели, задачи и субъекты психолого-педагогического сопровождения Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Психологическая служба как организационная структура психолого-педагогического сопровождения обучающихся Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1
1.3. Составление конспекта "Формы организации коллективной деятельности" Сам. работа 3 18 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные теоретические подходы к психологическому развитию личности Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Факторы психического развития: наследственность, среда, активность. Закономерности психического развития: деятельность, кризис развития, психологическое новообразование Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Составление конспекта "Роль психолого-педагогической деятельности в социализации личности" Сам. работа 3 18 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Сущность и особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся
2.1. Методы диагностики индивидуально–личностных особенностей Учащихся для проектирования индивидуальных маршрутов сопровождения в профессиональном обучении Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Концепция психического развития ребенка Д.Б.Эльконина Теории психического раз- вития: З.Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Г.Крайг Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Субъекты психологического сопровождения, взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса Сам. работа 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Когнитивное развитие личности подростковом и юношеском возрасте Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Моделирование учебно-проблемной ситуации в дизайн -обучении Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Развитие образного мышления учащихся в период профессионального обучения Сам. работа 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Практическая реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся
3.1. Психологическое сопровождение когнитивного развития учащихся на разных возрастных этапах Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Диагностика познавательной сферы в соответствии с возрастными особенностями на каждой ступени развития. Развитие когнитивных процессов Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Составление конспекта "Мониторинг изучения интеллектуального развития школьников" Сам. работа 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.2
3.4. Взаимодействие субъектов воспитательно- образовательного процесса по когнитивному развитию учащихся Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности и их значение, и учет в учебно-воспитательном процессе Практические 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Составление опорного конспекта "Психологическая диагности- ка индивидуальных особенностей личности" Сам. работа 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.2
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации в образовательном учреждении Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.2
3.8. Составление Карты интересов обучающегося впрофессиональном образовательном учреждении Практические 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1
3.9. Разработка учебных заданий для развития когнитивных и творческих умений в дизайн-обучении Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.2
3.10. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Составление индивидуальной Программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Результат сопровождения: адекватное раскрытие личностью смысла личностно и социально значимых ценностей, качеств личности, компетенций воспитанного человека в соответствии с признаками проявления гуманности и коллективизма, ответственности и долга, самоуправления деятельностью Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сластенин В.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щуркова Н.Е.- Педагогические технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виды педагогических технологий si-sv.com
Э2 Определения педагогической технологии bank.orenipk.ru
Э3 Информационно-методический центр образования www.imc-new.com
Э4 Электронный курс "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся" Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.