МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История фармации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Иванова Н.П.

Рабочая программа дисциплины
История фармации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018г. №219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История фармации" являются формирование у студентов комплексного представления о специфике становления фармации, основных исторических этапах ее развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.важнейшие факты отечественной истории, факты из истории фармации и медицины в России и мире, ориентируется в специфике развития фармации в мире; историю величайших научных достижений в области фармации и медицины
3.2.Уметь:
3.2.1.применять общенаучные методы в познавательной деятельности, осуществлять сравнительный анализ специфики развития фармации в России и мире; реконструировать и выявлять специфику мировоззренческих установок людей прошлого на различных исторических этапах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа исторических текстов, информационно-поисковой деятельности; осуществлять многоаспектный анализ истоков межэтнической, межконфессиональной, межгосударственной, социальной, политической и др. конфронтации, сотрудничества и т.д.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекарствоведение в первобытном обществе
1.1. Лекарствоведение в первобытном обществе Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
1.2. Лекарствоведение в первобытном обществе Сам. работа 2 4 УК-1, УК-5 Л1.1
Раздел 2. Лекарствоведение в Древнем мире
2.1. Лекарствоведение в странах Древнего Востока: Древний Египет, Древняя Индия. Лекции 2 4 УК-1, УК-5 Л1.1
2.2. Лекарствоведение в странах Древнего Востока: Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай Сам. работа 2 8 УК-1, УК-5 Л1.1
2.3. Лекарствоведение в Древнем Китае Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
2.4. Лекарствоведение античного Средизменоморья: Древняя Греция и Древний Рим Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
2.5. Лекарствоведение античного Средизменоморья: Древняя Греция и Древний Рим Сам. работа 2 8 УК-1, УК-5 Л1.1
Раздел 3. Фармация в эпоху Среденевековья
3.1. Фармация и врачевание Древней Руси и периода дезинтеграции. Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
3.2. Фармация в арабских халифатах и Средней Азии Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
3.3. Фармация в Западной Европе (V - XV вв.). Фармация эпохи Возрождения. Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
3.4. Лекарстоведение в Древней Руси. Фармация в Московском государстве Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
3.5. Лекарстоведение в Древней Руси. Фармация в Московском государстве Сам. работа 2 8 УК-1, УК-5 Л1.1
3.6. Фармация в эпоху Среденевековья Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
3.7. Лекарстоведение в Древней Руси. Фармация в Московском государстве Сам. работа 2 12 УК-1, УК-5 Л1.1
Раздел 4. Фармация Нового времени
4.1. Специфика развития фармацевтической науки в Новое время Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
4.2. Становление фармацевтического образования в России и мире Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
4.3. Возникновение государственнх фармакопей Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
4.4. Первые медицинские и фармацевтические приборы. Становление вакцинации, микробиологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии. Наркоз и анестезиологии.Становление асептики и антисептики. Наркоз и анестезиология. Практические 2 6 УК-1, УК-5 Л1.1
4.5. Первые медицинские и фармацевтические приборы. Становление вакцинации, микробиологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии. Наркоз и анестезиологии.Становление асептики и антисептики. Наркоз и анестезиология. Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5 Л1.1
4.6. Становление фрамацевтической промышленности в Новое время. Развитие аптек. Становление медицинского и аптечного управления. Практические 2 4 УК-1, УК-5 Л1.1
4.7. Становление фрамацевтической промышленности в Новое время. Развитие аптек. Становление медицинского и аптечного управления. Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5 Л1.1
Раздел 5. Фармация и здравоохранение в новейшее время
5.1. Фармация и здравоохранение в новейшее время Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
5.2. Международные организации. Нобелевские лауреаты в области физиологии и медицины Практические 2 4 УК-1, УК-5 Л1.1
5.3. Международные организации. Нобелевские лауреаты в области физиологии и медицины Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1
5.4. Фармация и здровохранение в новейшее время Сам. работа 2 12 УК-1, УК-5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Лекарствоведение в первобытном обществе.
2. Лекарствоведение в Древнем Египете.
3. Лекарствоведение в Древней Индии.
4. Лекарствоведение в Древнем Китае.
5. Лекарствоведение античного Средизменоморья: Древняя Греция.
6. Лекарствоведение античного Средизменоморья: Древний Рим.
7. Фармация и врачевание Древней Руси.
8. Фармация и врачевание и периода дезинтеграции.
9. Фармация в арабских халифатах.
10. Фармация в Средней Азии.
11. Фармация в Западной Европе V - XV вв.
12. Фармация Нового времени.
13. Фармация в Московском государстве.
14. Первые медицинские и фармацевтические приборы.
15. Становление вакцинации, микробиологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии.
16. Наркоз и анестезиологии.Становление асептики и антисептики.
17. Развитие аптек и аптечных сетей в Новое время.
18. Ботанические сады.
19. Становление фрамацевтического образования в Новое время.
20. Международные организации.
21. Нобелевские лауреаты в области физиологии и медицины.
22. Возникновение государственных фармакопей.
23. Фармация в новейшее время в XX в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Исторические источники о лекарствоведении первобытной эпохи.
2. Научные знания о лекарствоведении первобытной эпохи базируются на данных археологии, этнографии, палеопатологии, палеоботаники, палеоантропологии, палеопсихологии. Дайте определения этим научным направлениям.
3. Основные формы врачевания и лекарственные средства Древней Руси.
4. Санитарно-гигиенические традиции Древней Руси.
5. Аптекарский приказ, его функции и штаты.
6. Первые аптеки в Московском государстве.
7. Первые заводы для изготовления аптечной посуды в Московском государстве.
8. Аптечный инвентарь, способы фармацевтической переработки и взвешивания, используемые в Московском государстве.
9. Охарактеризуйте исторический вклад Н.Н. Зинина и его учеников.
10. Обозначьте особенности становления аптекарских садов и огородов в России.
11. Назовите основоположников становления вакцинации, микробиологии, бактериологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии в России.
12. Медицинские опыты врачей и фармацевтов на себе.
13. Исторический вклад И.И. Мечникова.
14. Исторический вклад Д.И. Ивановского.
15. Исторический вклад А.В. Пель.
16. Основоположники асептики и антисептики в России.
17. Российские основоположников наркоза и анестезии.
18. Становление фармацевтического образования в России в XVIII столетии.
19. Исторический вклад В.А. Тихомирова и его труды «Основы фармакогнозии», «Курс фармации».
20. Исторический вклад А. Нелюбина.
21. Исторический вклад Ю.К. Траппа и его учеников.
22. НИИ России XIX – начала XX в.
23. Первые фармакопеи России.
24. Становления фармацевтической промышленности в России.
25. Зарубежные фармацевтические фирмы в России в XIX – начале XX в.
26. Особенности развития первых земских аптек, аптечной сети и оборудования в России в XIX – начале XX в.
27. Особенности производства пенициллина в СССР.
28. Выдающиеся представители фармации и здравоохранения в СССР и России.
29. НИИ в СССР и России.
30. Исторический вклад И.П. Павлова.
31. Специфика деятельности НИИ СССР (на выбор НИХФИ, ФНИХФИ, ВИЛАР, ВНИВИ, ЦАНИИ и др.).
32. Основные направления фармацевтических реформ в первые годы советской власти.
33. Специфику развития фармации в годы Великой отечественной войны.
34. Исторический вклад З.В. Ермольевой.
35. Сравнительный анализ государственных фармакопей СССР.
36. Химико-фармацевтическая промышленность СССР и России.
37. Развития фармацевтической сети современной России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева ; отв. ред. Е. В. Демчи История: Россия и мир : учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Э2 Поиск электронных книг: http://www.poiskknig.ru/
Э3 Сайт Российской национальной библиотеки: http://www.nlr.ru/
Э4 Утерянная империя: http://lost-empire.ru
Э5 Хронос: http://www.hrono.ru/
Э6 Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/
Э7 История фармации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История фармации» студентам предстоит софрмировать представления о специфике развития фармации в России и мире.
Дисциплина состоит из 5 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (20 часов лекционных и 22 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов.

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.

Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle.

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса.