Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "История фармации" являются формирование у студентов комплексного представления о специфике становления фармации, основных исторических этапах ее развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | важнейшие факты отечественной истории, факты из истории фармации и медицины в России и мире, ориентируется в специфике развития фармации в мире; историю величайших научных достижений в области фармации и медицины |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять общенаучные методы в познавательной деятельности, осуществлять сравнительный анализ специфики развития фармации в России и мире; реконструировать и выявлять специфику мировоззренческих установок людей прошлого на различных исторических этапах |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа исторических текстов, информационно-поисковой деятельности; осуществлять многоаспектный анализ истоков межэтнической, межконфессиональной, межгосударственной, социальной, политической и др. конфронтации, сотрудничества и т.д. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Лекарствоведение в первобытном обществе | ||||||
1.1. | Лекарствоведение в первобытном обществе | Лекции | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
1.2. | Лекарствоведение в первобытном обществе | Сам. работа | 2 | 4 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
Раздел 2. Лекарствоведение в Древнем мире | ||||||
2.1. | Лекарствоведение в странах Древнего Востока: Древний Египет, Древняя Индия. | Лекции | 2 | 4 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
2.2. | Лекарствоведение в странах Древнего Востока: Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай | Сам. работа | 2 | 8 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
2.3. | Лекарствоведение в Древнем Китае | Практические | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
2.4. | Лекарствоведение античного Средизменоморья: Древняя Греция и Древний Рим | Практические | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
2.5. | Лекарствоведение античного Средизменоморья: Древняя Греция и Древний Рим | Сам. работа | 2 | 8 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
Раздел 3. Фармация в эпоху Среденевековья | ||||||
3.1. | Фармация и врачевание Древней Руси и периода дезинтеграции. | Лекции | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
3.2. | Фармация в арабских халифатах и Средней Азии | Лекции | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
3.3. | Фармация в Западной Европе (V - XV вв.). Фармация эпохи Возрождения. | Лекции | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
3.4. | Лекарстоведение в Древней Руси. Фармация в Московском государстве | Практические | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
3.5. | Лекарстоведение в Древней Руси. Фармация в Московском государстве | Сам. работа | 2 | 8 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
3.6. | Фармация в эпоху Среденевековья | Практические | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
3.7. | Лекарстоведение в Древней Руси. Фармация в Московском государстве | Сам. работа | 2 | 12 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
Раздел 4. Фармация Нового времени | ||||||
4.1. | Специфика развития фармацевтической науки в Новое время | Лекции | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
4.2. | Становление фармацевтического образования в России и мире | Лекции | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
4.3. | Возникновение государственнх фармакопей | Лекции | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
4.4. | Первые медицинские и фармацевтические приборы. Становление вакцинации, микробиологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии. Наркоз и анестезиологии.Становление асептики и антисептики. Наркоз и анестезиология. | Практические | 2 | 6 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
4.5. | Первые медицинские и фармацевтические приборы. Становление вакцинации, микробиологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии. Наркоз и анестезиологии.Становление асептики и антисептики. Наркоз и анестезиология. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
4.6. | Становление фрамацевтической промышленности в Новое время. Развитие аптек. Становление медицинского и аптечного управления. | Практические | 2 | 4 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
4.7. | Становление фрамацевтической промышленности в Новое время. Развитие аптек. Становление медицинского и аптечного управления. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
Раздел 5. Фармация и здравоохранение в новейшее время | ||||||
5.1. | Фармация и здравоохранение в новейшее время | Лекции | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
5.2. | Международные организации. Нобелевские лауреаты в области физиологии и медицины | Практические | 2 | 4 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
5.3. | Международные организации. Нобелевские лауреаты в области физиологии и медицины | Сам. работа | 2 | 2 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
5.4. | Фармация и здровохранение в новейшее время | Сам. работа | 2 | 12 | УК-1, УК-5 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Лекарствоведение в первобытном обществе. 2. Лекарствоведение в Древнем Египете. 3. Лекарствоведение в Древней Индии. 4. Лекарствоведение в Древнем Китае. 5. Лекарствоведение античного Средизменоморья: Древняя Греция. 6. Лекарствоведение античного Средизменоморья: Древний Рим. 7. Фармация и врачевание Древней Руси. 8. Фармация и врачевание и периода дезинтеграции. 9. Фармация в арабских халифатах. 10. Фармация в Средней Азии. 11. Фармация в Западной Европе V - XV вв. 12. Фармация Нового времени. 13. Фармация в Московском государстве. 14. Первые медицинские и фармацевтические приборы. 15. Становление вакцинации, микробиологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии. 16. Наркоз и анестезиологии.Становление асептики и антисептики. 17. Развитие аптек и аптечных сетей в Новое время. 18. Ботанические сады. 19. Становление фрамацевтического образования в Новое время. 20. Международные организации. 21. Нобелевские лауреаты в области физиологии и медицины. 22. Возникновение государственных фармакопей. 23. Фармация в новейшее время в XX в. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Исторические источники о лекарствоведении первобытной эпохи. 2. Научные знания о лекарствоведении первобытной эпохи базируются на данных археологии, этнографии, палеопатологии, палеоботаники, палеоантропологии, палеопсихологии. Дайте определения этим научным направлениям. 3. Основные формы врачевания и лекарственные средства Древней Руси. 4. Санитарно-гигиенические традиции Древней Руси. 5. Аптекарский приказ, его функции и штаты. 6. Первые аптеки в Московском государстве. 7. Первые заводы для изготовления аптечной посуды в Московском государстве. 8. Аптечный инвентарь, способы фармацевтической переработки и взвешивания, используемые в Московском государстве. 9. Охарактеризуйте исторический вклад Н.Н. Зинина и его учеников. 10. Обозначьте особенности становления аптекарских садов и огородов в России. 11. Назовите основоположников становления вакцинации, микробиологии, бактериологии, вирусологии, иммунологии, химиотерапии в России. 12. Медицинские опыты врачей и фармацевтов на себе. 13. Исторический вклад И.И. Мечникова. 14. Исторический вклад Д.И. Ивановского. 15. Исторический вклад А.В. Пель. 16. Основоположники асептики и антисептики в России. 17. Российские основоположников наркоза и анестезии. 18. Становление фармацевтического образования в России в XVIII столетии. 19. Исторический вклад В.А. Тихомирова и его труды «Основы фармакогнозии», «Курс фармации». 20. Исторический вклад А. Нелюбина. 21. Исторический вклад Ю.К. Траппа и его учеников. 22. НИИ России XIX – начала XX в. 23. Первые фармакопеи России. 24. Становления фармацевтической промышленности в России. 25. Зарубежные фармацевтические фирмы в России в XIX – начале XX в. 26. Особенности развития первых земских аптек, аптечной сети и оборудования в России в XIX – начале XX в. 27. Особенности производства пенициллина в СССР. 28. Выдающиеся представители фармации и здравоохранения в СССР и России. 29. НИИ в СССР и России. 30. Исторический вклад И.П. Павлова. 31. Специфика деятельности НИИ СССР (на выбор НИХФИ, ФНИХФИ, ВИЛАР, ВНИВИ, ЦАНИИ и др.). 32. Основные направления фармацевтических реформ в первые годы советской власти. 33. Специфику развития фармации в годы Великой отечественной войны. 34. Исторический вклад З.В. Ермольевой. 35. Сравнительный анализ государственных фармакопей СССР. 36. Химико-фармацевтическая промышленность СССР и России. 37. Развития фармацевтической сети современной России. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева ; отв. ред. Е. В. Демчи | История: Россия и мир : учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm | |||
Э2 | Поиск электронных книг: http://www.poiskknig.ru/ | |||
Э3 | Сайт Российской национальной библиотеки: http://www.nlr.ru/ | |||
Э4 | Утерянная империя: http://lost-empire.ru | |||
Э5 | Хронос: http://www.hrono.ru/ | |||
Э6 | Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/ | |||
Э7 | История фармации | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/ Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «История фармации» студентам предстоит софрмировать представления о специфике развития фармации в России и мире. Дисциплина состоит из 5 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (20 часов лекционных и 22 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать: • умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники; • логичность построения хода и результатов выполнения работы; • умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию; • представление полного ответа на предложенные вопросы; • умение использовать дополнительные возможности информационных технологий. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle. Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса. |