МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.иск., доц., Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Культурология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.03.2016г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления)
ОК-5: владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью
ОК-6: способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовностью к использованию инновационных идей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы профессиональной деятельности в сфере анализа социокультурных процессов
основные коммуникативные механизмы профессионального становления
основные механизмы и закономерности функционирования культурных и социокультурных систем современности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять при проведении исследований знания о процессах социокультурной динамики.
применять в профессиональной деятельности современные коммуникативные стратегии профессионального и личностного развития.
анализировать достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, связанной с решением конкретных социально-культурных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и технологиями социокультурного исследования, необходимыми для решения профессиональных задач в области культурологии
основными коммуникативными практиками, в т.ч. Культурой речи и культурой делового общения
основными стратегиями и практиками повышения своей профессиональной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Культурология"
1.1. Культура и культурология в социогуманитарном знании Лекции 2 2 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Культура Древнего мира Практические 2 2 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Культурология как наука и учебная дисциплина: предмет, цели и задачи, особенности культурологии. Этапы развития культурологического знания. Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Культура эпохи средних веков Практические 2 2 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе: роль и место культурологии в современной системе наук. Взаимосвязи культурологии с другими дисциплинами Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Культура эпохи Возрождения Практические 2 2 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Структура культурологи: разделы культурологии: теоретическая, историческая и прикладная культурология, история культурологической мысли Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Цивилизация и культура. Культура «Осевого времени». Лекции 2 2 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Методы культурологических исследований: исторический, компаративный, типологический, структурный, функциональный, феноменологический, семиотический методы. Системный подход Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Культурные ценности Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Культурные нормы Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Типология культур Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Динамика культуры Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Культура и личность. Культура и общество Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Зачет 2 4 ОК-2, ОК-5, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
См. в приложении
Приложения
Приложение 1.   Культурология 20.03.01-1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400
Л1.2 Солонин Ю.Н. Культурология: учебник Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/viewer/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF/kulturologiya#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ф. Горохов Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-415938
Л2.2 Иконникова С.Н. Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-v-2-ch-chast-1-teoreticheskaya-kulturologiya-427422
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Соловьева Н.И. Культурология / Соловьева Н. И., Носкова М. И.; АлтГУ, Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин. - Учеб.-метод. электрон. изд. - Славгород, 2012. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/191
Э2 Садохин А.П. Культурология: теория культуры: учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 365 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400
Э3 Садохин А.П. Культурология: учебное пособие / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 295 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115388
Э4 Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 327 с. URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115380
Э5 Никитич Л.А. Культурология: учебное пособие / Л.А. Никитич. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 351 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115387
Э6 Курс в Moodle «Культурология ("Социально-гуманитарный модуль")» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3906
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
 Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.