МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История международных отношений и дипломатии на Востоке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-2-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 30 30 66 66
Практические 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 48 48 99 99 147 147
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
История международных отношений и дипломатии на Востоке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть процесс формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и функционирования колониальных империй,борьбу народов Востока за суверенитет и равноправный статус в межгосударственных отношениях,показать место и роль стран и народов Востока в современной системе международных отношений, повышение их значимости в мировых экономических и политических процессах в условиях глобального перераспределения сил и появления новых мировых и региональных центров силы.
Задачи:
– показать своеобразие и специфику колониальной политики ведущих государств мира в отношении народов Востока;
– рассмотреть международно-правовую основу системы неравноправных договоров между странами Запада и Востока;
– определить роль экономического компонента и его договорное оформление во взаимоотношениях капиталистических держав со странами Востока в условиях складывания мирового рынка;
– рассмотреть формирование региональных подсистем международных отношений;
– показать роль «советского фактора» в международных отношениях на Востоке;
– показать неизбежность и конкретные формы распада колониальных империй и обретения суверенитета странами Востока;
– рассмотреть место и роль стран Востока в международных отношения в условиях существования биполярной структуры миропорядка;
– показать рост влияния государств Востока на общемировые процессы после ликвидации биполярного мироустройства;проследить формирование новых «центров силы» в современной системе международных отношений;
– определить воздействие религиозного и цивилизационно-культурного компонентов на характер современных международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-знать методологические основы гуманитарных знаний и политической теории;
-знать фактическое содержание и этапы эволюции международных отношений периода;
–знать и понимать логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;
– знать и понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенности их дипломатии и взаимоотношений с Россией.

3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать теоретико-методологические приемы в освоении фактического материала по истории международных отношений;
-осуществлять сравнительно-исторический анализ международных отношений в рамках системного подхода.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками теоретического и прикладного анализа конкретно-исторического материала и процессов;
-теоретическим и прикладным анализом международных отношений, внешней политики и дипломатии государств в глобальной системе и региональных подсистемах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История международных отношений на Востоке в новое время
1.1. Введение Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. «Восточный вопрос» в международных отношениях в конце XVIII – начале ХХ в. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Англо-русское соперничество в Иране в XIX - начале ХХ в. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Разграничение Российской и Британской империй в Средней Азии и Афганистане во второй половине XIX в. Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Международные отношения на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ в. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Первая мировая война и страны Востока. Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. «Восточный вопрос» в международных отношениях в конце XVIII – начале ХХ в. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Англо-русское соперничество в Иране в XIX - начале ХХ в. Практические 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Разграничение Российской и Британской империй в Средней Азии и Афганистане во второй половине XIX в. Практические 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Международные отношения на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ в. Практические 3 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Первая мировая война и страны Востока. Практические 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Международные отношений на Востоке в 1918-1945 гг.
2.1. Раздел Османской империи и борьба Турции за независимость и суверенитет. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Формирование мандатной системы на Арабском Востоке. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Вашингтонская конференция и формирование Вашингтонского порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе Лекции 3 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Политика Советской России на Востоке Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Усиление японской агрессии в Китае в 1930-е гг. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Раздел Османской империи и борьба Турции за независимость и суверенитет. Практические 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Формирование мандатной системы на Арабском Востоке. Практические 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Вашингтонская конференция и формирование Вашингтонского порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Политика Советской России на Востоке Практические 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Усиление японской агрессии в Китае в 1930-е гг. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Чтение дополнительной литературы Сам. работа 3 48 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Зачет 3 0 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Вторая мировая война и страны Востока Практические 4 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Вторая мировая война и страны Востока Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Международные отношения на Востоке во второй половине ХХ в.
3.1. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенный период Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Процессы деколонизации в Азии и Африке Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Китай и международные отношения в Восточной Азии в 1960-е – 1970-е гг. Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Ближневосточная подсистема международных отношений во второй половине ХХ в. Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. «Исламский фактор» в международных отношениях в 1970-е – 1980-е гг. Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Страны Востока в условиях ликвидации биполярного мироустройства и становления новой системы международных отношений Лекции 4 6 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенный период Практические 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Процессы деколонизации в Азии и Африке Практические 4 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Китай и международные отношения в Восточной Азии в 1960-е – 1970-е гг. Практические 4 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Ближневосточная подсистема международных отношений во второй половине ХХ в. Практические 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.11. «Исламский фактор» в международных отношениях в 1970-е – 1980-е гг. Практические 4 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Страны Востока в условиях ликвидации биполярного мироустройства и становления новой системы международных отношений Практические 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Чтение дополнительной литературы Сам. работа 4 99 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Экзамен Экзамен 4 27 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Раздел Африки между европейскими державами в конце XIX – начале ХХ в.
2. «Опиумные» войны и неравноправные договоры между Китаем и западными державами.
3. Включение Средней Азии в состав Российской империи.
4. Первая и вторая англо-афганские войны.
5. «Илийский вопрос» в российско-китайских отношениях.
6. Борьба за раздел Китая между великими державами в конце XIX в.
7. Продвижение Японии на азиатский материк в конце XIX – начале ХХ в.
8. КВЖД и продвижение России в Маньчжурию в конце XIX – начале ХХ в.
9. Ли Хунчжан и внешняя политика Китая в конце XIX века.
10. Колониальная система и страны Востока.
11. Формы зависимости стран Востока от западных держав в колониальную эпоху.
12. Теория «мир-системы» И. Валлерстайна.
13. Соперничество Британской и Российской империй на Востоке в XIX веке.
14. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в конце XIX – начале ХХ в.
15. Позиция Японии в период Первой мировой войны.
16. Участие Турции в Первой мировой войне.
17. Становление, эволюция и разрушение Вашингтонского порядка в Тихоокеанском регионе.
18. Политика Советской России на Востоке.
19. Процессы деколонизации в Азии и Африке.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Решетникова Л. С. История Востока в Новое время: Учебная литература для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 сост. Л.Н. Величко, А.Н. Птицын, В.Н. Садченко. История Востока в Новейшее время: история международных отношений : хрестоматия Ставрополь : СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт востоковедения РАН www.ivran.ru
Э2 Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (редкие издания XIX – начала XX в. о международных отношениях на Востоке) www.prlib.ru
Э3 Источники по международным отношениям на Востоке www.vostlit.info
Э4 Учебная дисциплина «История международных отношений на Востоке (для международников) » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное освоение курса возможно при систематической подготовке студентов к лекционным и особенно семинарским занятиям. В лекционном курсе преподаватель не только отбирает определенный фактический материал в соответствии с авторским подходом к раскрытию основной проблематики данной дисциплины, но и выстраивает его, сообразуясь с логикой основных процессов и тенденций в эволюции системы международных отношений, расставляет акценты, ориентирует студентов на узловые моменты и наиболее характерные события. Поэтому лекционные занятия нацелены на активное восприятие студентами излагаемого лектором материала, а также его осмысление при знакомстве с рекомендуемой литературой. Важно усвоить основной понятийный аппарат, необходимый для характеристики иерархический отношений ведущих держав и зависимой периферии в новое время (колония, протекторат, доминион, прямое и косвенное управление, неравноправные договоры и др.), следует обратить внимание на неоднозначные последствия для народов Востока такого явления как формирование мирового рынка, ибо интенсификация мировых товарных, а затем и финансовых потоков в XIX – начале ХХ в. становилась все более значимым фактором, определяющим характер международных отношений.
Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение источников и рекомендуемой литературы. Семинарские занятия нацелены на конкретизацию знаний, полученных в ходе лекционного курса. Основная проблематика семинаров посвящена «восточному вопросу» в преломлении его значимости для судеб Османской империи и начальным этапам складывания дальневосточной подсистемы международных отношений. При подготовке к занятиям следует обратить внимание на механизмы втягивания стран Востока в формировавшееся мировое экономическое и политическое пространство, свойственные колониальной эпохе. При этом страны Востока не были безвольным орудием в руках западных держав, но пытались не только противостоять военно-политическому натиску европейских держав и США, но использовать возможности для маневрирования на международной арене, апеллировали к тем нормам и принципам межгосударственных отношений, которые были выработаны в европейской подсистеме. Особое внимание на семинарских занятиях уделяется международным отношениям на Дальнем Востоке на рубеже XIX–ХХ вв. в силу особой значимости и «чувствительности» этого региона для политики великих держав, а также появления нового сильного игрока на международной арене в лице Японии. Одна из основных задач при подготовке к семинарским занятиям заключается в том, чтобы выявить, как соперничество между ведущими державами и их блоками экстраполировалось на другие регионы мира и, в свою очередь, как «восточная политика» тех или иных держав воздействовала на межгосударственные отношения в центральной (европейской) подсистеме. Для понимания специфики международных отношений в дальневосточном регионе и межцивилизационных различий при столкновении западных и восточных обществ существенное значение имеет семинарское занятие, посвященное особенностям традиционной внешнеполитической доктрины Китая.
Подготовка к зачету и экзамену предполагает не только запоминание некой суммы эмпирических данных, полученных на лекционных и семинарских занятиях, но их осмысление и систематизацию, умение сжато, ёмко и логично изложить содержание экзаменационных вопросов, сочетая раскрытие конкретно-исторического материала с теоретическими обобщениями. Существенное значение при выставлении экзаменационной оценки имеет умение студента подвести итог и сделать выводы в заключительной части своего ответа.