МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_Диз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. искусствоведения, доцент, Т. В. Пойдина

Рецензент(ы):
док. иск., Дир. инст., Л. И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины: овладение способностью использовать инновационные способы моделирования педагогической деятельности; формировать психолого-педагогическую готовность специалиста к профессиональной деятельности; использовать инновационные способы моделирования педагогической деятельности в сфере профессионального обучения
Задачи:
- овладение навыками и методиками разработки технологий и программ, наиболее эффективно реализующихся в процессе профессиональной подготовки специалистов;
- овладение современным содержанием, методическими и технологическими основами современных инновационных психолого-педагогических подходов профессиональной подготовки специалиста;
-формирование компетенций в области представлений об основных теоретических, методологических и методических положениях психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности взаимодействия как процесса в условиях образовательного учреждения; специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и
психофизиологического развития, а так же регуляции поведения и деятельности, понимать связь положений науки и социальной практики
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать связь положений науки и социальной практики; применять знания общих, специфических закономерностей и индивидуальных
особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях в квазипрофессиональной деятельности;
- решать типовые задачи как составлять программы психолого -педагогического сопровождения и поддержки обучающихся;
- использовать полученные знания, применять теоретические знания в педагогической и воспитательной деятельности;
- реализовывать профессиональные задачи в рамках разработки и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив,социальных проектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами осуществления прогностического анализа, способами учета общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; профессиональными знаниями и
подходами при решении практических задач; полученными знаниями и навыками для осуществления профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению
1.1. Предмет, цели, задачи и субъекты психолого-педагогического сопровождения Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Психологическая служба как организационная структура психолого-педагогического сопровождения обучающихся Сам. работа 5 2 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Составление конспекта "Формы организации коллективной деятельности" Сам. работа 5 18 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Факторы психического развития: наследственность, среда, активность. Закономерности психического развития: деятельность, кризис развития, психологическое новообразование Практические 5 2 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Составление конспекта "Роль психолого-педагогической деятельности в социализации личности" Сам. работа 5 18 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Сущность и особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся
2.1. Концепция психического развития ребенка Д.Б.Эльконина Теории психического раз- вития: З.Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Г.Крайг Практические 5 2 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Субъекты психологического сопровождения, взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса Сам. работа 5 4 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Развитие образного мышления учащихся в период профессионального обучения Сам. работа 5 4 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Практическая реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся
3.1. Психологическое сопровождение когнитивного развития учащихся на разных возрастных этапах Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Составление конспекта "Мониторинг изучения интеллектуального развития школьников" Сам. работа 5 2 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.2
3.3. Составление опорного конспекта "Психологическая диагности- ка индивидуальных особенностей личности" Сам. работа 5 12 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.2
3.4. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации в образовательном учреждении Лекции 5 2 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.2
3.5. Составление Карты интересов обучающегося впрофессиональном образовательном учреждении Сам. работа 5 10 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.6. Разработка учебных заданий для развития когнитивных и творческих умений в дизайн-обучении Сам. работа 5 12 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.2
3.7. Составление индивидуальной Программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Результат сопровождения: адекватное раскрытие личностью смысла личностно и социально значимых ценностей, качеств личности, компетенций воспитанного человека в соответствии с признаками проявления гуманности и коллективизма, ответственности и долга, самоуправления деятельностью Сам. работа 5 12 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.8. Зачет 5 4 ОПК-6, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сластенин В.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щуркова Н.Е.- Педагогические технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виды педагогических технологий si-sv.com
Э2 Определения педагогической технологии bank.orenipk.ru
Э3 Информационно-методический центр образования www.imc-new.com
Э4 Электронный курс "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся" Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.