Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 | 48 | 48 |
Сам. работа | 120 | 120 | 165 | 165 | 285 | 285 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 252 | 252 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов
1.1. | раскрыть процесс формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и функционирования колониальных империй,борьбу народов Востока за суверенитет и равноправный статус в межгосударственных отношениях,показать место и роль стран и народов Востока в современной системе международных отношений, повышение их значимости в мировых экономических и политических процессах в условиях глобального перераспределения сил и появления новых мировых и региональных центров силы. Задачи: – показать своеобразие и специфику колониальной политики ведущих государств мира в отношении народов Востока; – рассмотреть международно-правовую основу системы неравноправных договоров между странами Запада и Востока; – определить роль экономического компонента и его договорное оформление во взаимоотношениях капиталистических держав со странами Востока в условиях складывания мирового рынка; – рассмотреть формирование региональных подсистем международных отношений; – показать роль «советского фактора» в международных отношениях на Востоке; – показать неизбежность и конкретные формы распада колониальных империй и обретения суверенитета странами Востока; – рассмотреть место и роль стран Востока в международных отношения в условиях существования биполярной структуры миропорядка; – показать рост влияния государств Востока на общемировые процессы после ликвидации биполярного мироустройства;проследить формирование новых «центров силы» в современной системе международных отношений; – определить воздействие религиозного и цивилизационно-культурного компонентов на характер современных международных отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-4 | способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-12 | способность понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -знать методологические основы гуманитарных знаний и политической теории; -знать фактическое содержание и этапы эволюции международных отношений периода; –знать и понимать логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности; – знать и понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенности их дипломатии и взаимоотношений с Россией. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -использовать теоретико-методологические приемы в освоении фактического материала по истории международных отношений; -осуществлять сравнительно-исторический анализ международных отношений в рамках системного подхода. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками теоретического и прикладного анализа конкретно-исторического материала и процессов; -теоретическим и прикладным анализом международных отношений, внешней политики и дипломатии государств в глобальной системе и региональных подсистемах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История международных отношений на Востоке в новое время | ||||||
1.1. | Введение | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | «Восточный вопрос» в международных отношениях в конце XVIII – начале ХХ в. | Лекции | 3 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Англо-русское соперничество в Иране в XIX - начале ХХ в. | Лекции | 3 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Разграничение Российской и Британской империй в Средней Азии и Афганистане во второй половине XIX в. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Международные отношения на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ в. | Лекции | 3 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Первая мировая война и страны Востока. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | «Восточный вопрос» в международных отношениях в конце XVIII – начале ХХ в. | Практические | 3 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Англо-русское соперничество в Иране в XIX - начале ХХ в. | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Разграничение Российской и Британской империй в Средней Азии и Афганистане во второй половине XIX в. | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Международные отношения на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ в. | Практические | 3 | 4 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Первая мировая война и страны Востока. | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Международные отношений на Востоке в 1918-1945 гг. | ||||||
2.1. | Раздел Османской империи и борьба Турции за независимость и суверенитет. | Лекции | 3 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Формирование мандатной системы на Арабском Востоке. | Лекции | 3 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Вашингтонская конференция и формирование Вашингтонского порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе | Лекции | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Политика Советской России на Востоке | Лекции | 3 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Усиление японской агрессии в Китае в 1930-е гг. | Лекции | 3 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Раздел Османской империи и борьба Турции за независимость и суверенитет. | Практические | 3 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Формирование мандатной системы на Арабском Востоке. | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Вашингтонская конференция и формирование Вашингтонского порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе | Практические | 3 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Политика Советской России на Востоке | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Усиление японской агрессии в Китае в 1930-е гг. | Практические | 3 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Чтение дополнительной литературы | Сам. работа | 3 | 120 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Зачет | 3 | 0 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.13. | Вторая мировая война и страны Востока | Практические | 4 | 4 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Вторая мировая война и страны Востока | Лекции | 4 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Международные отношения на Востоке во второй половине ХХ в. | ||||||
3.1. | Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенный период | Лекции | 4 | 6 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Процессы деколонизации в Азии и Африке | Лекции | 4 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Китай и международные отношения в Восточной Азии в 1960-е – 1970-е гг. | Лекции | 4 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Ближневосточная подсистема международных отношений во второй половине ХХ в. | Лекции | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | «Исламский фактор» в международных отношениях в 1970-е – 1980-е гг. | Лекции | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Страны Востока в условиях ликвидации биполярного мироустройства и становления новой системы международных отношений | Лекции | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенный период | Практические | 4 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Процессы деколонизации в Азии и Африке | Практические | 4 | 4 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Китай и международные отношения в Восточной Азии в 1960-е – 1970-е гг. | Практические | 4 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Ближневосточная подсистема международных отношений во второй половине ХХ в. | Практические | 4 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.11. | «Исламский фактор» в международных отношениях в 1970-е – 1980-е гг. | Практические | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.12. | Страны Востока в условиях ликвидации биполярного мироустройства и становления новой системы международных отношений | Практические | 4 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.13. | Чтение дополнительной литературы | Сам. работа | 4 | 165 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.14. | Экзамен | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-4, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Раздел Африки между европейскими державами в конце XIX – начале ХХ в. 2. «Опиумные» войны и неравноправные договоры между Китаем и западными державами. 3. Включение Средней Азии в состав Российской империи. 4. Первая и вторая англо-афганские войны. 5. «Илийский вопрос» в российско-китайских отношениях. 6. Борьба за раздел Китая между великими державами в конце XIX в. 7. Продвижение Японии на азиатский материк в конце XIX – начале ХХ в. 8. КВЖД и продвижение России в Маньчжурию в конце XIX – начале ХХ в. 9. Ли Хунчжан и внешняя политика Китая в конце XIX века. 10. Колониальная система и страны Востока. 11. Формы зависимости стран Востока от западных держав в колониальную эпоху. 12. Теория «мир-системы» И. Валлерстайна. 13. Соперничество Британской и Российской империй на Востоке в XIX веке. 14. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в конце XIX – начале ХХ в. 15. Позиция Японии в период Первой мировой войны. 16. Участие Турции в Первой мировой войне. 17. Становление, эволюция и разрушение Вашингтонского порядка в Тихоокеанском регионе. 18. Политика Советской России на Востоке. 19. Процессы деколонизации в Азии и Африке. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Васильев Л.С. | ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Решетникова Л. С. | История Востока в Новое время: Учебная литература для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | сост. Л.Н. Величко, А.Н. Птицын, В.Н. Садченко. | История Востока в Новейшее время: история международных отношений : хрестоматия | Ставрополь : СКФУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт востоковедения РАН | www.ivran.ru | ||
Э2 | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (редкие издания XIX – начала XX в. о международных отношениях на Востоке) | www.prlib.ru | ||
Э3 | Источники по международным отношениям на Востоке | www.vostlit.info | ||
Э4 | Учебная дисциплина «История международных отношений на Востоке (для международников) » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Успешное освоение курса возможно при систематической подготовке студентов к лекционным и особенно семинарским занятиям. В лекционном курсе преподаватель не только отбирает определенный фактический материал в соответствии с авторским подходом к раскрытию основной проблематики данной дисциплины, но и выстраивает его, сообразуясь с логикой основных процессов и тенденций в эволюции системы международных отношений, расставляет акценты, ориентирует студентов на узловые моменты и наиболее характерные события. Поэтому лекционные занятия нацелены на активное восприятие студентами излагаемого лектором материала, а также его осмысление при знакомстве с рекомендуемой литературой. Важно усвоить основной понятийный аппарат, необходимый для характеристики иерархический отношений ведущих держав и зависимой периферии в новое время (колония, протекторат, доминион, прямое и косвенное управление, неравноправные договоры и др.), следует обратить внимание на неоднозначные последствия для народов Востока такого явления как формирование мирового рынка, ибо интенсификация мировых товарных, а затем и финансовых потоков в XIX – начале ХХ в. становилась все более значимым фактором, определяющим характер международных отношений. Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение источников и рекомендуемой литературы. Семинарские занятия нацелены на конкретизацию знаний, полученных в ходе лекционного курса. Основная проблематика семинаров посвящена «восточному вопросу» в преломлении его значимости для судеб Османской империи и начальным этапам складывания дальневосточной подсистемы международных отношений. При подготовке к занятиям следует обратить внимание на механизмы втягивания стран Востока в формировавшееся мировое экономическое и политическое пространство, свойственные колониальной эпохе. При этом страны Востока не были безвольным орудием в руках западных держав, но пытались не только противостоять военно-политическому натиску европейских держав и США, но использовать возможности для маневрирования на международной арене, апеллировали к тем нормам и принципам межгосударственных отношений, которые были выработаны в европейской подсистеме. Особое внимание на семинарских занятиях уделяется международным отношениям на Дальнем Востоке на рубеже XIX–ХХ вв. в силу особой значимости и «чувствительности» этого региона для политики великих держав, а также появления нового сильного игрока на международной арене в лице Японии. Одна из основных задач при подготовке к семинарским занятиям заключается в том, чтобы выявить, как соперничество между ведущими державами и их блоками экстраполировалось на другие регионы мира и, в свою очередь, как «восточная политика» тех или иных держав воздействовала на межгосударственные отношения в центральной (европейской) подсистеме. Для понимания специфики международных отношений в дальневосточном регионе и межцивилизационных различий при столкновении западных и восточных обществ существенное значение имеет семинарское занятие, посвященное особенностям традиционной внешнеполитической доктрины Китая. Подготовка к зачету и экзамену предполагает не только запоминание некой суммы эмпирических данных, полученных на лекционных и семинарских занятиях, но их осмысление и систематизацию, умение сжато, ёмко и логично изложить содержание экзаменационных вопросов, сочетая раскрытие конкретно-исторического материала с теоретическими обобщениями. Существенное значение при выставлении экзаменационной оценки имеет умение студента подвести итог и сделать выводы в заключительной части своего ответа. |