МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музыкальная форма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Музыкальная форма

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.постижение принципов музыкального формообразования в историческом развитии, формирование потенциала для профессиональной исполнительской, исследовательской, педагогической и просветительской деятельности музыканта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Введение. Предмет и задачи курса. Общая классификация музыкальных форм в историческом аспекте. Основы музыкального синтаксиса. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Формы в музыке Средневековья и Возрождения
2.1. Музыкальные формы культовой монодии западного Средневековья.Жанры и формы знаменного распева. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ форм музыкальных образцов западного и русского Средневековья. Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров позднего Средневековья и раннего Возрождения. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ форм в светских жанрах Средневековья и Возрождения: рондо, виреле,баллата, эстампи,лэ, мадригалы. Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Музыкальные формы Барокко
3.1. Общие принципы формообразования и классификация барочных форм. Малые формы, составные формы. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в барочных произведениях. Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.3. Вариационная форма. Рондо. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.4. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в барочных произведениях. Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.5. Старинная сонатная форма. Концертная форма. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.6. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в барочных произведениях. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Классико-романтические музыкальные формы
4.1. Общие принципы формообразования.Классификация классических форм. Простые формы. Вариации. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в произведениях классической и романтической эпохи. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.3. Сложная двухчастная и сложная трехчастные формы. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.4. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в произведениях классической и романтической эпохи. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.5. Формы рондо.Малое (однотемное, двухтемное, большое. Практические 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.6. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в произведениях классической и романтической эпохи. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.7. Сонатная форма. Практические 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.8. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в произведениях классической и романтической эпохи. Сам. работа 5 5 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.9. Смешанные и свободные формы. Циклические формы. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.10. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в произведениях классической и романтической эпохи. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 5. Музыкальные формы XX века
5.1. Принципы формообразования и типология музыкальных форм первой половины XX века.Додекафонно-серийная система формообразования. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ формы в музыкальных произведениях XX столетия. Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.3. Ритмический и мелодико-линеарный принципы формообразования. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ формы в музыкальных произведениях XX столетия. Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.5. Принципы формообразования и типология музыкальных форм второй половины XX века. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ формы в музыкальных произведениях XX столетия. Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.7. Организация форм на основе параметров сонорики, "параметра экспрессии", ритмики, звуковысотности, фактуры, полифонии. Алеаторные формы. Практические 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ формы в музыкальных произведениях XX столетия. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Банникова И. И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму : Научная литература Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226054
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
Э2 Электронный нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э3 Библиотека по музыковедению www.library.musicfancy.net
Э4 Персональный сайт В. Н. Холоповой www.kholopova.ru
Э5 Электронный курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными произведениями;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.
Аналитическая работа над произведением должна начинаться с детального ознакомления с музыкальным текстом. Перед тем, как приступать к анализу формы, необходимо проиграть на фортепиано или прослушать произведение, чтобы получить представление о рельефе формы, смене разделов, тематизме, гармонии и др. Первые аналитические наблюдения следует фиксировать, чтобы в дальнейшем воспользоваться ими при составлении схемы формы.
При выполнении самостоятельной работы по разбору музыкальных произведений необходимо обращать внимание на самые важные характерные черты, свойственные различным музыкальным формам.