Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02МИИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 93 | 93 | 93 | 93 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | постижение принципов музыкального формообразования в историческом развитии, формирование потенциала для профессиональной исполнительской, исследовательской, педагогической и просветительской деятельности музыканта |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07 |
ОПК-1 | Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | периоды развития музыкальной культуры этапы эволюции художественных стилей композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формы в музыке Средневековья и Возрождения | ||||||
1.1. | Введение. Предмет и задачи курса. Общая классификация музыкальных форм в историческом аспекте. Основы музыкального синтаксиса.Музыкальные формы культовой монодии западного Средневековья.Жанры и формы знаменного распева.Музыкальные формы западноевропейских светских жанров позднего Средневековья и раннего Возрождения. | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ форм в духовных и светских жанрах Средневековья и Возрождения. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
Раздел 2. Музыкальные формы Барокко | ||||||
2.1. | Общие принципы формообразования и классификация барочных форм. Малые формы, составные формы.Вариационная форма. Рондо.Старинная сонатная форма. Концертная форма. | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
2.2. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в барочных произведениях. | Сам. работа | 3 | 22 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 | |
Раздел 3. Классико-романтические музыкальные формы | ||||||
3.1. | Общие принципы формообразования.Классификация классических форм. Простые формы. Вариации. Сложная двухчастная и сложная трехчастные формы.Формы рондо.Малое (однотемное, двухтемное, большое.Сонатная форма.Смешанные и свободные формы. Циклические формы. | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 | |
3.2. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальной формы в произведениях классической и романтической эпохи. | Сам. работа | 3 | 30 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 | |
Раздел 4. Музыкальные формы XX века | ||||||
4.1. | Принципы формообразования и типология музыкальных форм первой половины XX века.Додекафонно-серийная система формообразования.Ритмический и мелодико-линеарный принципы формообразования.Принципы формообразования и типология музыкальных форм второй половины XX века.Организация форм на основе параметров сонорики, "параметра экспрессии", ритмики, звуковысотности, фактуры, полифонии. Алеаторные формы. | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 | |
4.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ формы в музыкальных произведениях XX столетия. | Сам. работа | 3 | 31 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Банникова И. И. | Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Черная М.Р. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Холопов Ю.Н. | Введение в музыкальную форму : Научная литература | Директ-Медиа, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226054 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электроная библиотека "Твирпикс" | www.twirpx.com | ||
Э2 | Электронный нотный архив Бориса Тараканова | notes.tarakanov.net | ||
Э3 | Библиотека по музыковедению | www.library.musicfancy.net | ||
Э4 | Персональный сайт В. Н. Холоповой | www.kholopova.ru | ||
Э5 | Электронный курс в MOODLE | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: • изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; • аналитическую работу с музыкальными произведениями; • подготовку сообщений и докладов по темам курса; • прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений. Аналитическая работа над произведением должна начинаться с детального ознакомления с музыкальным текстом. Перед тем, как приступать к анализу формы, необходимо проиграть на фортепиано или прослушать произведение, чтобы получить представление о рельефе формы, смене разделов, тематизме, гармонии и др. Первые аналитические наблюдения следует фиксировать, чтобы в дальнейшем воспользоваться ими при составлении схемы формы. При выполнении самостоятельной работы по разбору музыкальных произведений необходимо обращать внимание на самые важные характерные черты, свойственные различным музыкальным формам. |