Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 7,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 14 | 14 | 40 | 40 |
Практические | 28 | 28 | 18 | 18 | 46 | 46 |
Сам. работа | 54 | 54 | 49 | 49 | 103 | 103 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 19.05.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Профессор, д.ф.н. Чнрданцева И.В.
1.1. | Ознакомление студентов-политологов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами современной психологии и политической психологии; формирование у слушателей общего представления о теоретических и методологических принципах научного политико-психологического анализа политических ситуаций, явлений, крупных социальных структур и политически значимых процессов; создание основы для возможного в дальнейшем более углубленного изучения политической психологии; выстраивания своей жизненной стратегии с учетом психологических особенностей политической коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
ОПК-6 | Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности |
ПК-3 | Способен участвовать в разработке аналитических материалов на базе методик политологического, социологического и политико- психологического анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Специфику психологического знания в политической науке. Основные этапы становления и развития политической психологии и ее категориальный аппарат. Основные методологические концепции и методы исследования. Специфику общения как основной категории политической психологии. Характеристику подходов, раскрывающих сущность понятия общение и коммуникация. Основные каналы и виды коммуникации, их основные задачи и характеристики. Цели, механизмы, классификацию психологического воздействия в политической рекламе. Основные манипулятивные технологии в политике и их использования в политической рекламе. Роль личности в политическом процессе. Влияние социокультурной детерминация психологии личности на политическую коммуникацию. Основные направления исследований политического лидерства. Основные компоненты психологического портрета лидера. Особенности формирования «Я-концепции». Способы конвертации результатов самоанализа и саморефлексии в собственную жизненную стратегию. Особенности неформальной коммуникации в политике. Методологию анализа состояния и функционирования групп в политике. Особенности группы, как субъекта политики и государственного управления. Факторы, обуславливающие явления национализма и сепаратизма. Психологические особенности власти как ключевого явления общественной жизни. Психологические основы конфликтных взаимодействий в политике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать знания о структуре и функциях общения в профессиональной/учебной деятельности. Применять для установления эффективной коммуникации ее различные виды и каналы. Применять методологии и методы политической психологии при анализе категории «общение» и «коммуникация». Определять механизмы, классификацию психологического воздействия в политической рекламе. Анализировать манипулятивные технологии в политике и политической рекламе, выявлять потенциал их эффективности. Создавать проекты политической рекламы. Использовать психические качества личности и «социально ориентированные» свойства психики и сознания личности для организации управленческой деятельности. Конвертировать результатов самоанализа и саморефлексии в собственную жизненную стратегию. Определять особенности деятельности политического лидера и его конституентов для прогнозирования перспектив реализации его функций. Анализировать состояние группы любого масштаба, для определения способов эффективной политической коммуникации. Выделять психологические особенности власти, ее мотивы деятельности с целью определения наиболее выгодных стратегий коммуникации. Использовать знания о неформальной коммуникации для рациональной организации профессиональной деятельности. Выявлять националистические и сепаратистские тенденции в политическом процессе. Анализировать психологические причины конфликтов. Использовать психологический анализ конфликтных ситуаций и предлагать пути предотвращения эскалации и разрешения конфликта. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Применять для установления эффективной коммуникации различные виды и каналы коммуникации. Навыком анализа манипулятивных технологий в политике и политической рекламе; оценки их эффективности. Навыком создания проектов политической рекламы. Организовывать управленческую деятельность, используя психические качества и «социально ориентированные» свойства психики и сознания личности. Технологиями конвертации результатов самоанализа и саморефлексии в собственную жизненную стратегию. Способностью прогнозирования перспектив реализации функций политического лидера и его конституентов. Навыком анализа группы любого масштаба, для определения способов эффективной политической коммуникации. Навыком формирования стратегий коммуникации с властью; рациональной организации профессиональной деятельности, используя знания о неформальной коммуникации. Способностью выявлять националистические и сепаратистские тенденции в политическом процессе; психологические причины конфликтов; предлагать пути предотвращения эскалации и разрешения конфликта. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретическим и методологические основания политической психологии | ||||||
1.1. | Политическая психология как наука: место в системе наук | Лекции | 7 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
1.2. | Политическая психология как наука: место в системе наук | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
1.3. | Становление и развитие политической психологии | Лекции | 7 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
1.4. | Становление и развитие политической психологии | Практические | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
1.5. | Становление и развитие политической психологии | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
1.6. | Основные школы и концепции современной политической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др.) | Лекции | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
1.7. | Основные школы и концепции современной политической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др.) | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
1.8. | Методология и методы исследований в политической психологии | Лекции | 7 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
1.9. | Методология и методы исследований в политической психологии | Практические | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
1.10. | Методология и методы исследований в политической психологии | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
Раздел 2. Общение и коммуникация | ||||||
2.1. | Категория общения в рамках социальной и политической психологии | Лекции | 7 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.3, Л1.4, Л1.1 |
2.2. | Коммуникативная сторона общения и ее особенности | Практические | 7 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.3, Л1.4, Л1.1 |
2.3. | Категория общения в рамках социальной и политической психологии | Сам. работа | 7 | 6 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.3, Л1.4, Л1.1 |
2.4. | Психология невербального общения | Практические | 7 | 4 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
2.5. | Психология невербального общения | Сам. работа | 7 | 6 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
2.6. | Неформальная коммуникация в политике | Лекции | 7 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
2.7. | Неформальная коммуникация в политике | Практические | 7 | 4 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
2.8. | Неформальная коммуникация в политике | Сам. работа | 7 | 6 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.4 |
2.9. | Психологические аспекты политического общения | Лекции | 7 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.4 |
2.10. | Психологические аспекты политического общения | Сам. работа | 7 | 6 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
2.11. | Массовая коммуникация как источник и средство передачи информации, общения власти и общества | Лекции | 7 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4 |
2.12. | Массовая коммуникация как источник и средство передачи информации, общения власти и общества | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.3, Л1.4, Л1.1 |
2.13. | Механизмы психологического воздействия политической рекламы | Практические | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
2.14. | Механизмы психологического воздействия политической рекламы | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
2.15. | Манипулятивные технологии в политике | Практические | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
2.16. | Манипулятивные технологии в политике | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
Раздел 3. Формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни (политико-психологический анализ) | ||||||
3.1. | Личность в политике | Лекции | 7 | 4 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
3.2. | Психические качества личности и эволюция подходов к их изучению | Лекции | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
3.3. | Психические качества личности и «социально ориентированные» свойства психики и сознания личности | Практические | 7 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
3.4. | Лидерство в политике | Лекции | 8 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
3.5. | Лидерство в политике | Практические | 8 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
3.6. | Малые группы в политическом процессе | Лекции | 8 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
3.7. | Малые группы в политическом процессе | Сам. работа | 8 | 3 | ||
3.8. | Политическая и социальная психология больших социальных групп | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
3.9. | Политическая и социальная психология больших социальных групп | Сам. работа | 8 | 4 | ||
3.10. | Психология толпы и неорганизованных массовых действий | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
3.11. | Психология толпы и неорганизованных массовых действий | Сам. работа | 8 | 4 | ||
3.12. | Механизмы стихийного поведения | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
3.13. | Механизмы стихийного поведения | Сам. работа | 8 | 4 | ||
3.14. | Большие социальные группы в политике | Лекции | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
3.15. | Большие национально-этнические группы | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
3.16. | Политико-психологические аспекты национализма и сепаратизма | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
3.17. | Большие национально-этнические группы | Сам. работа | 8 | 4 | ||
3.18. | Психология политической элиты | Лекции | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
3.19. | Психология политической элиты | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
3.20. | Психология политической элиты | Сам. работа | 8 | 4 | ||
3.21. | Формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни (политико-психологический анализ) | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-3 | Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
Раздел 4. Политические процессы в политико-психологическом измерении | ||||||
4.1. | Взаимодействие как психологический механизм политического общения и деятельности | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
4.2. | Взаимодействие как психологический механизм политического общения и деятельности | Сам. работа | 8 | 4 | ||
4.3. | Конфликтные взаимодействия в политике | Практические | 8 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1 |
4.4. | Конфликтные взаимодействия в политике | Сам. работа | 8 | 4 | ||
4.5. | Психология власти | Практические | 8 | 2 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
4.6. | Психология власти | Сам. работа | 8 | 4 | ||
4.7. | Психология российского общества в период трансформаций | Практические | 8 | 2 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
4.8. | Психология российского общества в период трансформаций | Сам. работа | 8 | 4 | ||
4.9. | Политические процессы в политико-психологическом измерении | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-6, ПК-3 | Л1.4, Л1.1 |
4.10. | Экзамен | 8 | 27 | УК-3, ОПК-6, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену, примерную тематику контрольных работ. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ольшанский Д.В. | Политическая психология: учебник | СПб: Питер, 2002 | |
Л1.2 | Ушакова Н.В. | Имиджелогия: учеб. пособие | М. : Дашков и К°, 2011 | |
Л1.3 | Никулина, С.А. | Психология массовой коммуникации : учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235650 |
Л1.4 | Деркач А. А., Лаптев Л. Г. | ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | [под ред. А. А. Деркача и др.] | Политическая имиджелогия: учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2006 | |
Л2.2 | А. П. Назаретян | Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии: учеб. пособие для вузов | СПб. : Питер, 2003 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека Гумер | www.gumer.info | ||
Э3 | ПСИ-фактор - Цент практической психологии | psyfactor.org | ||
Э4 | Энциклопедия практической психологии | www.psychologos.ru | ||
Э5 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э6 | портал журнала «Полис» | www.politstudies.ru | ||
Э7 | электронный каталог библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э8 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э9 | ЭУМК "Политическая психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Занятия со студентами по курсу «Политическая психология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания об основах психологического знания в политической науке, включающих изучение основных школ и направлений исследований психологических факторов политики. Рассматривается тема общения, как основная форма коммуникации, в том числе политической; раскрывается его сущность, основные формы и характеристика. Вербальные и невербальные коммуникации рассматриваются, с целью формирования навыков взаимодействия в группе и анализа деятельности политических субъектов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия по курсу «Политическая психология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме предшествующих занятий и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Допускается привлечение дополнительной информации из источников не указанных в рабочей программе. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на обсуждение. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. Данный подход должен способствовать формированию толерантной атмосферы в студенческом коллективе. Ряд тем курса ориентированы на формирование навыков использования манипулятивных методов в политике, в том числе в политической рекламе. В рамках изучения темы "Малые группы в политическом процессе", необходимо особое внимание уделить закономерностям развития данных групп и механизмам принятия решения в таком объединении. Особое внимание следует уделить темам "Лидер в политике", "Психология толпы", "Механизмы стихийного поведения", "Психологические аспекты национализма и сепаратизма" т.к. понимание данных проблем может способствовать более глубокому пониманию актуальных проблем современного общества. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы и выполнение практических заданий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. |