Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Профиль | Актуальные проблемы международных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в. и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | исторические источники различных эпох (с IX до начала XX в.), отражающие взаимные представления и оценки друг друга русских и представителей «Запада» (европейцев, американцев); познакомиться с жанром «Россика» европейской литературы конца XV—XVII вв.; наиболее видных путешественников, посетивших нашу страну и оставивших мемуары о своих путешествиях; различные оценки России, ее строя и русского народа в общественном мнении стран Запада (русофобия и русофилия) XIX — начала XX вв.; наиболее известных авторов мемуаров о России на Западе этого периода, оказавших влияние на формирование западного общественного мнения; иметь представление о специфике отношения русских к «Западу» в разные эпохи и мотивациях этого отношения; знать историю формирования и существования в русской политической мысли антизападной и прозападной тенденций |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | уметь критически оценивать источники, различать тенденциозные и объектиные мнения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть терминологией, и проблематикой и основами методологии современной имагологии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проблема этнических образов в современной науке | ||||||
1.1. | Имагология как отрасль научного знания | Лекции | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 2. Древнейший период в истории взаимовосприятия народов Запада и Северо-востока Европы | ||||||
2.1. | Древняя Русь и католическая Европа глазами друг друга (IX — начало XIII в.) | Лекции | 2 | 4 | Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Образ Восточной Европы в античности и раннем средневековье | Лекции | 2 | 4 | Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 3. Русь, «Московия» и Запад во второй трети XIII — начале XVI вв.: формирование новых тенденций взаимовосприятия | ||||||
3.1. | Альтернативные тенденции в отношении к Западу в древнерусской политической элите эпохи татаро-монгольского нашествия | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
3.2. | «Открытие» Московии западноевропейцами и формирование ее образа в европейской литературной традиции | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
3.3. | Формирование жанра «Россика» в европейской литературе второй половины XV — первой половины XVI в. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
3.4. | Образ Европы в русских источниках XV — XVI в. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 4. «Московия» и Европа во второй половине XVI — XVII вв.: сближение и противостояние | ||||||
4.1. | Взаимовосприятие России и Европы в XVI—XVII вв.: противоречивые тенденции | Лекции | 2 | 6 | Л1.2, Л2.2 | |
4.2. | Установление торговых, дипломатических и культурных контактов с Англией и английская Россика XVI—XVII вв. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
4.3. | Континентальная Россика второй половины XVI — XVII вв. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 5. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в. | ||||||
5.1. | Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в. | Лекции | 2 | 4 | Л1.2, Л2.2 | |
5.2. | Особенности европейской Россики XVIII в. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 6. Эволюция взаимовосприятия России и Запада во второй трети XIX в. | ||||||
6.1. | Первая «холодная война» в истории взаимоотношений России и Запада и ее последствия (вторая треть XIX — начало XX в.) | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
6.2. | Французские сочинения о России XIX в.: тенденции восприятия | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
6.3. | Особенности взаимовосприятия американцев и русских в XIX — начале XX в. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
6.4. | Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю | Сам. работа | 2 | 66 | Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ирхин, Ю. В. | Политическая культура в 2 ч. Часть 1. Запад и Россия : учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/9D2A8831-D374-405B-BBFE-579F731895DD. |
Л1.2 | В. Н. Козулин | Россия и Запад: история взаимовосприятия: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Данилевский, Н.Я. | Россия и Европа : учебное пособие | Москва : Де’Либри, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | В. Н. Козулин | Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур: монография | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | IMAGES, the site dedicated to the critical study of national identity and national stereotype | www.imagologica.eu | ||
Э2 | СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА | www.vostlit.info | ||
Э3 | Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма | www.politex.info | ||
Э4 | Учебная дисциплина «Россия и Запад» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс «Россия и Запад» предназначен для студентов I курса направления «Международные отношения». Данная тема приобретает все большую научную и общественную актуальность, во-первых, в связи с развитием научного направления так называемой имагологии, специализирующейся на изучении этнических стереотипов и, во вторых, в связи с возрастанием общественного интереса к проблеме имиджа России в мире. Хронологические рамки курса достаточно широки — с древнейших времен (даже с оглядкой на античность, так как это поможет выявить механизмы формирования сходных представлений о Восточной Европе) до начала XX в. (1917 г.) Древнерусский период был включен в курс, поскольку многие стереотипы восприятия древних русских и Древней Руси сходны со стереотипами восприятия России и русских более поздних эпох. Более того, некоторые сходные стереотипы восприятия восточноевропейских территорий и их жителей можно заметить еще со времен античности. XX век в истории формирования взаимных имиджей России (СССР) и Запада не рассматривается, поскольку это, безусловно, отдельная большая тема. Проблема истории взаимовосприятия, взаимных образов, стереотипов русских и представителей «Запада» (европейцев и американцев) в последние годы широко обсуждается в науке. Научным форумом для обсуждения этой проблемы стали регулярно проводимые в Москве Центром по изучению взаимодействия культур (начиная с 1994 г.) научные конференции на тему «Россия и Запад: диалог культур», материалы которых находят отражение в соответствующих сборниках. За прошедшие два десятилетия был издан и ряд других научных сборников и монографий по данной проблеме (см. №№ 2—4; 6—19 списка общей литературы по курсу). Основной формой изучения курса являются лекционные занятия, в качестве промежуточной формы контроля используются тестирования и семинар-коллоквиум. Итоговой формой контроля является зачет, который студенты получают в результате успешного выполнения тестов, выступлений на семинаре и ответа на зачете. Целью курса является изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в. и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией. Данный курс имеет межпредметные связи с отечественной историей, историей средних веков, историей Нового времени стран Европы и Америки, этнологией, источниковедением. В результате прослушивания курса студенты должны приобрести следующие знания и умения: • получить представление о предмете, методах, терминологии и проблематике современной имагологии; • познакомиться с историческими источниками различных эпох (с IX до начала XX в.), отражающими взаимные представления и оценки друг друга русских и представителей «Запада» (европейцев, американцев); • познакомиться с жанром «Россика» европейской литературы конца XV—XVII вв.; узнать наиболее видных путешественников, посетивших нашу страну и оставивших мемуары о своих путешествиях, уметь критически оценивать эти сочинения; • знать различные оценки России, ее строя и русского народа в общественном мнении стран Запада (русофобия и русофилия) XIX — начала XX вв.; знать наиболее известных авторов мемуаров о России на Западе этого периода, оказавших влияние на формирование западного общественного мнения; • иметь представление о специфике отношения русских к «Западу» в разные эпохи и мотивациях этого отношения; знать историю формирования и существования в русской политической мысли антизападной и прозападной тенденций. |