МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия и Запад

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Россия и Запад

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в.
и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические источники различных эпох (с IX до начала XX в.), отражающие взаимные представления и оценки друг друга русских и представителей «Запада» (европейцев, американцев);
познакомиться с жанром «Россика» европейской литературы конца XV—XVII вв.;
наиболее видных путешественников, посетивших нашу страну и оставивших мемуары о своих путешествиях;
различные оценки России, ее строя и русского народа в общественном мнении стран Запада (русофобия и русофилия) XIX — начала XX вв.;
наиболее известных авторов мемуаров о России на Западе этого периода, оказавших влияние на формирование западного общественного мнения;
иметь представление о специфике отношения русских к «Западу» в разные эпохи и мотивациях этого отношения;
знать историю формирования и существования в русской политической мысли антизападной и прозападной тенденций
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь критически оценивать источники, различать тенденциозные и объектиные мнения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть терминологией, и проблематикой и основами методологии современной имагологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема этнических образов в современной науке
1.1. Имагология как отрасль научного знания Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Древнейший период в истории взаимовосприятия народов Запада и Северо-востока Европы
2.1. Древняя Русь и католическая Европа глазами друг друга (IX — начало XIII в.) Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2
2.2. Образ Восточной Европы в античности и раннем средневековье Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Русь, «Московия» и Запад во второй трети XIII — начале XVI вв.: формирование новых тенденций взаимовосприятия
3.1. Альтернативные тенденции в отношении к Западу в древнерусской политической элите эпохи татаро-монгольского нашествия Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2
3.2. «Открытие» Московии западноевропейцами и формирование ее образа в европейской литературной традиции Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
3.3. Формирование жанра «Россика» в европейской литературе второй половины XV — первой половины XVI в. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
3.4. Образ Европы в русских источниках XV — XVI в. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
Раздел 4. «Московия» и Европа во второй половине XVI — XVII вв.: сближение и противостояние
4.1. Взаимовосприятие России и Европы в XVI—XVII вв.: противоречивые тенденции Лекции 2 6 Л1.2, Л2.2
4.2. Установление торговых, дипломатических и культурных контактов с Англией и английская Россика XVI—XVII вв. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
4.3. Континентальная Россика второй половины XVI — XVII вв. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в.
5.1. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в. Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2
5.2. Особенности европейской Россики XVIII в. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Эволюция взаимовосприятия России и Запада во второй трети XIX в.
6.1. Первая «холодная война» в истории взаимоотношений России и Запада и ее последствия (вторая треть XIX — начало XX в.) Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
6.2. Французские сочинения о России XIX в.: тенденции восприятия Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
6.3. Особенности взаимовосприятия американцев и русских в XIX — начале XX в. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
6.4. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю Сам. работа 2 66 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ирхин, Ю. В. Политическая культура в 2 ч. Часть 1. Запад и Россия : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9D2A8831-D374-405B-BBFE-579F731895DD.
Л1.2 В. Н. Козулин Россия и Запад: история взаимовосприятия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа : учебное пособие Москва : Де’Либри, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 В. Н. Козулин Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 IMAGES, the site dedicated to the critical study of national identity and national stereotype www.imagologica.eu
Э2 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА www.vostlit.info
Э3 Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма www.politex.info
Э4 Учебная дисциплина «Россия и Запад» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Россия и Запад» предназначен для студентов I курса направления «Международные отношения». Данная тема приобретает все большую научную и общественную актуальность, во-первых, в связи с развитием научного направления так называемой имагологии, специализирующейся на изучении этнических стереотипов и, во вторых, в связи с возрастанием общественного интереса к проблеме имиджа России в мире. Хронологические рамки курса достаточно широки — с древнейших времен (даже с оглядкой на античность, так как это поможет выявить механизмы формирования сходных представлений о Восточной Европе) до начала XX в. (1917 г.) Древнерусский период был включен в курс, поскольку многие стереотипы восприятия древних русских и Древней Руси сходны со стереотипами восприятия России и русских более поздних эпох. Более того, некоторые сходные стереотипы восприятия восточноевропейских территорий и их жителей можно заметить еще со времен античности. XX век в истории формирования взаимных имиджей России (СССР) и Запада не рассматривается, поскольку это, безусловно, отдельная большая тема.
Проблема истории взаимовосприятия, взаимных образов, стереотипов русских и представителей «Запада» (европейцев и американцев) в последние годы широко обсуждается в науке. Научным форумом для обсуждения этой проблемы стали регулярно проводимые в Москве Центром по изучению взаимодействия культур (начиная с 1994 г.) научные конференции на тему «Россия и Запад: диалог культур», материалы которых находят отражение в соответствующих сборниках. За прошедшие два десятилетия был издан и ряд других научных сборников и монографий по данной проблеме (см. №№ 2—4; 6—19 списка общей литературы по курсу).
Основной формой изучения курса являются лекционные занятия, в качестве промежуточной формы контроля используются тестирования и семинар-коллоквиум. Итоговой формой контроля является зачет, который студенты получают в результате успешного выполнения тестов, выступлений на семинаре и ответа на зачете.
Целью курса является изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в. и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией. Данный курс имеет межпредметные связи с отечественной историей, историей средних веков, историей Нового времени стран Европы и Америки, этнологией, источниковедением.
В результате прослушивания курса студенты должны приобрести следующие знания и умения:
• получить представление о предмете, методах, терминологии и проблематике современной имагологии;
• познакомиться с историческими источниками различных эпох (с IX до начала XX в.), отражающими взаимные представления и оценки друг друга русских и представителей «Запада» (европейцев, американцев);
• познакомиться с жанром «Россика» европейской литературы конца XV—XVII вв.; узнать наиболее видных путешественников, посетивших нашу страну и оставивших мемуары о своих путешествиях, уметь критически оценивать эти сочинения;
• знать различные оценки России, ее строя и русского народа в общественном мнении стран Запада (русофобия и русофилия) XIX — начала XX вв.; знать наиболее известных авторов мемуаров о России на Западе этого периода, оказавших влияние на формирование западного общественного мнения;
• иметь представление о специфике отношения русских к «Западу» в разные эпохи и мотивациях этого отношения; знать историю формирования и существования в русской политической мысли антизападной и прозападной тенденций.