МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая политика и международные отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 98
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 26 26 48 48
Практические 20 20 32 32 52 52
Сам. работа 39 39 59 59 98 98
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Опекун О.С.

Рабочая программа дисциплины
Мировая политика и международные отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью освоения курса является формирование у студентов системных знаний о базовых теоретических подходах и концепциях по изучению международно-политических процессов, опыта их применения в конкретных исторических и современных ситуациях; характеристика региональных и мировых международных систем в истории и современности; характеристика основных направлений анализа международных конфликтов, разбор со студентами как в ходе лекционных занятий, так и на семинарах конкретных примеров подобного рода конфликтности; знакомство с теорией и практикой международного сотрудничества; изучение деятельности неправительственных участников международных отношений; характеристика позиции России в современном мире, возможностей ее внешней политики, участие нашей страны в разнообразных формах взаимодействия, влияние глобальных проблем современности на внутри - и внешнеполитический курс России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью к порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез
ОПК-9 способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические подходы и концепции в изучении международно-политических процессов, опыте их применения в конкретных исторических и современных ситуациях; региональные и мировые международные системы в истории и современности; основные направления анализа международных конфликтов; теоретические и нормативные основы международного сотрудничества, виды участников международных отношений, содержание и динамику современной мировой политики и приоритеты международной политики ведущих государств.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять категориальный аппарат и методологию предмета, выделять этапы становления и развития теории международных отношений и мировой политики,
раскрывать основные современные научные концепции в теории мировой политики, правовые проблемы современных международных отношений и мировой политики, оценивать международные процессы в условиях усиливающихся противоречий и выдвигать самостоятельные идеи и гипотезы о факторах и тенденциях их развития,
выделять основные направления внешней политики России в разные исторические эпохи;
уметь определять специфику и место идеологий в сфере мировой политики и международных отношений, анализировать возможные последствия их использования, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом; качественно анализировать взаимодействия государств, межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций и других участников мирового политического процесса, оценивать геополитическое положение современной России в условиях усиливающихся международных противоречий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет категориальным аппаратом предмета, методами исследования международных отношений, основами анализа основных признаков и особенностей региональных и мировых международных систем в истории и современности, их субъектов и приоритетных направлений, влияния глобальных проблем современности на внутри - и внешнеполитический курс государств, инструментарием анализа и прогнозирования в области мировой политики и международных отношений, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом, в том числе на основе самостоятельно выдвигаемых идей и гипотез о факторах и тенденциях развития международных отношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория международных отношений
1.1. Теоретические школы в исследовании международных отношений. Лекции 3 6 ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.2. Соотношение внутренней и внешней политики. Участники международных отношений. Практические 3 6 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.3. Соотношение внутренней и внешней политики. Участники международных отношений. Сам. работа 3 3 ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.4. Международные системы; международные взаимодействия (конфликты и сотрудничество) Практические 3 8 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.5. Модели международных систем, особенности их функционирования и трансформации. Опыт системного моделирования международных отношений. Лекции 3 4 ОПК-4, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.6. Модели международных систем, особенности их функционирования и трансформации. Опыт системного моделирования международных отношений. Сам. работа 3 4 ОПК-4, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.7. Понятие, типы и функции международного конфликта. Проблемы разрешения международных конфликтов. Роль международных организаций в урегулировании конфликтов. Лекции 3 6 ОПК-4, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.8. Международное сотрудничество. Дипломатия как средство международно-политической деятельности. Право и мораль в международных отношениях. Практические 3 6 ОПК-4, ОПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.9. Международное сотрудничество. Дипломатия как средство международно-политической деятельности. Право и мораль в международных отношениях. Сам. работа 3 18 ОПК-4, ОПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.10. Глобализация как основная тенденция развития мирового политического процесса. Альтернативы нового мирового порядка. Лекции 3 6 ОПК-4, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.11. Глобализация как основная тенденция развития мирового политического процесса. Альтернативы нового мирового порядка. Сам. работа 3 14 ОПК-4, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Актуальные проблемы мировой политики
2.1. Международные отношения в Восточной Азии (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Международные организации региона (АСЕАН, АТЭС). Лекции 4 4 ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.2. Международные отношения в Восточной Азии (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Международные организации региона (АСЕАН, АТЭС). Сам. работа 4 6 ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.3. Международные отношения в Южной Азии (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Лекции 4 6 ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.4. Африка в международной политике (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Практические 4 4 ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.5. Африка в международной политике (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Сам. работа 4 14 ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.6. Латинская Америка в международной политике (вторая половина ХХ в. - – начало XXI в.). Практические 4 6 ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.7. Латинская Америка в международной политике (вторая половина ХХ в. - – начало XXI в.). Сам. работа 4 6 ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.8. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Международные отношения в регионе Персидского залива. Исламизм на Ближнем и Среднем Востоке. Практические 4 12 ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.9. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Международные отношения в регионе Персидского залива. Исламизм на Ближнем и Среднем Востоке. Сам. работа 4 4 ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.10. Международные отношения в Европе (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Практические 4 10 ОПК-4, ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.11. Международные отношения в Европе (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Сам. работа 4 11 ОПК-4, ОПК-9 Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.12. Современная Россия в мировом политическом процессе. Проблемы международной безопасности и международные конфликты. Лекции 4 16 ОПК-4, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.13. Современная Россия в мировом политическом процессе. Проблемы международной безопасности и международные конфликты. Сам. работа 4 18 ОПК-4, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену, примерную тематику курсовых работ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Цыганков П.А. Международные отношения и мировая политика: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Батюк В.И. Мировая политика: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кефели И.Ф. Теория мировой политики : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина Современные международные отношения: учебник М. : Аспект Пресс, 2014
Л2.3 Дробот Г.А. Мировая политика: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МИД России: http://www.mid.ru
Э2 Авторский курс в Moodle "Мировая политика и международные отношения" portal.edu.asu.ru
Э3 ООН: http://www.un.org
Э4 Европейский Союз: http://europa/index.htm
Э5 НАТО: http://www.nato.int
Э6 Совет Европы: http://www.coe.int
Э7 Информационный центр Совета Европы в России: http://www.coe.ru
Э8 Операции ООН по поддержанию мира: http://www.un.org/depts/dpko
Э9 Всемирный банк: http://www.worldbank.org
Э10 ВТО: http://www.wto.org
Э11 МВФ: http://imf.org
Э12 Новости и аналитические обзоры:
Э13 http://www.unpan.org
Э14 http://www.reuters.com
Э15 http://www.interfax.ru
Э16 http://www.worldcitizen.org (о будущем мирополитическом устройстве)
Э17 http://www.ipr.net (информация о международных конфликтах)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Мировая политика и международные отношения» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о теории и практике МПиМО, современных процессах в данной сфере. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Мировая политика и международные отношения» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению видов сравнительного метода, методологических проблемах и этапах сравнительного исследования. Внимание необходимо обратить на современные тенденции изучения и прогнозирования современных международных отношений, проблемы и конфликты в ходе формирования современной повестки мировой политики. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать содержание процессов на международной арене, выделять основные объекты и субъекты МПиМО различного уровня, методы и особенности реализации международных интересов различных государств.
По курсу предусмотрено выполнение курсовой работы, для ее выполнения студенту необходимо изучить литературу по выбранной теме, определить структуру работы и утвердить с научным руководителем. Требования к структуре и объему курсовой работы. Курсовая работа должна состоять из «Введения», двух-трех глав (основной части), «Заключения», «Библиографического списка» (списка литературы) и «Приложения»,
«Введение» является важной частью работы. В нем должно отражаться следующее:
актуальность темы, анализ степени изученности проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель и задачи исследования, хронологические рамки работы (при необходимости), анализ эмпирической базы работы, структура работы. При написании введения работы необходимо учитывать следующие рекомендации:
Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным проблемам, решение которых может обеспечить значительный вклад в развитие науки. Рекомендуется отметить, в какой степени исследуемые вопросы рассмотрены в научной литературе. Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то необходимо указать, какие вопросы в ней решены не полностью, а каким уделено особое внимание.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения. Цель работы необходимо сформулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из обоснования актуальности темы.
Задачи исследования - это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в ходе выполнения работы. Они должны определять структуру содержания (плана) работы.
Структура работы должна отражать логику исследования - это определенная последовательность выполнения работы . В конце каждой главы рекомендуется делать основные выводы и предложения.
«Заключение» отражает краткое изложение основных этапов исследования и содержит формулировки важнейших теоретических и практических выводов, авторских разработок и предложений студента, позволяющих решить ту или иную поставленную задачу.
Библиографический список помещается в конце работы (после «Заключения»). В него включаются источники научная литература, которые использовались при подготовке курсовой работы. Библиографическое описание каждого источника составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов в соответствии с существующим ГОСТом .
«Приложения». В конце курсовой работы помещают приложения в виде форм первичных и сводных документов, расчетов, таблиц, графиков, схем, диаграмм и т.д. На каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер. Например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т д. Нумеруются приложения в той последовательности, в которой их данные используются в курсовой работе. При обращении в тексте работы к тому или иному приложению делается ссылка, например, ... в «Приложении 2»...
Требования к содержанию курсовой работы. Курсовая работа, в которой только пересказываются учебники, учебные пособия или законы и инструкции, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку. Таких выражений, как «в прошлом году», в «этом году», «в настоящее время», следует избегать и указывать конкретно месяц и год. Объем курсовой работы должен быть в пределах 30-40 страниц машинописного текста при выполнении ее на компьютере.
Требования к оформлению курсовой работы. Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям по оформлению. Она должна быть грамотно написана, аккуратно оформлена, сброшюрована в твердой обложке. Работа должна иметь титульный лист. Текст курсовой работы необходимо печатать на компьютере на одной стороне стандартного листа белой писчей бумаги формата А 4, оставляя поля: левое - 3 см, правое – 1 см, верхнее - 2 см, нижнее -2,5 см (шрифт 14 Times Roman, через 1,5 межстрочных интервала). Все страницы работы нумеруются только арабскими цифрами. Номера страниц проставляются в правом нижнем углу. Титульный лист установленной формы является первой страницей курсовой работы, на нем номер страницы не ставится. На второй странице рекомендуется располагать «Содержание» (план) работы, то есть названия разделов («Введение», главы, «Заключение» и т.п.) и подразделов (параграфов) с указанием соответствующих страниц. Рекомендуется оформлять заголовки разделов прописными буквами, а заголовки подразделов - строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Слова, выполненные на отдельной строке прописными буквами («Содержание», «Введение», «Заключение», «Библиографический список», «Приложение»), служат заголовками соответствующих разделов и не нумеруются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 2 интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела -1 интервал.
Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Параграфы нумеруют в пределах каждой главы. Номера параграфов состоят из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также должна ставиться точка. Например, «2.3.» (третий параграф второй главы). Пункты нумеруют в пределах каждого параграфа. Номер пункта должен состоять из номера главы, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, «2.4.2.» (второй пункт четвертого параграфа второй главы). Каждый раздел работы («Введение», «Глава», «Заключение» и т.п.) целесообразно начинать с нового листа. Сноски на источники желательно оформлять внизу страницы с расшифровкой полного наименования, издательства, года издания и т.п. (колонтитул).
Требования к оформлению библиографического списка (списка литературы) в соответствии с ГОСТом: «Библиографическое описание документа». Библиографический список приводится в конце работы. Он строится по алфавитному принципу. Библиографическое описание каждого документа начинается с красной строки, составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов. Каждая область и элемент отделяются друг от друга определенными разделительными знаками.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.