Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 114 | 114 | 114 | 114 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цель освоения учебной дисциплины заключается в том, чтобы дать студентам представление о современных вызовах глобальной и национальной безопасности и сформировать у них понимание механизма и особенностей ее обеспечения в условиях становления современной системы международных отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-3 | Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
УК-6 | Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-8 | Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга |
ПК-4 | Способен осуществлять функции руководителя и исполнителя в процессе разработки и реализации проектов в сфере международного сотрудничества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - базовые политологические определения и концепции; - основные подходы к определению национальных интересов и проблем обеспечения безопасности РФ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - самостоятельно анализировать современные политические реалии; - критически оценивать разнородные источники информации; - предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему. - предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками аналитическими методами сравнительной политологии; - умением проводить сравнение внешнеполитических процессов современной России с аналогичными процессами в других государствах и соотносить их с опытом других стран и регионов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Правовые основы национальной безопасности РФ | ||||||
1.1. | Правовые основы национальной безопасности РФ | Лекции | 3 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Правовые основы национальной безопасности РФ | Практические | 3 | 2 | ||
1.3. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 3 | 12 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Система национальной безопасности РФ | ||||||
2.1. | Система национальной безопасности РФ | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Система национальной безопасности РФ | Практические | 3 | 4 | ||
2.3. | Индивидуальное домашнее задание | Сам. работа | 3 | 12 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Угрозы национальной безопасности РФ | ||||||
3.1. | Угрозы национальной безопасности РФ | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Угрозы национальной безопасности РФ | Практические | 3 | 4 | ||
3.3. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 3 | 12 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Международное положение России и проблемы ее национальной безопасности | ||||||
4.1. | Международное положение России и проблемы ее национальной безопасности | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
4.2. | Международное положение России и проблемы ее национальной безопасности | Практические | 3 | 4 | ||
4.3. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 3 | 12 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 5. Государственная политика РФ по обеспечению национальной безопасности | ||||||
5.1. | Государственная политика РФ по обеспечению национальной безопасности | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
5.2. | Государственная политика РФ по обеспечению национальной безопасности | Практические | 3 | 2 | ||
5.3. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 3 | 12 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 6. Информационные войны и киберпреступность как угрозы национальной безопасности РФ | ||||||
6.1. | Информационные войны и киберпреступность как угрозы национальной безопасности РФ | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
6.2. | Информационные войны и киберпреступность как угрозы национальной безопасности РФ | Практические | 3 | 2 | ||
6.3. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 3 | 12 | Л1.2, Л1.1 | |
6.4. | Подготовка рефератов | Сам. работа | 3 | 22 | Л1.2, Л1.1 | |
6.5. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 20 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Понятие национальной безопасности в отечественных и зарубежных исследованиях. 2. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.: характеристика основных вызовов. 3. Стратегия национальной безопасности США 2010 г.: характеристика основных угроз. 4. Экологическая безопасность в начале XXI в. и способы ее обеспечения. 5. Проблема обеспечения информационной безопасности как вызов XXI в. 6. Кибервойны в межгосударственных отношениях: задачи, тактика, эффективность. 7. Экономическая безопасность России: внутренние и внешние угрозы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. С. Малышева ; АлтГУ | Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 1: Ресурсы внешней политики РФ): учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Н. С. Малышева ; АлтГУ | Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 2: РФ и глобальные проблемы современного миропорядка): учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | П. А. Цыганков | Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929 |
Л2.2 | А. И. Поздняков | Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальный сайт Президента России | kremlin.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Министерства иностранных дел | www.mid.ru | ||
Э3 | Официальный сайт Министерства обороны РФ | http:// www.mil.ru/ | ||
Э4 | Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации | www.scrf.gov.ru | ||
Э5 | Официальный сайт Службы внешней разведки Российской Федерации | svr.gov.ru | ||
Э6 | Официальный сайт Договора о коллективной безопасности | odkb-csto.org | ||
Э7 | Учебная дисциплина «Международное сотрудничество в сфере безопасности» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Xmind | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |