МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международное сотрудничество в сфере безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., профессор, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Международное сотрудничество в сфере безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины заключается в том, чтобы дать студентам представление о современных вызовах глобальной и национальной безопасности и сформировать у них понимание механизма и особенностей ее обеспечения в условиях становления современной системы международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-8 Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга
ПК-4 Способен осуществлять функции руководителя и исполнителя в процессе разработки и реализации проектов в сфере международного сотрудничества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые политологические определения и концепции;
- основные подходы к определению национальных интересов и проблем обеспечения безопасности РФ.

3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно анализировать современные политические реалии;
- критически оценивать разнородные источники информации;
- предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему.

- предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками аналитическими методами сравнительной политологии;
- умением проводить сравнение внешнеполитических процессов современной России с аналогичными процессами в других государствах и соотносить их с опытом других стран и регионов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы национальной безопасности РФ
1.1. Правовые основы национальной безопасности РФ Лекции 3 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Правовые основы национальной безопасности РФ Практические 3 2
1.3. Индивидуальное задание Сам. работа 3 12 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Система национальной безопасности РФ
2.1. Система национальной безопасности РФ Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1
2.2. Система национальной безопасности РФ Практические 3 4
2.3. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 3 12 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Угрозы национальной безопасности РФ
3.1. Угрозы национальной безопасности РФ Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1
3.2. Угрозы национальной безопасности РФ Практические 3 4
3.3. Индивидуальное задание Сам. работа 3 12 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Международное положение России и проблемы ее национальной безопасности
4.1. Международное положение России и проблемы ее национальной безопасности Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1
4.2. Международное положение России и проблемы ее национальной безопасности Практические 3 4
4.3. Индивидуальное задание Сам. работа 3 12 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Государственная политика РФ по обеспечению национальной безопасности
5.1. Государственная политика РФ по обеспечению национальной безопасности Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1
5.2. Государственная политика РФ по обеспечению национальной безопасности Практические 3 2
5.3. Индивидуальное задание Сам. работа 3 12 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Информационные войны и киберпреступность как угрозы национальной безопасности РФ
6.1. Информационные войны и киберпреступность как угрозы национальной безопасности РФ Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1
6.2. Информационные войны и киберпреступность как угрозы национальной безопасности РФ Практические 3 2
6.3. Индивидуальное задание Сам. работа 3 12 Л1.2, Л1.1
6.4. Подготовка рефератов Сам. работа 3 22 Л1.2, Л1.1
6.5. Подготовка к зачету Сам. работа 3 20 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие национальной безопасности в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.: характеристика основных вызовов.
3. Стратегия национальной безопасности США 2010 г.: характеристика основных угроз.
4. Экологическая безопасность в начале XXI в. и способы ее обеспечения.
5. Проблема обеспечения информационной безопасности как вызов XXI в.
6. Кибервойны в межгосударственных отношениях: задачи, тактика, эффективность.
7. Экономическая безопасность России: внутренние и внешние угрозы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 1: Ресурсы внешней политики РФ): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 2: РФ и глобальные проблемы современного миропорядка): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
Л2.2 А. И. Поздняков Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Президента России kremlin.ru
Э2 Официальный сайт Министерства иностранных дел www.mid.ru
Э3 Официальный сайт Министерства обороны РФ http:// www.mil.ru/
Э4 Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации www.scrf.gov.ru
Э5 Официальный сайт Службы внешней разведки Российской Федерации svr.gov.ru
Э6 Официальный сайт Договора о коллективной безопасности odkb-csto.org
Э7 Учебная дисциплина «Международное сотрудничество в сфере безопасности» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Xmind
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.