МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 11
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 8 8 44 44
Практические 36 36 20 20 56 56
Сам. работа 72 72 53 53 125 125
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
к.полит.н., доцент, Т.А. Асеева

Рецензент(ы):
д.полит.н., профессор, Я.Ю. Шашкова

Рабочая программа дисциплины
Политическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, д.п.н. Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н. Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов-политологов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами современной психологии и политической психологии; формирование у слушателей общего представления о теоретических и методологических принципах научного политико-психологического анализа политических ситуаций, явлений, крупных социальных структур и политически значимых процессов; создание основы для возможного в дальнейшем более углубленного изучения политической психологии; выстраивания своей жизненной стратегии с учетом психологических особенностей политической коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-7: способностью рационально организовывать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии
ОПК-8: способностью применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Специфику психологического знания в политической науке. Основные этапы становления и развития политической психологии и ее категориальный аппарат. Основные методологические концепции и методы исследования.
Специфику общения как основной категории политической психологии. Характеристику подходов, раскрывающих сущность понятия общение и коммуникация. Основные каналы и виды коммуникации, их основные задачи и характеристики. Цели, механизмы, классификацию психологического воздействия в политической рекламе. Основные манипулятивные технологии в политике и их использования в политической рекламе. Роль личности в политическом процессе. Влияние социокультурной детерминация психологии личности на политическую коммуникацию. Основные направления исследований политического лидерства. Основные компоненты психологического портрета лидера. Особенности формирования «Я-концепции». Способы конвертации результатов самоанализа и саморефлексии в собственную жизненную стратегию. Особенности неформальной коммуникации в политике. Методологию анализа состояния и функционирования групп в политике. Особенности группы, как субъекта политики и государственного управления. Факторы, обуславливающие явления национализма и сепаратизма. Психологические особенности власти как ключевого явления общественной жизни. Психологические основы конфликтных взаимодействий в политике.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать знания о структуре и функциях общения в профессиональной/учебной деятельности. Применять для установления эффективной коммуникации ее различные виды и каналы. Применять методологии и методы политической психологии при анализе категории «общение» и «коммуникация».
Определять механизмы, классификацию психологического воздействия в политической рекламе. Анализировать манипулятивные технологии в политике и политической рекламе, выявлять потенциал их эффективности. Создавать проекты политической рекламы. Использовать психические качества личности и «социально ориентированные» свойства психики и сознания личности для организации управленческой деятельности. Конвертировать результатов самоанализа и саморефлексии в собственную жизненную стратегию. Определять особенности деятельности политического лидера и его конституентов для прогнозирования перспектив реализации его функций. Анализировать состояние группы любого масштаба, для определения способов эффективной политической коммуникации. Выделять психологические особенности власти, ее мотивы деятельности с целью определения наиболее выгодных стратегий коммуникации. Использовать знания о неформальной коммуникации для рациональной организации профессиональной деятельности. Выявлять националистические и сепаратистские тенденции в политическом процессе. Анализировать психологические причины конфликтов. Использовать психологический анализ конфликтных ситуаций и предлагать пути предотвращения эскалации и разрешения конфликта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применять для установления эффективной коммуникации различные виды и каналы коммуникации. Навыком анализа манипулятивных технологий в политике и политической рекламе; оценки их эффективности. Навыком создания проектов политической рекламы. Организовывать управленческую деятельность, используя психические качества и «социально ориентированные» свойства психики и сознания личности. Технологиями конвертации результатов самоанализа и саморефлексии в собственную жизненную стратегию. Способностью прогнозирования перспектив реализации функций политического лидера и его конституентов. Навыком анализа группы любого масштаба, для определения способов эффективной политической коммуникации. Навыком формирования стратегий коммуникации с властью; рациональной организации профессиональной деятельности, используя знания о неформальной коммуникации. Способностью выявлять националистические и сепаратистские тенденции в политическом процессе; психологические причины конфликтов; предлагать пути предотвращения эскалации и разрешения конфликта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическим и методологические основания политической психологии
1.1. Политическая психология как наука: место в системе наук Лекции 7 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.2. Политическая психология как наука: место в системе наук Сам. работа 7 4 ОПК-8 Л1.3, Л1.4
1.3. Становление и развитие политической психологии Лекции 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.4
1.4. Становление и развитие политической психологии Практические 7 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.5. Становление и развитие политической психологии Сам. работа 7 6 ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.6. Основные школы и концепции современной политической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др.) Лекции 7 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.7. Основные школы и концепции современной политической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др.) Сам. работа 7 8 ОПК-8 Л1.3, Л1.4
1.8. Методология и методы исследований в политической психологии Лекции 7 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.9. Методология и методы исследований в политической психологии Практические 7 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.4
1.10. Методология и методы исследований в политической психологии Сам. работа 7 6 ОПК-8 Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Общение и коммуникация
2.1. Категория общения в рамках социальной и политической психологии Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Коммуникативная сторона общения и ее особенности Практические 7 2 ОК-6, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Категория общения в рамках социальной и политической психологии Сам. работа 7 6 ОК-6, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.4. Психология невербального общения Практические 7 2 ОК-6, ОПК-8 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.5. Психология невербального общения Сам. работа 7 10 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.6. Неформальная коммуникация в политике Лекции 7 1 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.7. Неформальная коммуникация в политике Практические 7 4 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.8. Неформальная коммуникация в политике Сам. работа 7 8 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.9. Психологические аспекты политического общения Лекции 7 1 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.3
2.10. Психологические аспекты политического общения Сам. работа 7 4 ОПК-7, ОПК-8 Л1.3, Л1.4
2.11. Массовая коммуникация как источник и средство передачи информации, общения власти и общества Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.3
2.12. Массовая коммуникация как источник и средство передачи информации, общения власти и общества Сам. работа 7 8 ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.13. Механизмы психологического воздействия политической рекламы Практические 7 4 ОК-6, ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.14. Механизмы психологического воздействия политической рекламы Сам. работа 7 6 ОК-6, ОПК-8 Л1.3, Л1.4
2.15. Манипулятивные технологии в политике Практические 7 4 ОК-6, ОПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.16. Манипулятивные технологии в политике Сам. работа 7 6 ОПК-7, ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни (политико-психологический анализ)
3.1. Личность в политике Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Психические качества личности и эволюция подходов к их изучению Лекции 7 4 ОК-6, ОПК-8 Л1.3, Л1.4
3.3. Психические качества личности и «социально ориентированные» свойства психики и сознания личности Практические 7 4 ОК-6, ОПК-8 Л1.3, Л1.4
3.4. Лидерство в политике Лекции 7 4 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.3, Л1.4
3.5. Лидерство в политике Практические 7 4 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
3.6. Малые группы в политическом процессе Лекции 7 4 ОК-6, ОПК-8 Л1.3, Л1.4
3.7. Политическая и социальная психология больших социальных групп Лекции 7 4 ОК-6, ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.8. Психология толпы и неорганизованных массовых действий Практические 7 4 ОК-6, ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.9. Механизмы стихийного поведения Лекции 7 4 Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.10. Большие социальные группы в политике Практические 7 4 ОК-6, ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.11. Большие национально-этнические группы Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.12. Большие национально-этнические группы Сам. работа 8 6
3.13. Политико-психологические аспекты национализма и сепаратизма Практические 8 4 ОК-6, ОПК-8 Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.14. Политико-психологические аспекты национализма и сепаратизма Сам. работа 8 6
3.15. Психология политической элиты Лекции 8 2 ОПК-8 Л2.2, Л1.3, Л1.4
3.16. Психология политической элиты Практические 8 2 ОПК-8 Л2.2, Л1.3, Л1.4
3.17. Психология политической элиты Сам. работа 8 6
3.18. Формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни (политико-психологический анализ) Сам. работа 8 6 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Политические процессы в политико-психологическом измерении
4.1. Взаимодействие как психологический механизм политического общения и деятельности Лекции 8 4 ОК-6, ОПК-7 Л1.3, Л1.4
4.2. Взаимодействие как психологический механизм политического общения и деятельности Практические 8 2 ОК-6, ОПК-7 Л1.3, Л1.4
4.3. Взаимодействие как психологический механизм политического общения и деятельности Сам. работа 8 6
4.4. Конфликтные взаимодействия в политике Практические 8 4 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.5. Конфликтные взаимодействия в политике Сам. работа 8 6
4.6. Психология власти Практические 8 4 ОК-6, ОПК-8 Л2.2, Л1.3, Л1.4
4.7. Психология власти Сам. работа 8 6
4.8. Психология российского общества в период трансформаций Практические 8 4 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.3, Л1.4
4.9. Психология российского общества в период трансформаций Сам. работа 8 6
4.10. Политические процессы в политико-психологическом измерении Сам. работа 8 5 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.3, Л1.4
4.11. Экзамен 8 27 ОК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену, примерную тематику контрольных работ.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС ПОлит.психология.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ушакова Н.В. Имиджелогия: учеб. пособие М. : Дашков и К°, 2011
Л1.2 Никулина, С.А. Психология массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235650
Л1.3 Деркач А. А., Лаптев Л. Г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/4ABAB6B2-5D86-4730-9A45-1A3F0B9F3F36
Л1.4 Ольшанский Д.В. Политическая психология: учебник СПб: Питер, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. П. Назаретян Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии: учеб. пособие для вузов СПб. : Питер, 2003
Л2.2 [под ред. А. А. Деркача и др.] Политическая имиджелогия: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронная библиотека http://elibrary.ru
Э2 Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Э3 ПСИ-фактор - Цент практической психологии http://psyfactor.org/
Э4 Энциклопедия практической психологии http://www.psychologos.ru/
Э5 электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э6 портал журнала «Полис» http://www.politstudies.ru/
Э7 электронный каталог библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru/app/slasu/resource=library
Э8 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э9 ЭУМК "Политическая психология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2529
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политическая психология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания об основах психологического знания в политической науке, включающих изучение основных школ и направлений исследований психологических факторов политики. Рассматривается тема общения, как основная форма коммуникации, в том числе политической; раскрывается его сущность, основные формы и характеристика. Вербальные и невербальные коммуникации рассматриваются, с целью формирования навыков взаимодействия в группе и анализа деятельности политических субъектов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политическая психология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме предшествующих занятий и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Допускается привлечение дополнительной информации из источников не указанных в рабочей программе.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на обсуждение.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. Данный подход должен способствовать формированию толерантной атмосферы в студенческом коллективе. Ряд тем курса ориентированы на формирование навыков использования манипулятивных методов в политике, в том числе в политической рекламе. В рамках изучения темы "Малые группы в политическом процессе", необходимо особое внимание уделить закономерностям развития данных групп и механизмам принятия решения в таком объединении. Особое внимание следует уделить темам "Лидер в политике", "Психология толпы", "Механизмы стихийного поведения", "Психологические аспекты национализма и сепаратизма" т.к. понимание данных проблем может способствовать более глубокому пониманию актуальных проблем современного общества.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы и выполнение практических заданий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.