МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 295
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 295 295 295 295
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
канд.искусствовед., доцент, А.Г.Степанская

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Теория культуры» является формирование у студентов представлений о культуре как о многомерном, но целостном феномене, о специфике культурологического анализа процессов и явлений.
В ходе освоения курса решаются задачи:
-представить множественность культурологических систем;
-дать характеристики различных подходов для изучения культуры;
-рассмотреть проблемы методологии культуры в ходе исторического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ПК-1 Способностью владеть теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик;
основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных и социальных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки в профессиональной деятельности и социальной практике;
анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
способностью понимать, изучать, критически анализировать получаемую информацию по тематике исследования; методами обработки, анализа и синтеза информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Предмет теории культуры, основные категории и понятия. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Культурогенез. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Культурные аспекты социальной организации. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Культура и природа, культура и общество. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Культура и личность; культура и история. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Культура и цивилизация. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Культура и цивилизация. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Зачет 2 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Характеристика направлений, концепций, школ.
2.1. Эволюционистская парадигма. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Эволюционистская парадигма. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Концепция культурно-исторических типов. Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Психологическая парадигма. Функциональная парадигма. Лекции 2 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Психологическая парадигма (З. Фрейд, К. Юнг). Функциональная парадигма. Сам. работа 2 17 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Структурно-антропологическая парадигма. Парадигмы понимающей социологии культуры. Лекции 2 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Структурно-антропологическая парадигма. Парадигмы понимающей социологии культуры. Сам. работа 2 16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Современные концепции культуры
3.1. Феноменология. Философская герменевтика. Лекции 2 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Феноменология. Философская герменевтика. Сам. работа 2 22 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Психоанализ. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Постмодернистская методология постижения культуры. Лекции 2 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Постмодернистская методология постижения культуры. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Постмодернистская методология постижения культуры. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Лекции 2 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.8. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.9. Постструктурализм. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.10. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Диалоговая концепция культуры. Лекции 2 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.11. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Диалоговая концепция культуры. Сам. работа 2 24 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.12. Семиотика. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.13. Диалоговая концепция культуры. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.14. Экзамен 2 13 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Садохин, А. П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2.Культуролог. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culturolog.ru/
Э2 3.Санкт-петербургское отделение Российского института культурологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spbric.org/
Э3 4.Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/
Э4 Курс в Moodle "Теория культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
5. Зачет и курсовая
Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса; специфики учебной деятельности дисциплин художественного цикла; видов творческой деятельности учащихся на занятиях; форм и методов ведения учебной и внеклассной работы; методов и форм активизации творческого процесса на занятиях; форм и методов коррекции и контроля знаний, умений, навыков учащихся, и т.д.
•Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к уроку, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся. В самостоятельную работу входит разработка внеаудиторных занятий учащихся, разработка разнообразных форм проведения внеклассных занятий, приемов и методов, используемых в обучении и воспитании молодежи.
•Промежуточной аттестацией по дисциплине является зачет.
6. Текущий контроль.
 Включает написание и защиту курсовых работ, что является основанием к допуску на экзамен.