МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль 1)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.пс. наук, доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль 1)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, к.пс.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, к.пс.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

Задачи:
- Познакомить студентов с основными (ведущими ) общепсихологическими направлениями в отечественной и зарубежной психологии;
- Дать представление студентам об основных проблемах современной психологии, интерпретируемых с различных теоретико-методологических позиций;
- Проанализировать структуру современной общей психологии, провести общепсихологический анализ психологических явлений: психических процессов, психологических состояний, психологических свойств личности;
- Познакомить студентов с общепсихологическими закономерностями, особенностями онтогенетического развития человека;
- Рассмотреть базовые проблемы развития психологии на совремнном этапе и в ее будущем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;
- психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке;
- методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.- устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека;
- осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности;
- организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- категориальным пакетом научной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских (эмпирических) исследований);
- основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций оббей психологии;
- информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека;
- методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работой с общепсихологических позиций применять;
- применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Общие представления о психологии как науке Лекции 1 2 Л2.7, Л1.1
1.2. Становление предмета научной психологии Сам. работа 1 4 Л2.6, Л1.1
1.3. Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками Сам. работа 1 4 Л2.6, Л1.4
1.4. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 1 6 Л2.6, Л1.1, Л1.4
1.5. Структура современной психологии Сам. работа 1 4 Л2.6, Л1.3, Л1.4
1.6. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Практические 1 2 Л2.6, Л1.1, Л1.4
1.7. Анализ российских психологических школ Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.2
1.8. Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». Сам. работа 1 5 Л2.7, Л2.6, Л1.1
1.9. Анализ методов психологии Сам. работа 1 4 Л2.6, Л1.4
1.10. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева Сам. работа 1 5 Л2.7, Л1.1
1.11. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 1 5 Л2.6, Л1.4
1.12. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 1 6 Л2.6, Л1.2
1.13. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева Сам. работа 1 4 Л2.7, Л1.1
1.14. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Сам. работа 1 4 Л2.6, Л1.1, Л1.4
Раздел 2. Мозг и психика
2.1. Мозговая организация психики Сам. работа 1 6 Л2.3, Л2.5, Л1.2
2.2. Современные представления о психических функциях Практические 1 2 Л1.1, Л2.8, Л2.4
2.3. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Практические 1 2 Л2.8, Л1.4
2.4. Речь и межполушарная асимметрия Сам. работа 1 2 Л1.4, Л2.4
2.5. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 1 4 Л2.8, Л1.4
2.6. Современные представления о психических функциях Сам. работа 1 6 Л2.8, Л1.4, Л2.4
2.7. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома Сам. работа 1 4 Л2.8, Л1.4
Раздел 3. Психология деятельности
3.1. Общее понятие о психологической деятельности Лекции 1 2 Л2.6, Л1.1, Л2.1
3.2. Структура и виды деятельности Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
3.4. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
3.5. Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.6. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.7. Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.2
3.8. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.2
3.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1
3.10. Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
3.11. Экзамен 1 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Модуль 1. Введение в общую психологию. Психология деятельности.

1. Место психологии в системе наук о человеке. Специфика психики.
2. Становление психологии как науки: донаучная психология (интроспективная); ассоциативная психология, научная психология;
3. За рубежом: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология; гештальтпсихология; гуманистическая психология.
4. Основные направления отечественной психологии: школа Л.С. Выготского-А.Р.Лурия, школа С.Л. Рубинштейна; школа Б.Г. Ананьева.
5. Предмет и объект современной психологии.
6. Принципы отечественной психологии.
7. Проблема сознания и уровней его организации в психологии.
8. Научная и практическая психология.
9. Проблема метода в психологии и методы современной психологии.
10. Общее понятие о психологической культуре и психологической компетентности.
11. Место психологии в системе наук о человеке и обществе.
12. Предмет современной психологии: традиционные и инновационные представления.
13. Использование психологических знаний в социальной практике.
14. Психология речи.
15. Основные методы изучения соотношения мозга и психики. Нейропсихология.
16. Современные представления о психических функциях и мозговой организации. Теории П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.
17. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.
18. Межполушарная асимметрия и психология обучаемости.
19. Нейропсихология: предмет, задачи, современное состояние.
20. Структура деятельности (А.Н. Леонтьева);
21. Компоненты действия и их функции;
22. Общение и предметная деятельность;
23. Структура предметного действия;
24. Признаки понятия «деятельность»;
25. Признаки понятия «действие»;
26. Признаки понятия «способность к деятельности»;
27. Основные виды человеческой деятельности и их предыстория;
28. Взаимодействие мотивов в процессе реализации деятельности;
29. Содержание общения и деятельности;
30. Развитие субъектных отношений в общении и деятельности;
31. Сущность и структура деятельности;
32. Факторы эффективности деятельности;
33. Навыки и их функциональные компоненты;
34. Условия и основные этапы формирования навыков;
35. Схема причин, влияющих на продуктивность навыка;
36. График изменения скорости сенсомоторной реакции при упражнении

Модуль 2. Психология сознания и самосознании

1. Антология сознания.
2. Сознание как осознанное бытие.
3. Бессознательные явления в жизни человека.
4. Бессознательное как семантическая реальность (В. В. Налимов).
5. Процессы, механизмы и средства осознания.
6. Учение о структуре сознания в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинщтейн).
7. Самопознание себя как соотношение себя с Другим.
8. Феноменологическое описание уровней развития рефлексии (В. И. Слободчиков).
9. Самовоспитание.
10. Самосознание и личностное самоопределение.
11. Самопознание и самооценка.
12. Особенности смысловой сферы в норме и патологии (по материалам работ М.М. Кеченова, В.В. Николаева, Б.С. Братусь, И.И. Кожуховская и др.).
13. Роль смысловых компонентов в нарушении познавательной сферы личности (по материалам работ Б.В.Зейгарник).
14. Развитие смысловой сферы взрослого в процессе интеркоммуникативных взаимодействий.
15. Уровни и этапы становления смысловой сферы личности.
16. «Психология уцелевшего»: характер, направления изменения смысловой сферы в критических ситуациях.
17. «Переживание» как деятельность (по работам В.Ф.Василюка).
18. Концепция «отраженной субъектности» В.А.Петровского.
19. «Я» как психологическая категория
20. Психотерапевтическая беседа как фактор изменения смыслового поля личности клиента.
21. Формирование самоотношения ребенка при взаимодействии со «значимым другим». (Например: родители, друзья, близкие, педагоги и т.п.)
22. Феномен нестабильности самоотношения как фактор пограничных личностных расстройств.
23. Эмпирические методы исследования самоотношения личности.
24. Социокультурные механизмы формирования самоотношения личности.
25. Самоотношение в структуре личности профессионала.
26. Психотерапевтические стратегии коррекции самоотношения личности.
27. Психотерапевтический потенциал воздействия произведений искусства на личность.
28. Смысл жизни человека: основные направления понимания в логотерапии и экзистенциальной психологии.
29. Онтогенез аксиологического поля личности.
30. Роль личности при необходимости адаптации человека к изменившимся условиям его социального бытия (по статьям Анциферовой Л.И)
31. Проблема понимания «личности» в современной психологии.

Модуль 3. Индивидуальность человека

1. Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина.
2. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности.
3. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина.
4. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу.
5. Роль темперамента в психическом развитии.
6. Темперамент и проблема саморегуляции.
7. Френология - учение о характере.
8. Характер и внешние проявления.
9. Становление характера у детей и пути его воспитания.
10. Место характера в общей структуре личности.
11. Характерология К. Юнга.
12. Социальные типы по Э. Фромму.
13. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность.
14. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду.
15. Способности и мозг.
16. Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова.
17. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.
18. Основные современные концепции творчества и одарённости.
19. Духовные способности.
20. Социальные способности.
21. Психологический подход к личности человека.
22. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность.

Модуль 4. Психические состояния и процессы
1. Психические состояния человека: определение, структура, функции, общие характеристики, детерминанты состояния. Классификация психических состояний.
2. Место психических состояний в системе психических явлений. Соотношение понятий: развитие личности, психические состояния, свойства личности.
3. Определение функциональной системы и функционального состояния человека
4. Классификация функциональных состояний.
5. Функциональные состояния, как характеристика эффективной стороны деятельности.
6. Функциональное состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования. Понятие утомление и переутомление как показатели снижения уровня работоспособности организма.
7. Монотония как состояние процесса рабочей деятельности и монотония жизненных условий. Количественные и качественные проявления монотонии.
8. Состояние сознания - бодрствование. Нейрофизиологические механизмы обеспечения уровня активации. Закон Йеркса-Додсона, Хебба. Характеристика бодрствующего состояния сознания. Критерии сознания. Состояние отрешения, экстаза, ясновидения. Понятие континуума сознания.
9. Сон как состояние сознания, механизмы сна, фазы сна. Роль сновидений в жизни человека.
10. Трансперсональная психология: Измененные состояния сознания (гипноз, медитация)
11. Патологические состояния сознания, вызванные приемом лекарственных и наркотических веществ.
12. Классические теории внимания, ресурсная концепция внимания Д. Каннемана, У. Найсер. Теории внимания в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Дормашева, А.Р. Лурия, В.Я. Романова, Е.Н. Соколова.
13. Определение внимания как психического процесса, его виды, характеристики); свойства.
14. Психическое состояние внешней и внутренней сосредоточенности внимания; состояние рассеянности, его физиологические механизмы).
15. Особенности эмоциональных явлений в структуре психики и их классификация.
16. Психологические теории эмоций: Г. Бреслава, В. Вундта, В.К. Вилюнаса, Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, П.В. Симонова, Л. Фестингера.
17. Эмоциональные реакции. Понятие эмоций, психологические функции, классификация и модальность эмоций. Физиологический механизм эмоций и функциональная роль правого и левого полушария в проявлении эмоций.
18. Определение эмоциональных состояний. Виды эмоциональных состояний и их психологический анализ.
19. Предыстория современной когнитивной психологии. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы ХХ века.
20. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.
21. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Общее понятие об ощущениях, восприятии, представлениях.
22. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения.
23. Классификация ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Физиологические механизмы ощущений.
24. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений.
25. Классификация ощущений: функциональный подход. Характеристика ощущений: соместезия, кинестезия, химическое чувство, слух, зрение.
26. Характеристика механизмов зрительного восприятия. Теории цветового зрения.
27. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон Вебера-Фехнера.
28. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Постадаптационное восстановление. Понятие о сенсибилизации ощущений.
29. Компенсация ощущений, ее механизмы. Особенности ощущений при сенсорных поражениях или депривациях. Взаимодействие ощущений. Объективный и субъективный характер ощущений.
30. Свойства восприятия. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации. Апперцепция восприятия.
31. Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов. Критерий наблюдателя и концепция порога.
32. Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.
33. Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов – основные характеристики.
34. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (К. Кофка, В. Вундт). Принципы гештальта (фигура на фоне, объединенения элементов и т.п.).
35. Принципы обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Принцип обработки «Сравнение с эталоном». Подетальный анализ.
36. Теория формирования прототипов: центральная тенденция и частота признаков. Псевдопамять. Распознавание образов в шахматах. Роль наблюдателя в распознавании паттернов.
37. Особенности восприятия пространства: восприятие формы, глубины, расстояния, величины. Иллюзии восприятия. Стереоскопическое восприятие.
38. Особенности восприятия времени.
39. Особенности восприятия движения. Характеристика кинестетических ощущений в восприятии движения. Теории восприятия движения.
40. Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте. Психологическая характеристика представлений.
41. Значение «чувственных образов» испытуемых в проведении различного типа психологических тренингов.
42. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания
43. Функции внимания. Основные свойства внимания.
44. Внимание и ресурсы. Патологии внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Формирование внимания.
45. Теории внимания.
46. Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере.
47. Модели памяти: модель Во и Норманна; модель Аткинсона и Шифрина; модель уровня воспроизведения.
48. Модели памяти: модель уровня обработки (УО); эффект отнесения к себе; эпизодическая и семантическая память по Тульвингу.
49. Физиологические, нейрофизиологические, нейропсихологические и биохимические механизмы памяти.
50. Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения, способов переработки, участия волевых процессов и т.д. Краткая характеристика видов памяти.
51. Кратковременная память. Объем КВП. Оперативная память.
52. КВП, ДВП и единицы информации Кодирование информации КВП
53. Долговременная память: структура и хранение
54. Процессы памяти: кодирование. Запоминание как процесс кодирования информации. Сенсорный регистр. Типичные способы кодирования.
55. Сохранение как процесс переработки информации. Эпизодическая и семантическая память. Способы организации информации в памяти.
56. Процессы памяти: воспроизведение. Виды воспроизведения. Роль ассоциаций в памяти.
57. Процесс забывания: факторы, влияющие на забывание. Теории забывания: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание.
58. Эффект края. Кривая забывания. Опыты Эббингауза. Явление реминисценции. Мнемотехнические приемы.
59. Нарушения памяти: амнезия, агнозия, апраксия.
60. Краткая история развития представлений о мысленных образах. Воображение как особый вид психических процессов. Общая характеристика воображения.
61. Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению. Гипотеза двойного кодирования информации в памяти.
62. Теория организующих связей (Бауэр) – роль образов в научении и памяти. Концептуально-пропозициональная гипотеза (Андерсон, Бауэр).
63. Функциональная эквивалентность мысленных образов по Шепарду. Радикальная теория образов.
64. Виды воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение.
65. Основные формы воображения. Фантазия, мечта, галлюцинации.
66. Характеристика приемов воображения: агглютинация, схематизация, и др.
67. Краткая история развития представлений о мышлении. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.
68. Роль эмоциональных явлений в активации мышления. Мышление как процесс решения задач. Эвристический подход к мышлению.
69. Виды мышления. Роль мышления в прогнозировании. Развитие мышления в онтогенезе.
70. Процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция.
71. Виды понятий: признаки и концептуальные правила, их связывающие. Простые и сложные понятия.
72. Формирование понятий. Усвоение правил. Проверка гипотез: стратегии мышления.
73. Операции мышления (сравнение, анализ, синтез и т.п.). Формальное мышление
74. Мышление как процесс решения задач. Принятие решений.
75. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.
76. Творческое мышление. Основные характеристики. Факторы влияющие на развитие творческого мышления.
77. Человеческий интеллект. Проблема определения.
78. Факторный анализ интеллекта.
79. Когнитивные теории интеллекта.
80. Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации.
81. Общая характеристика регуляционных процессов. Уровни интегративной деятельности мозга. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.
82. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции.
83. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.
84. Сознание и регуляция. Роль речи в осознании. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения
85. Потребности, мотивация и регуляция поведения.
86. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Влияние эмоций на поведение.
87. Оценочные суждения как основа регулятивных процессов. Оценочные суждения и точность отражения реальности.
88. Критерии оптимальности оценочного поведения: повышение эффективности действия, улучшение эмоционального состояния.
89. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Функции внимания. Физиологические основы внимания.
90. Основные свойства внимания. Виды внимания. Внимание и ресурсы психики. Патология внимания.
91. Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.
92. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов". Волевая регу¬ляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы (перечень рекомендуемых тем с последующим уточнением при выдачи задания конкретному студенту) представлены в УМК дисциплины "Общая психология"

Раздел 1.Введение в общую психологию.
Составление таблицы по теме «Понимание предмета психологии в научных направлениях».
Анализ современных классификаций научных методов психологии.

Раздел 2.Психология речи
Язык и речь – различие и общность понятий. Мнения авторов.
Основные закономерности развития речи у ребенка. Эгоцентрическая речь. Феномен предикативности речи.

Раздел 3 . Мозг и психика
Сравнительный анализ основных методов исследования мозга человека.

Раздел 4. Психология деятельности
Межполушарная асимметрия и индивидуальный стиль деятельности человека.
Подготовка к коллоквиуму по теме «Психологическая теория деятельности».

Раздел 5. Общая психология о сознании и самосознании человека

Сознание и бессознательное.
Рефлексирующие сознание.

Раздел 6. Общепсихологические представления об индивидуальности человека
Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.
Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина.

Раздел 7. Индивидуальные свойства индивида: общепсихологический контекст.
Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.
История развития взглядов на темперамент.
Конституциональные теория темперамента.
Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности.
Проблема темперамента в работах В.Д. Небылицына.
Подходы к измерению свойств нервной системы в школе Б.М. Теплова - В.Д. Небылицина.
Психологические теории темперамента.
Роль темперамента в психическом развитии.
Френология - учение о способностях.
Характер и внешние проявления.
Становление характера у детей и пути его воспитания.
Место характера в общей структуре личности.
Характерология К. Юнга.
Социальные типы по Э. Фромму.
Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду.
Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова.
Межполовые и индивидуальные различия в способностях.
Основные современные концепции творчества и одарённости.
Социальные способности.

Раздел 8. Анализ психических состояний человека
Составление таблицы психологических признаков состояния динамического рассогласования и адекватной мобилизации по теме: «Функциональные состояния человека».
Выявление структурных уровней психических состояний на примере двух (аффект и стресс; стресс и фрустрация; агрессия и тревога).

Раздел 9. Сенсорно-перцептивные процессы
Сенсорно-перцептивные процессы (ощущения, восприятие, представления).

Раздел 10. Интеллектуальные процессы
Интеллектуальные процессы (память, мышление, воображение).



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Курс Общая психология (модуль1) с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle) ссылка:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149


Примерные вопросы для обсуждения на экзамене:
1. Общее представление о психологии как науке. Разные значения слова "психология". Место психологии в системе наук.
2. Предмет и задачи научной психологии. Соотношение научной, житейской (обыденной) и художественной форм психологического знания.
3. Отрасли и слои психологического знания.
4. Понятие психики, ее функции и основные характеристики. Психические явления и формы проявления психики. Психика как процесс и психика как образ – диалектика отношений.
5. Сопоставительный анализ представлений о предмете психологии в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и П.Я. Гальперина.
6. Проблема объективного критерия возникновения психики.
7. Стадии развития психики в филогенезе (гипотеза А.Н. Леонтьева).
8. Возникновение и развитие сознания в антропогенезе.
9. Проблема сознания в психологии как логический парадокс. Критерии и основные характеристики сознания.
10. Психологическая структура сознания (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Б.А. Сосновский).
11. Сравнительный анализ психики животных и сознания человека.
12. Классификация неосознаваемых психических процессов.
13. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
14. Понятие о методологии науки, ее функциях и уровнях (Э.Г. Юдин).
15. Понятие метода научного исследования. Подходы к классификации методов психологии.
16. Понятие научной проблемы. Фундаментальные проблемы психологии.
17. Понятие научного подхода и научной парадигмы. История психологии как развитие исследовательских методов и подходов (сравнительный анализ в диахроническом аспекте).
18. Характеристика классических идеалов научности знания и возможности построения психологии на их основе. 19. Доклассический, классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности в науке и психологии.
20. Естественнонаучная и гуманитарная стратегии в психологии и ее методах. Описательная и объяснительная психология В. Дильтея.
21. Методологические принципы отечественной (советской) психологии и варианты их современного осмысления (отказ от использования, реконструкция и пр.).
22. Психология как наука о душе. Донаучный этап развития психологии (основные представители, ключевые идеи, вклад в современную психологию).
23. Психология сознания В. Вундта, Э. Титченера, Ф. Брентано, У. Джеймса (основные положения, методы исследования, достижения, вклад в развитие психологии, критика).
24. Классический психоанализ З. Фрейда (основные положения, используемые методы, достижения, вклад в психологию, критика).
25. Аналитическая психология К.Г. Юнга (основные положения, расхождения с Фрейдом, достижения, критика).
26. Индивидуальная психология А. Адлера (основные положения, расхождения с Фрейдом, достижения, критика).
27. Психология неофрейдизма ("женская психология" К. Хорни, гуманистический психоанализ Э. Фромма).
28. Зарождение бихевиоризма (причины возникновения, предмет изучения, вклад в развитие психологии). Русский и американский бихевиоризм.
29. Основные понятия, задачи и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Проблема объективного метода в психологии.
30. Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер). Активность и целостность поведения. Понятие промежуточной переменной.
31. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин). Проблема целостности в психологии.
32. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Высшие психические функции: понятие, структура, основные характеристики. Принцип историзма. Общее представление об интериоризации.
33. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Понятие и структура деятельности.
34. Основные виды деятельности. Ведущая деятельность и ее характеристики. Ведущая деятельность как основание периодизации психического развития в онтогенезе.
35. Деятельность и общение. Понятие и структура общения. Виды общения.
36. Проблема личности в психологии. Психический облик (психологическая структура) личности по С.Л. Рубинштейну.
37. Проблема единиц анализа личности. Структурные модели личности в отечественной психологии.
38. Когнитивное направление в психологии (основные представители, идеи и достижения, критика).
39. Гуманистическая, экзистенциальная и трансперсональная психология (основные представители, идеи и достижения, критика).
40. Психология потребностей: понятие, свойства, виды. Общая характеристика потребностей человека.
41. Понятие мотива в психологии. Функции и виды мотивов. Явление полимотивации. Мотив и мотивировка. Мотив и мотивация.
42. Понятие и функции эмоций. Классификация эмоциональных процессов (А.Н. Леонтьев).
43. Общая характеристика личностно-смыслового аспекта мотивации. Смысловые образования личности: определение, виды, психологическая обоснованность выделения понятия.
44. Психология личностных ценностей: понятие, свойства, виды. Ценности в структуре личности, сознания и деятельности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию: (курс лекций) М.: АСТ, [2008]
Л1.2 Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов Питер, 2013
Л1.3 Никандров В. В. Психология: учебник М.: Волтерс Клувер, 2009
Л1.4 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Психология: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьев, Алексей Николаевич Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие М. : Академия, 2004
Л2.2 Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской Психология личности : Хрестоматия по психологии Москва: АСТ, 2009
Л2.3 О. К. Тихомиров Психология мышления: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.4 Реброва Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы: учеб. пособие СПб. : Речь, 2004
Л2.5 Моросанова, Варвара Ильинична Самосознание и саморегуляция поведения : учебное пособие РАН, Институт психологии, Российская академия образования, Психологический институт. - М. : Ин-т психологии РАН, -, 2007.
Л2.6 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.7 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
Л2.8 А. Р. Лурия Основы нейропсихологии: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Лань»
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э3 Курс в Moodle Общая психология (модуль 1) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Курс в Moodle Общая психология (модуль 1) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.