МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Полифония

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Полифония

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение принципов полифонического мышления в их историческом развитии от эпохи Средневековья и до XXI века
освоение основ теории полифонии с целью постижения ее важнейших художественно-выразительных и формообразующих функций в музыке разных стилей, жанров, исторических эпох

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление полифонии.
1.1. Введение. Истоки полифонии, основные этапы развития. Полифония Средневековья. Монодия (IX- XIV вв.). Ранние формы многоголосия в эпоху Средневековья.Метризованный органум. Школа Нотр-Дам.Полифония в эпоху Ars Nova (XIV-век. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ григорианских хоралов с точки зрения ладовой организации. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ органумов (параллельный, свободный, мелизматический). Творческое задание:написание свободного и мелизматического органумов. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Анализ ритмизованных органумов. Письменно: разработка секвенции в технике ритмических модусов. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ изоритмических мотетов эпохи Ars Nova. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Полифония строгого стиля
2.1. Полифония в эпоху Возрождения. Общая характеристика строгого стиля.Простой контрапункт в двухголосии (нормы письма). Имитация и канон в 2-хголосии. Сложный контрапункт в 2-х и 3-хголосии (вертикально-подвижной и горизонтально-подвижной).Имитация, канон, каноническая секвенция. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений строгого стиля на выявление особенностей мелодики, ритмической и ладовой организации. Письменно: вписать в заданные мелодии в строгом стиле пропущенные звуки. Творческое задание: сочинение мелодий в строгом стиле в разных ладах. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений строгого стиля. Упражнение: к заданной мелодии (cantus firmus) приписать контрапункт, используя терции, сексты, децимы, во втором задании - совершенные и несовершенные консонансы. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений на определение видов контрапункта. Письменно: написание сложного контрапунктического соединения. Творческое задание: сочинить эскиз (2-3 такта) первоначального соединения со сложным показателем. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений на определение имитационной техники и вида канона. Творческое задание: закончить предложенное имитационное построение, двухголосный канон в прямом движении, бесконечный канон и каноническую секвенцию. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Полифония свободного стиля.
3.1. Полифония XVII- первой половины XVIII вв. (барокко). Характеристика свободного стиля. Общая характеристика фуги. Тема и ответ.Фуга. Характеристика компонентов (противосложение, интермедия, стретта).Фуга. Характеристика основных композиционных разделов (экспозиция, развивающая и заключительная части). Особые виды фуг. Фугообразные формы.Полифония венских классиков (2-я половина XVIII - начало XIX вв.)Полифония в творчестве композиторов XIX века.Полифония в творчестве русских композиторов конца XVIII - XIX века. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Анализ полифонических произведений И. С. Баха. В фугах выявить тему, ответ, выявить жанровые, ладо-гармонические, ритмические, структурные особенности темы, тип выразительности. Творческое задание: сочинить 5 тем для фуги, и ответы к ним. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ фуг Баха - в ранее заданных фугах посмотреть противосложение, интермедию. Творческое задание: сочинение противосложения и и интермедийной связки к третьему проведению темы. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ фуг Баха - в ранее заданных фугах найти границы частей. Творческое задание: сочинить экспозиционный раздел фуги. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений эпохи Классицизма. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений композиторов русской школы. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Теоретические основы полифонии XX века.
4.1. Современные полифонические формы и жанры.Большие полифонические циклы XX века.Полифонические вариации. Остинатные формы в творчестве композиторов XX века: традиции, эволюция, принципы.Фуга и комбинаторно-серийные принципы композиции. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений XX века. Творческое задание: сочинение заключительного раздела фуги. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ фуг из полифонических циклов XX века. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам. Анализ полифонических вариаций и остинатных форм. Творческое задание: сочинение заключительного раздела фуги. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ концертной фуги. Творческое задание: завершить написание фуги. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. ПОЛИФОНИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Банникова И. И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
Э2 Электронный нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э3 Библиотека по музыковедению www.library.musicfancy.net
Э4 Курс "Полифония" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Ее качество во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• полифонический анализ музыкальных произведений;
• письменные полифонические упражнения;
• творческие задания.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное.
Полифонический анализ осуществляется на протяжении всего изучения курса полифонии. Эта форма работы причисляется к наиболее важной, так как именно она осуществляет связь изучаемых теоретических закономерностей полифонии с художественной практикой. Полифонический анализ включает произведения эпохи Средневековья, Возрождения, Классицизма, Романтизма, а также XX столетия. По окончании курса студент должен овладеть целостным анализом полифонических произведений, и в частности, фуги.
При выполнении анализа фуги студентам рекомендуется придерживаться следующего плана:
1. Образное содержание, характер музыки.
2. Тематизм фуги: характеристика темы (структура, интонационный строй, развитие мелодической линии, ладогармонические особенности, ритмическая организация, секвенции, скрытое голосоведение), противосложение, тематический материал интермедий.
3. Композиция фуги: экспозиция, развивающая часть, заключительная часть; композиционное значение интермедий.
Завершающим этапом анализа является составление схемы фуги.
Письменные задания представляют собой небольшие по протяженности упражнения в строгом и свободном стиле, направленные на овладение следующими полифоническими приемами: сочетание двух мелодий в простом контрапункте; имитации с разными характеристиками; каноны; способы преобразования полифонической темы в имитационном двухголосии; первоначальные и производные соединения в разных видах сложного контрапункта (вертикально-подвижной, горизонтально-подвижной, обратимый); бесконечные каноны и канонические секвенции.
Выполнение творческих заданий связано с сочинением и досочинением различных полифонических форм.