Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02МИИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | изучение принципов полифонического мышления в их историческом развитии от эпохи Средневековья и до XXI века освоение основ теории полифонии с целью постижения ее важнейших художественно-выразительных и формообразующих функций в музыке разных стилей, жанров, исторических эпох |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07 |
ОПК-6 | Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | периоды развития музыкальной культуры этапы эволюции художественных стилей композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Становление полифонии. | ||||||
1.1. | Введение. Истоки полифонии, основные этапы развития. Полифония Средневековья. Монодия (IX- XIV вв.). Ранние формы многоголосия в эпоху Средневековья.Метризованный органум. Школа Нотр-Дам.Полифония в эпоху Ars Nova (XIV-век. | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ григорианских хоралов с точки зрения ладовой организации. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
1.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ органумов (параллельный, свободный, мелизматический). Творческое задание:написание свободного и мелизматического органумов. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
1.4. | Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Анализ ритмизованных органумов. Письменно: разработка секвенции в технике ритмических модусов. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
1.5. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ изоритмических мотетов эпохи Ars Nova. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
Раздел 2. Полифония строгого стиля | ||||||
2.1. | Полифония в эпоху Возрождения. Общая характеристика строгого стиля.Простой контрапункт в двухголосии (нормы письма). Имитация и канон в 2-хголосии. Сложный контрапункт в 2-х и 3-хголосии (вертикально-подвижной и горизонтально-подвижной).Имитация, канон, каноническая секвенция. | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
2.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений строгого стиля на выявление особенностей мелодики, ритмической и ладовой организации. Письменно: вписать в заданные мелодии в строгом стиле пропущенные звуки. Творческое задание: сочинение мелодий в строгом стиле в разных ладах. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
2.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений строгого стиля. Упражнение: к заданной мелодии (cantus firmus) приписать контрапункт, используя терции, сексты, децимы, во втором задании - совершенные и несовершенные консонансы. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
2.4. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений на определение видов контрапункта. Письменно: написание сложного контрапунктического соединения. Творческое задание: сочинить эскиз (2-3 такта) первоначального соединения со сложным показателем. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
2.5. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений на определение имитационной техники и вида канона. Творческое задание: закончить предложенное имитационное построение, двухголосный канон в прямом движении, бесконечный канон и каноническую секвенцию. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
Раздел 3. Полифония свободного стиля. | ||||||
3.1. | Полифония XVII- первой половины XVIII вв. (барокко). Характеристика свободного стиля. Общая характеристика фуги. Тема и ответ.Фуга. Характеристика компонентов (противосложение, интермедия, стретта).Фуга. Характеристика основных композиционных разделов (экспозиция, развивающая и заключительная части). Особые виды фуг. Фугообразные формы.Полифония венских классиков (2-я половина XVIII - начало XIX вв.)Полифония в творчестве композиторов XIX века.Полифония в творчестве русских композиторов конца XVIII - XIX века. | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
3.2. | Анализ полифонических произведений И. С. Баха. В фугах выявить тему, ответ, выявить жанровые, ладо-гармонические, ритмические, структурные особенности темы, тип выразительности. Творческое задание: сочинить 5 тем для фуги, и ответы к ним. | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
3.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ фуг Баха - в ранее заданных фугах посмотреть противосложение, интермедию. Творческое задание: сочинение противосложения и и интермедийной связки к третьему проведению темы. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
3.4. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ фуг Баха - в ранее заданных фугах найти границы частей. Творческое задание: сочинить экспозиционный раздел фуги. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
3.5. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений эпохи Классицизма. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
3.6. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
3.7. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений композиторов русской школы. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
Раздел 4. Теоретические основы полифонии XX века. | ||||||
4.1. | Современные полифонические формы и жанры.Большие полифонические циклы XX века.Полифонические вариации. Остинатные формы в творчестве композиторов XX века: традиции, эволюция, принципы.Фуга и комбинаторно-серийные принципы композиции. | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
4.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений XX века. Творческое задание: сочинение заключительного раздела фуги. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
4.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ фуг из полифонических циклов XX века. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
4.4. | Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам. Анализ полифонических вариаций и остинатных форм. Творческое задание: сочинение заключительного раздела фуги. | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
4.5. | Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ концертной фуги. Творческое задание: завершить написание фуги. | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скребков С.С. | ПОЛИФОНИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Банникова И. И. | Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека "Твирпикс" | www.twirpx.com | ||
Э2 | Электронный нотный архив Бориса Тараканова | notes.tarakanov.net | ||
Э3 | Библиотека по музыковедению | www.library.musicfancy.net | ||
Э4 | Курс "Полифония" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Ее качество во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: • изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; • полифонический анализ музыкальных произведений; • письменные полифонические упражнения; • творческие задания. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. Полифонический анализ осуществляется на протяжении всего изучения курса полифонии. Эта форма работы причисляется к наиболее важной, так как именно она осуществляет связь изучаемых теоретических закономерностей полифонии с художественной практикой. Полифонический анализ включает произведения эпохи Средневековья, Возрождения, Классицизма, Романтизма, а также XX столетия. По окончании курса студент должен овладеть целостным анализом полифонических произведений, и в частности, фуги. При выполнении анализа фуги студентам рекомендуется придерживаться следующего плана: 1. Образное содержание, характер музыки. 2. Тематизм фуги: характеристика темы (структура, интонационный строй, развитие мелодической линии, ладогармонические особенности, ритмическая организация, секвенции, скрытое голосоведение), противосложение, тематический материал интермедий. 3. Композиция фуги: экспозиция, развивающая часть, заключительная часть; композиционное значение интермедий. Завершающим этапом анализа является составление схемы фуги. Письменные задания представляют собой небольшие по протяженности упражнения в строгом и свободном стиле, направленные на овладение следующими полифоническими приемами: сочетание двух мелодий в простом контрапункте; имитации с разными характеристиками; каноны; способы преобразования полифонической темы в имитационном двухголосии; первоначальные и производные соединения в разных видах сложного контрапункта (вертикально-подвижной, горизонтально-подвижной, обратимый); бесконечные каноны и канонические секвенции. Выполнение творческих заданий связано с сочинением и досочинением различных полифонических форм. |