МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы правовых знаний в массовых коммуникациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Опекун О.С.

Рабочая программа дисциплины
Основы правовых знаний в массовых коммуникациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов целостного понимания назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования общественных отношений, умения ориентироваться в общей системе норм основных отраслей права при решении конкретных практических задач. Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются задачи:
научить студента использовать правовые источники в своей деятельности для оценки основ российского государства и социально-политической системы, правового статуса человека и гражданина;
анализировать различные модели и принципы правового регулирования,
сформировать навыки работы с источниками права и законами, методами анализа моделей нормативного закрепления социально-политического устройства государства, разделения властей, статуса человека и гражданина.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-7 способностью руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность права, его роль в жизни общества; о закономерностях и особенностях правового регулирования общественных отношений в РФ; основы организации законотворческого процесса;свои права и обязанности как гражданина.
3.2.Уметь:
3.2.1. ориентироваться в общей системе основных отраслей права; уметь использовать правовые источники в своей деятельности для оценки основ российского государства и социально-политической системы, правового статуса человека и гражданина; уметь анализировать различные модели и принципы правового регулирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с источниками права и законами; основами анализа моделей нормативного закрепления социально-политического устройства государства, разделения властей, статуса человека и гражданина.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и сущность права
1.1. Государство и право. Их роль в жизни общества. Функции и социальная ценность права. Лекции 5 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Взаимосвязь права с обычаями, традициями и моралью. Соотношение политических и юридических норм. Основные теории происхождения права. Типы правопонимания. Сам. работа 5 4 ОК-5, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Государство и право. Их роль в жизни общества. Функции и социальная ценность права. Сам. работа 5 6 ОК-5, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Взаимосвязь права с обычаями, традициями и моралью. Соотношение политических и юридических норм. Основные теории происхождения права. Типы правопонимания. Сам. работа 5 4 ОК-5, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Норма права: понятие и признаки. Структура правовой нормы. Классификация правовых норм. Закон и подзаконные акты. Лекции 5 4 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1
1.6. Понятие источников (форм) права. Нормативно-правовой акт. Правовой обычай и юридический прецедент. Виды нормативных договоров. Сам. работа 5 10 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.2
1.7. Правотворчество. Система права и система законодательства. Понятие и признаки правовых систем. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Сам. работа 5 8 ОК-5, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Система российского права. Источники российского права. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Практические 5 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1
1.9. Система российского права. Источники российского права. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Сам. работа 5 4 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Реализация норм права
2.1. Понятие и структура правоотношения. Виды правоотношений и их субъекты. Сам. работа 5 4 ОК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.2
2.2. Понятие и виды реализации норм права. Правоприменение. Сам. работа 5 8 ОК-5, ОПК-7 Л2.1, Л1.2
2.3. Правосознание и правовая культура. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Сам. работа 5 4 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1
2.4. Правонарушение. Понятие, признаки и состав правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность. Сам. работа 5 8 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкатулла В.И., Шкатулла В.В., Сытинская М.В. Правоведение: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л1.2 Пугинский Б.И. Правоведение: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учеб. для вузов М.: Юристъ, 2007
Л2.2 В. И. Шкатулла, В. В. Надвикова, М. В. Сытинская Правоведение: учеб. пособие для неюрид. фак. вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru;
Э2 сайт Правительства РФ // http://www.government.ru/;
Э3 сайт Центральной избирательной комиссии РФ // http://www.cikrf.ru/;
Э4 сайт Администрации Алтайского края // http://www.altairegion22.ru/;
Э5 Информационно-правовые системы: «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/;
Э6 «Гарант» (http://www.garant.ru/),
Э7 «Кодекс» (http://www.kodeks.ru/).
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Основы правовых знаний в массовых коммуникациях» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о правовом регулировании общественных отношений. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Основы правовых знаний в массовых коммуникациях» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению теории нормативно-правового регулирования. При их изучении студенты должны освоить закономерности и особенности правового регулирования общественных отношений, основы законотворческого процесса. Внимание необходимо обратить на модели нормативного закрепления социально-политического устройства государства, разделения властей, статуса человека и гражданина. По результатам изучения студенты должны научиться ориентироваться в общей системе основных отраслей права, использовать правовые источники в своей деятельности для оценки основ российского государства и социально-политической системы, правового статуса человека и гражданина.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.