МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная роспись
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 122
самостоятельная работа 175
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 22 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 72 72 50 50 122 122
Сам. работа 144 144 31 31 175 175
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 216 216 108 108 324 324

Программу составил(и):
доцент, Русакович Е.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная роспись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: знакомство с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву и керамики, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать виды росписи; основы композиции и виды орнамента; физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов и красок; принципы применения в работе графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок, набросок); способы разметки по шаблону и чертежу; принцип подбора живописного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; основные сведения о видах художественной росписи дерева и керамики на территории родного края, их характерные особенности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь ориентироваться в материале, составлять композицию росписи и декоративно оформлять ее; экономно расходовать материалы, электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, оборудованием и приспособлениями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть основными приемами при выполнении элементарных (основных) элементов разных видов росписи; способами отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология росписи
1.1. Правила работы и безопасного труда. Древесина и ее применение на занятиях. Определение качества древесины и способы ее обработки. Практические 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Обработка деревянной поверхности, тонирование поверхности. Сам. работа 4 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Правила держания кисти в руке. Практические 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Упражнения по постановке руки. Сам. работа 4 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Элементы цветоведения. Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Краски и их использование. Практические 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Мезенская народная роспись
2.1. Мезенская роспись. Традиционные отличия, сюжетность и цветовая гамма. Практические 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Выполнения элементов мезенской росписи Сам. работа 4 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Этапы выполнения мезенской росписи. Узор и орнамент. Практические 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Создание эскиза салфетки с элементами мезенской росписи Сам. работа 4 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Символика орнаментов в мезенской росписи Практические 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Создание эскиза разделочной доски с элементами мезенской росписи Сам. работа 4 14 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Выполнение росписи в метариале Практические 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Продолжение работы Сам. работа 4 14 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Городецкая народная роспись
3.1. Городецкая роспись. Традиционные отличия, сюжетность и цветовая гамма. Практические 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Выполнения элементов городецкой росписи Сам. работа 4 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Основы декоративной композиции с элементами городецкой росписи. Букет. Гирлянда. Ромб. Цветочная полоса. Венок. Практические 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Составление цветочной росписи. Сам. работа 4 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Разработка эскиза росписи с включением мотива «птица», «конь». Практические 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Разработка эскиза росписи с включением мотива «птица», «конь». Сам. работа 4 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Выполнение росписи в метариале Практические 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Продолжение работы Сам. работа 4 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Хохломская роспись
4.1. Хохломкая роспись. Традиционные отличия и сюжетность.Выполнения элементов хохломской росписи (травка, листики, ягоды) Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Виды росписи - фоновое, верховое, кудрина.Выполнения элементов хохломской росписи (цветы в хохломкой росписи) Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Особенности работы с цветом в хохломской росписи. Выполнение узора в полосе Практические 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Урало-сибирская роспись
5.1. Технология и этапы выполнения урало-сибирской росписи. Выполнение элементов урало-сибирской росписи Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Выполнение одиночных сложных цветков. Выполнение узора в полосе Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Разновидности листьев в урало-сибирской росписи. Составление эскиза композиции с элементами урало-сибирской росписи Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Роспись по керамике
6.1. Правила работы и безопасности при работе с керамическими красками. Особенность работы с глазурями Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Глазури, эмали, пигменты, соли и оксиды металлов. Палитра цвета в керамике. Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Ангобы. Роспись ангобами. Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.4. Виды росписи - под глазурная и над глазурная роспись. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.5. Роспись керамической плитки. Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.6. Гжель - центр народной керамики. Цветовое и композиционное решение росписи "Гжель". Изучение основных элементов росписи. Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.7. Разработка эскиза росписи. Сам. работа 5 3 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.8. Монохромная, под глазурная роспись керамической тарелки Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.9. Полихромная роспись глазурями Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.10. Разработка эскиза росписи с элементами архитектуры. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.11. Выполнение росписи в материале Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ХУД_РОСПИСЬ_ЗАЧ_ЭК.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=488288
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/128
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://artorbita.ru/tipy_rospisi/pic_uralo_sibir/pic_uralo_sibir_4.html
Э2 http://www.pandia.ru/text/77/29/79412.php
Э3 http://traditio-ru
Э4 http://www.ruklinok.info/news/2009-11-04-132
Э5 http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis.html
Э6 Загадки узоров русских росписей www.culture.ru
Э7 Онлайн-курс на образовательном портале "Художественная роспись" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8041
6.3. Перечень программного обеспечения
рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу), ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Художественная роспись» включает в себя практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Художественная роспись» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, Решение практического задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Зачет включает в себя выполненный практикум заданий. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является презентация. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум художественно-графических работ. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является лист формата А4. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.