Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 69 | 69 | 69 | 69 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об истории международных отношений, помочь им понять логику и закономерности процесса становления и развития глобальной системы международных отношений и дать студентам целостное представление о международных отношениях на основе системного подхода. Задачи изучения дисциплины 1. Познакомить студентов с классическими документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по истории международных отношений; дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по международным отношениям. 2. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса. Для этого предполагается, в частности, объяснение и закрепление таких понятий как глобальная и периферийные системы международных отношений; системообразующие факторы системы международных отношений; конфронтационность и кооперационность; соотношение понятий; центры силы; стабильность и паритет; глобализация и диверсификация мировых политических процессов. 3. Показать студентам логику формирования и функционирования систем международных отношений, дать общее представление о векторах развития международных отношений. 4. Дать студентам общее представление о знаковых феноменах, событиях и персоналиях истории международных отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-4 | способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-6 | способность находить практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -содержание исторических процессов и наиболее значимые исторические факты и явления, даты и события в их исторической взаимосвязи и в значимых цивилизационных последствиях для всемирной истории; -содержание основных материальных и нематериальных источников исторических знаний о прошлом мировых цивилизаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -самостоятельно выявлять отличительные особенности каждого из периодов в истории западной цивилизации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -сравнительного анализа этапов всемирной истории; -анализа истоков и содержания основных цивилизационных достижений западной цивилизации с точки зрения поступательного развития (исторического прогресса) и всемирно-исторических последствий; -выявления причинно-следственных связей в историческом развитии Запада; -сравнительного анализа региональной и национальной (страноведческой) специфики в каждом из периодов истории западной цивилизации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Крушение Германской империи | ||||||
1.1. | Крушение Германской империи | Лекции | 5 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л3.1, Л1.3 |
Раздел 2. Образование суверенных национальных государств | ||||||
2.1. | Образование суверенных национальных государств | Лекции | 5 | 4 | ОК-2 | Л3.1, Л1.3 |
2.2. | Образование суверенных национальных государств | Практические | 5 | 4 | Л3.1, Л1.3 | |
Раздел 3. Возникновение Версальской системы международных отношений | ||||||
3.1. | Возникновение Версальской системы международных отношений | Лекции | 5 | 4 | ОК-2 | Л3.1, Л1.3 |
3.2. | Проекты переустройства мира | Практические | 5 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л3.1, Л1.3 |
Раздел 4. Советский фактор в системе международных отношений в 1917-1945 гг. | ||||||
4.1. | Советский фактор в системе международных отношений в 1917-1945 гг. | Лекции | 5 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л3.1, Л1.3 |
Раздел 5. Локарнский процесс 1924–1932 гг. | ||||||
5.1. | Локарнский процесс 1924–1932 гг. | Практические | 5 | 4 | ОПК-4 | Л3.1, Л1.3 |
Раздел 6. Крах Версальского миропорядка 1933–1941 гг. | ||||||
6.1. | Установление "нового порядка" в Европе | Лекции | 5 | 4 | ОК-2 | Л3.1, Л1.3 |
6.2. | Крах Версальского миропорядка 1933–1941 гг. | Практические | 5 | 4 | Л3.1, Л1.3 | |
Раздел 7. Формирование Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений 1941–1945 гг. | ||||||
7.1. | Складывание антифашистской коалиции | Лекции | 5 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л3.1, Л1.3 |
7.2. | Обсуждение проблем послевоенного мироустройства на Ялтинской и Потсдамской конференциях союзников | Практические | 5 | 4 | ОК-2 | Л3.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 8. Происхождение «холодной войны». Международные отношения в середине 1940-х – начале 1950-х гг. | ||||||
8.1. | Истоки «холодной войны» | Лекции | 5 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3 |
8.2. | Германская проблема в международных отношениях в 1945–1990 гг. | Практические | 5 | 4 | ОК-2, ОПК-4, ОПК-6 | Л3.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 9. Разрядка международной напряженности и окончание "холодной войны" | ||||||
9.1. | Окончание глобальной конфронтации в 1980-е гг. и его последствия | Лекции | 5 | 4 | ОПК-6 | Л3.1, Л2.1, Л1.3 |
9.2. | Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю | Сам. работа | 5 | 69 | ОПК-4, ОПК-6 | Л3.1, Л2.1, Л1.3 |
9.3. | Экзамен | 5 | 27 | Л3.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аршинцева О.А. | Теория и практика мирного урегулирования после Первой мировой войны: британский опыт: учебное пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Бетмакаев А.М. | История "холодной войны" (вторая половина 1940-х – 1980-е гг.): учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Цыганков П.А. - отв. ред. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ | История международных отношений в Европе (1945-1991 гг.) в документах и материалах [Электронный ресурс]: хрестоматия | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак. | Программа государственного экзамена по направлению подготовки 031900. 62 Международные отношения (квалификация (степень) <бакалавр>): | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | History Channel | www.historychannel.com. | ||
Э2 | The History Net | www.thehistorynet.com. | ||
Э3 | Учебная дисциплина «История международных отношений 1900-1991» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |