Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 23 | 23 | 23 | 23 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Знакомство студентов с новыми идеями и концепциями политической науки, формирование у них комплекного видения проблем, актуальных для современной политологии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных |
ПК-2 | владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях |
ПК-3 | владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные и перспективные проблемы и направления исследований в политической науке, методику социологического, политологического и политико-психологического анализа; фамилии политологов, внесших значимый вклад в изучение актуальных проблем современной политологии, и их основные идеи; возможности применения знаний о методах и направлениях современной политологии в собственных научных исследованиях возможности применения знаний о методах и направлениях современной политологии в собственных научных исследованиях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять проблематику современных политологических исследований; применять методы социологического, политологического и политико-психологического анализа и методологические подходы к собственным политологическим исследованиям; определять степень изученности отдельных тем и формировать комплексную библиографию по отдельным темам; логично и последовательно, с примерами излагать материал по основным направлениям и проблемам политологических исследований |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыком выделения проблематики современных политологических исследований; применения современных методологических подходов и методов социологического, политологического и политико-психологического анализа к собственным политологическим исследованиям; определения степени изученности отдельных тем и формирования комплексной библиографии по отдельным темам; логичного и последовательного, с примерами изложения материала по основным направлениям и проблемам политологических исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Новейшие подходы и методы в политической науке | ||||||
1.1. | Новейшие подходы и методы в политической науке | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Новейшие подходы и методы в политической науке | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Основные проблемы исследований в политической науке | ||||||
2.1. | Актуальная проблематика политической социологии | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Актуальная проблематика политической социологии | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Актуальная проблематика политической теории | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Актуальная проблематика политической теории | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Актуальная проблематика партологии | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3, Л2.4 |
2.6. | Актуальная проблематика партологии | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3, Л2.4 |
2.7. | Актуальная проблематика политической философии | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
2.8. | Актуальная проблематика политической философии | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
2.9. | Актуальная проблематика политической психологии | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.10, Л1.1, Л1.3 |
2.10. | Актуальная проблематика политической психологии | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.10, Л1.1, Л1.3 |
2.11. | Актуальная проблематика сравнительной политологии и мировых политических процессов | Практические | 8 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.8, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.9 |
2.12. | Актуальная проблематика сравнительной политологии и мировых политических процессов | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.8, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.9 |
2.13. | Актуальная проблематика политической конфликтологии | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.8, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3 |
2.14. | Актуальная проблематика политической конфликтологии | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.8, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3 |
2.15. | Актуальная проблематика политического анализа и менеджмента | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.1, Л2.10, Л1.1, Л1.3, Л2.7 |
2.16. | Актуальная проблематика политического анализа и менеджмента | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.1, Л2.10, Л1.1, Л1.3, Л2.7 |
2.17. | Актуальная проблематика политической регионалистики | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
2.18. | Актуальная проблематика политической регионалистики | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
2.19. | Экзамен | 8 | 27 | Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. С. Гаджиев | Политология : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Смолин О.Н. | Политический процесс в современной России: учебное пособие | Проспект, 2006 | |
Л1.3 | Гаджиев К.С. | Сравнительная политология: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Л. В. Сморгунов | Современная сравнительная политология: учеб. для вузов | РОССПЭН, 2002 | |
Л1.5 | Соловьев А. И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник для вузов | Аспект Пресс, 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Туронок С.Г. | ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: | М.: Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Попова О.В. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.3 | Сирота, Наум Михайлович | Политическая конфликтология: Учебное пособие/ Сирота Н.М.- 2-е изд.: | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231 |
Л2.4 | Исаев Б.А. | Теория партий и партийных систем: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Шашкова Я.Ю. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие | Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2012 | |
Л2.6 | Н. П. Медведев | Политическая регионалистика: учебник | М. : Гардарики, 2002 | |
Л2.7 | под ред. В. А. Семенова, В. Н. Колесникова | Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие : [для бакалавров] | Питер, 2014 | |
Л2.8 | Ачкасов В.А., Ланцов С.А. | Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.9 | Лукьянович Н.В. | Геополитика: Учебник | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.10 | Пушкарева Г.В. | Политический менеджмент: Учебник и практикум | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | www.inion.ru | ||
Э2 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э3 | Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. | ecsocman.hse.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э5 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э7 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э8 | Сайт Центра политических технологий | www.politcom.ru | ||
Э9 | ЭУМК "Актуальные проблемы политологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при участии в различного рода семинарах, конференций и т.д. Практические занятия по курсу «Актуальные проблемы политологии» имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании основные проблемы различных отраслей политической науки, положения, закономерности отдельных концепций в рамках основных направлений современной политологии. Практические занятия по курсу «Актуальные проблемы политологии» – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы студентов над рекомендованным списком вопросов и литературы, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного характера, прививаются методологические и практические навыки исследователя, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ФГОС ВО. Важнейшим фактором развития исследовательских компетенций студентов является изучение литературы по проблемам и первоисточников. Вот почему при изучении этого курса такое важное значение имеет работа по изучению работ представителей направлений и подходов в современной политологии, а также научной полемики вокруг ключевых политологических проблем, отраженной в современной научной и учебной литературе. Для студентов желательны краткие конспекты первоисточников, где отражается самостоятельная работа учащегося над текстом оригинала. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованной литературой. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого практического занятия. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. углубления и закрепления знаний обучающегося в области актуальных проблем политологии; 2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал; 4. развития познавательных способностей студента; 5. формирования навыков исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. |