МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международные политические институты
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.;

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Опекун О.С.

Рабочая программа дисциплины
Международные политические институты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью освоения курса является формирование у студентов системных знаний о базовых теоретических подходах и концепциях по изучению международно-политических институтов и опыта их функционирования в конкретных исторических и современных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-6: способностью участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, международных организациях, средствах массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, типы и функции международного политического института;
основные международные институты;
модели международных систем, особенности их функционирования и трансформации;
опыт системного моделирования международных отношений;
роль международных организаций в урегулировании конфликтов;
основы международного сотрудничества;
дипломатию как средство международно-политической деятельности.
право и мораль в международных отношениях;
глобализацию как основную тенденцию развития мирового политического процесса, роль международных политических институтов в ней;
международные организации как политические институты(ООН, ЕС, ОБСЕ, АСЕАН, АТЭС, СНГ).
основные теоретические подходы и концепции в изучении международно-политических институтов, опыте функционирования в исторических и современных ситуациях;
о региональных и мировых международных институтах в истории и современности;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять категориальный аппарат и методологию предмета;
выделять этапы становления и развития международных политических институтов;
выделять правовые проблемы современных международных отношений и мировой политики;
качественно анализировать взаимодействия государств, межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций и других участников международной политики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки роли и места международного политического института в регулировании международных отношений;
навыками убеждения в необходимости использования в профессиональной и научно-исследовательской деятельности требований международных договоров, решений международных организаций по различным аспектам мировой политики;
навыками применения норм международного права при решении ситуаций, возникающих в ходе международного общения различных субъектов международного права;
навыками работы с текстами международных правовых документов;
инструментарием анализа функционирования международных политических институтов;
навыками научно-исследовательской работы в сфере взаимодействия международных правовых институтов;
инструментарием прогнозирования в области действия международных политических институтов на мировой политической арене

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Моделирование социально-политических процессов
1.1. Понятие, типы и функции международного политического института. Лекции 4 6 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие, типы и функции международного политического института. Сам. работа 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные международные институты. Лекции 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные международные институты. Сам. работа 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Модели международных систем, особенности их функционирования и трансформации. Сам. работа 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Опыт системного моделирования международных отношений. Сам. работа 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности взаимодействия международных политических институтов
2.1. Роль международных организаций в урегулировании конфликтов. Практические 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Международное сотрудничество. Сам. работа 4 6 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Дипломатия как средство международно-политической деятельности. Практические 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Дипломатия как средство международно-политической деятельности. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Правосубъектность наций, борющихся за самоопределение, международных неправительственных организаций, физических лиц. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Государство как международный политический институт
3.1. Международное признание. Правопреемство государств. Сам. работа 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Создание и ликвидация международной организации Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их персонала. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их персонала. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Международные организации
4.1. Создание и ликвидация международной организации Практические 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.2. ООН: функции, членство, система. Практические 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Совет Европы. ВТО – функции и формы сотрудничества. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.4. МВФ, МБРР – функции и формы сотрудничества. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.5. ИНТЕРПОЛ – функции и формы деятельности. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в отдельном приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. Международные отношения и мировая политика: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929/mezhdunarodnye-otnosheniya-i-mirovaya-politika
Л1.2 Батюк В.И. Мировая политика: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8D33BF79-70BE-4024-9765-C3B6E5702C39/mirovaya-politika
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кефели И.Ф. Теория мировой политики : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/book/634EF264-0CA8-4267-9DE7-02CE4E81B4A1/teoriya-mirovoy-politiki
Л2.2 Дробот Г.А. Мировая политика: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2C38CF81-4591-4A07-A750-4F0426911595/mirovaya-politika
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Приоритетные национальные проекты http://www.rost.ru/
Э2 Futura - футурология, прогнозирование, сценарии будущего http://www.futura.ru/ Прогнозы и прогнозирование http://prognoz.org/
Э3 Социальное проектирование. Эффективные инструменты реализации http://www.socialproject.ru/socialproj/theory.php
Э4 Виртуальный ресурсный центр http://www.trainet.org
Э5 Ресурсы интеллектуальной информации РИНТИ http://www.rinti.ru/grants/
Э6 Информационная система "Наука и Инновации» http://www.rsci.ru/grants.html
Э7 Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов http://www.fandraizing.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Международные политические институты» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о роли и функциях международных политических институтов в современном политическом процессе. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Международные политические институты» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению моделей международных систем, особенностям их функционирования и трансформации. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать роль международных организаций в урегулировании конфликтов, анализировать дипломатию как средство международно-политической деятельности, выделять соотношение права и морали в международных отношениях,выделять глобализацию как основную тенденцию развития мирового политического процесса, роль международных политических институтов в ней.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.