МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Внедоговорные трансграничные отношения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЧП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. филол. наук, доцент, Блинова Юлия Викторовна

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Внедоговорные трансграничные отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Филиппова Татьяна Аркадьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Филиппова Татьяна Аркадьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Внедоговорные трансграничные отношения» являются профессиональная подготовка специалистов в сфере частного права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений гражданского и международного частного права и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-3: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-3: базовую общекультурную информацию в сфере трансграничных внедоговорных отношений
ПК-3: основные положения гражданского и международного частного права о внедоговорных обязательствах, сущность и содержание понятий, категорий института внедоговорных обязательств, виды деликтов и особенности отдельных составов, особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-3: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень в сфере трансграничных внедоговорных отношений
ПК-3: оперировать понятиями и категориями гражданского и международного частного права о внедоговорных обязательствах, анализировать юридические факты и порожденные ими правовые отношения в сфере внедоговорных трансграничных отношений, анализировать, толковать и правильно применять нормы международного частного права о внедоговорных трансграничных отношениях при выполнении своих должностных обязанностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-3: навыками по совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня в сфере трансграничных внедоговорных отношений
ПК-3: навыками работы с правовыми актами в сфере внедоговорных трансграничных отношений, анализа юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере трансграничных деликтов, применения законодательства для решения правовых проблем и коллизий, применения меры защиты прав субъектов гражданского права

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и виды внедоговорных трансграничных отношений
1.1. Понятие и виды внедоговорных трансграничных отношений Лекции 3 2 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и виды внедоговорных трансграничных отношений Практические 3 2 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и виды внедоговорных трансграничных отношений Сам. работа 3 12 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Субъекты внедоговрных трансграничных отношений
2.1. Субъекты внедоговрных трансграничных отношений Практические 3 2 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Субъекты внедоговрных трансграничных отношений Сам. работа 3 12 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обязательства, возникающие вследствие причнения вреда в МЧП
3.1. Обязательства, возникающие вследствие причнения вреда в МЧП Лекции 3 2 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Обязательства, возникающие вследствие причнения вреда в МЧП Практические 3 4 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Обязательства, возникающие вследствие причнения вреда в МЧП Сам. работа 3 12 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Отдельные виды внедоговорных трансграничных обязательств
4.1. Отдельные виды внедоговорных трансграничных обязательств Практические 3 10 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Отдельные виды внедоговорных трансграничных обязательств Сам. работа 3 22 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях
5.1. Особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях Практические 3 8 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.2. Особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях Лабораторные 3 2 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.3. Особенности охраны и защиты гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях Сам. работа 3 18 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету по дисциплине "Внедоговорные трансграничные отношения"
1. Общие положения о внедоговорных трансграничных отношениях: понятие, виды
2. Материальноправовое и коллизионноправовое регулирование внедоговорных
трансграничных обязательств
3. Понятие внедоговорных обязательств в МЧП
4. Классификации внедоговорных обязательств в МЧП
5. Физические лица как субъекты внедоговорных трансграничных отношений
6. Юридические лица как субъекты внедоговорных трансграничных отношений
7. Государство и международные организации как субъекты внедоговорных трансграничных отношений
8. Система коллизионного регулирования обязательств, возникающих вследствие причинения вреда
9. Сфера действия деликтного статута
10. Международное и зарубежное коллизионное регулирование обязательств, возникающих вследствие причинения вреда
11. Обязательства, возникающие вследствие недостатков товара, работы или услуги
12. Обязательства, возникающие вследствие недобросовестной конкуренции и ограничения конкуренции
13. Обязательства, возникающие вследствие недобросовестного ведения переговоров
14. Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения
15. Обязательства, возникающие из односторонних сделок
16. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда в сфере интеллектуальной собственности
17. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда окружающей среде
18. Подсудность споров, вытекающих из внедоговорных трансграничных отношений
19. Выбор применимого права к внедоговорным трансграничным отношениям
20. Общие положения международного гражданского процесса
21. Особенности рассмотрения споров, связанных с охраной и защитой гражданских прав во внедоговорных трансграничных отношениях
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечент примерных тем для рефератов по дисциплине "Внедоговорные трансграничные отношения"
1. Проблемы определения способности лица нести ответственность за причинение вреда
2. Основания ответственности в МЧП
3. Автономия воли сторон во внедоговорных трансграничных обязательствах
4. Особенности государства как субъекта внедоговорных трансграничных отношений
5. Закон суда во внедоговорных трансграничных обязательствах
6. Квазиделикт в международном частном праве
7. Суброгация и регресс в международном частном праве
8. Международные договоры в сфере внедоговорных трансграничных обязательств
9. Система коллизионного регулирования обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, по российскому праву
10. Система коллизионного регулирования обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, за рубежом
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. И. Марышевой Международное частное право: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/67B726E9-941B-4D01-9095-2D13A3B38899
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 отв. ред. Г. В. Петрова Международное частное право в 2 т. Том 1: учебник Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/88B772E9-4A3D-4235-BB3D-AD3404C5768C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 "German Judgement on Rome II" by Veronika Gaertner http://conflictoflaws.net/2010/german-judgment-on-rome-ii/
Э2 Conflict of laws in international torts cases by Anthony Gray https://www.otago.ac.nz/conflicts/database/publications/141.html
Э3 Внедоговорные трансграничные отношения (ВТО) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6831
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.