Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_01_ПС-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доцент, к.психол.н. Волкова Т.Г.
1.1. | Цели освоения дисциплины: формирование у учащихся/студентов целостного и системного понимания задач и методов преподавания психологии для различных аудиторий на современном этапе развития общества; формирование у учащихся/студентов умения осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему. Задачи: - выявить цели обучения психологии; - рассмотреть построение содержания обучения, его формы и методы в соответствии с целями и задачами обучения; - изучить закономерности процесса обучения студентов; - освоить систему активных методов преподавания психологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.13 |
ПК-10 | способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий |
ПК-12 | способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об общепсихологических методах, а также других методах, методик и частных приёмах, позволяющих эффективно преподавать психологию; сформировать у учащихся представление о возможности использования элементов преподавания психологии в процессе решения самого широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом. О базовых теоретических положениях методики преподавания психологии с целью повышения уровня психологической культуры общества, с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий и возрастно- психологические особенности человека. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: • Вопросы психологии учебной деятельности, особенности формирования и контроля учебной ситуации как онтологического явления. • Систему обучающих взаимодействий преподавателя с аудиторией. Адекватно планировать реализацию просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий, при решении широкого круга психологических задач в системе образования на производстве, в здравоохранении, в психологическом консультировании • Методы, методики и частные приёмы преподавания психологии с позиции системного подхода. • Таксономию учебных задач как средство обучения и контроля. • Особенности преподавания психологии в широком образовательном и социальном контексте (в т.ч. за пределами непосредственных учебных ситуаций). Уметь: • Анализировать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему. • Уметь формировать программы учебных занятий на основе критериев оценки успешности совместных и индивидуальных решений и действий на занятиях по психологии. • Выбирать темы, вопросы и способы работы с учётом психологических особенностей преподавания психологии разным возрастным и социальным категориям слушателей. • Уметь решать задачи контроля и оценки на занятиях по психологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • психологического анализа деятельности преподавателя, и рефлексии психолога в процессе преподавания психологии; • формирования взаимодействия на занятиях по психологии как интеллектуально-коммуникативное пространство; • формирования программы учебных занятий по психологии для школьников/студентов. Приемами научного анализа теорий методики преподавания психологии с целью повышения уровня психологической культуры общества при подготовке психологических кадров. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины | ||||||
1.1. | Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов | Лекции | 6 | 2 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания | Практические | 6 | 4 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Сформулировать критерии эффективности работы психолога-преподавателя глазами учащихся/студентов; разработать проект занятия по психологии на интересующую вас тему | Сам. работа | 6 | 22 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе | ||||||
2.1. | Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии | Лекции | 6 | 2 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Психологический анализ деятельности преподавателя | Лекции | 6 | 2 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Механизмы, снижающие эффективность взаимодействия преподавателя с аудиторией | Лекции | 6 | 2 | ПК-10 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Психологические особенности преподавания психологии разным возрастным группам | Практические | 6 | 6 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Проблемы контроля и оценки на занятиях по психологии | Лекции | 6 | 2 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Использование психологических методов в процессе преподавания психологии | Практические | 6 | 4 | ПК-10, ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Психотехнологии работы с группой на занятиях по психологии | Практические | 6 | 4 | ПК-10, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Разработать проект курса по психологии для старшеклассников профильного класса | Сам. работа | 6 | 22 | ПК-10, ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы: • Основные задачи преподавания психологии на современном этапе развития российского общества. • Основные социально-психологические проблемы специалистов в области преподавания психологии. • Характеристика основных методов и методик преподавания психологии. • Соотношение понятий «труд», «игра», «общение», «учение». • Психологический смысл понятия «учение». • Роль проблемы профессионального и личностного самоопределения в процессе преподавания психологии. • Главные этические ориентиры специалиста в области преподавания психологии. • Этические ограничения использования методов или методик (указать, каких именно) при работе с разными группами учащихся (указать с какими именно). • Основные этапы становления представлений о методике преподавания психологии в России. • Возможности и ограничения использования тренинга как основного метода обучения в работе с учащимися (указать, с какими образовательно-возрастными группами учащихся). • Роль преподавания психологии в решении задач становления профессионализма в работе со студентами и учащимися-профессионалами. • Профессиональная деформация как проблема преподавания психологии учащимся-профессионалам. • Профессиональный маргинализм как проблема преподавания психологии обучающиеся профессионалам. • Специфика профессионального стресса специалиста в области преподавания психологии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Реализация индивидуального подхода в процессе преподавания психологии. 2.Преподавание психологии в образовательных учреждениях и преподавание психологии как задача в работе практического психолога: общее и специфичное. 3.Реализация просветительской, психопрофилактической и развивающей функций в процессе преподавания психологии. 4.Особенности преподавания психологии различным социально-возрастным группам учащихся. 5.Учёт гендерных различий в работе с учащимися в процессе преподавания психологии. 6.Проблемы становления профессионализма специалиста в области преподавания психологии. 7.Востребованность психологических знаний в обществе: основные тенденции. 8.Возможности использования элементов преподавания психологии в процессе решения самого широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом. 9.Понятие «преподавание психологии» в широком образовательном и социальном контексте. 10.Влияние предмета психологической науки на специфику методики преподавания психологии. 11.Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии. 12.Неклассическая психология и специфика ее преподавания. 13.«Сильные» и «слабые» стороны реактивного и спонтанного обучения в средней и высшей школе. Темы творческих заданий 1.Разработайте проект (сценарий) занятия по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и группы (студенческой и пр.) 2.Используя таксономию задач и процедуру таксации, сконструируйте учебные задачи по содержанию темы одной из общепрофессиональных дисциплин для определённой аудитории. 3.Разработайте проект программы тренинга для студентов/старших школьников (либо отдельного занятия в курсе тренинга) по психологии личности психолога на интересующую вас тему. 4.Разработайте проект элективного курса по психологии для старшеклассников профильного класса. 5.Разработайте содержание спецкурса для студентов (непсихологов/психологов) и спрогнозируйте уровень его востребованности. 6.Составьте карту самонаблюдения преподавателя психологии с целью повышения эффективности взаимодействия с аудиторией. 7.Составьте карту наблюдения преподавателя психологии за учениками и за работой аудитории в целом. 8.Создайте (выберите из литературы) упражнения на выработку чувства ситуации и партнёра в системе задач подготовки психолога к преподаванию. 9.«Сильные - слабые», «заинтересованные - незаинтересованные» ученики - что это с позиции психологической системы «преподаватель – аудитория»? 10.Сформулируйте критерии эффективности работы психолога-преподавателя «глазами» клиентов различных социальных и возрастных групп. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см в приложеннии |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | СКФУ, 2014 | biblioclub.ru | |
Л1.2 | Карандашев В.Н. | МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. | МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Учебно-практическое пособие: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Кашлев С.С. | Интерактивные методы обучения: учебник | Минск, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ | ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ | ||
Э2 | Курс в Moodle "Методика преподавания психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=147 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Курс в Moodle "Методика преподавания психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=147 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Проработка конспектов лекций, повторение пройденного теоретического материала, установление главных вопросов теме, составление тезисов по теме, анализ выполняемой деятельности и ее самооценка, составление вопросов по содержанию лекции, конспектирование книг, статей, подготовка выступлений на семинаре, действия на практическом занятии в соответствии с инструкциями, получение результата, собеседование, подготовка к контрольной работе. Методические рекомендации к составлению реферата. Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Этапы работы над рефератом: 1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10). 3.Составление библиографии. 4.Обработка и систематизация информации. 5.Разработка плана реферата. 6.Написание реферата. 7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.) Содержание работы должно отражать знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература. Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания. Методические рекомендации по подготовке к экзамену. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа. Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина. Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок. При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями. Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена. Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена. Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились. Самопроверка После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств. В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале. Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений. Консультации Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки. Рекомендации по самостоятельной работе с литературой Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим: - составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время; - систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.); - обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время); - определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть; •Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). - если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи). Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие: 1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; 2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; 3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; 4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; 5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Выделите главное, составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. |