МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методика научного познания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.полит.н., зав. кафедрой, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.н. , доцент, Заусаева Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методика научного познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Методология и методика научного познания» являются формирование и развитие методологической и методической культуры студента, обеспечивающей успешное ведение научной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2: владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- логическую структуру и этапы проведения научных исследований, особенности политологических исследований
- возможные источники информации для политологических исследований, принципы их поиска, отбора, анализа, описания
- правила написания научных текстов, оформления тестов и библиографического аппарата курсовых работ и ВКР
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять проектирование научных исследований, выделять их цели, задачи, объект и предмет исследования
- искать, отбирать, анализировать и описывать эмпирические источники и литературу для политологических исследований, используя для этого каталоги и базы библиотек, интернет и другие ресурсы
- писать и оформлять научные тексты, составлять и оформлять библиографический аппарат курсовых работ и ВКР
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- решать стандартные задачи профессиональной деятельности, проектировать научные политологические исследования на основе информационной и библиографической культуры
- участвовать в исследовательском процессе
- писать и оформлять научные тексты, готовить их для публикации в научных изданиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология курсовых работ и ВКР
1.1. Структура и принципы написания научной работы Лекции 1 4 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Курсовая работа и ВКР как научно-квалификационная работа Сам. работа 1 10 ОПК-10, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Типы научных текстов Сам. работа 1 16 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.4. Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования Сам. работа 1 10 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.5. Работа с литературой при написании научной работы Практические 1 4 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.6. Информационная база научного исследования Сам. работа 1 10 ОПК-10, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.7. Проектирование научного исследования Практические 1 4 ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.8. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки Сам. работа 1 14 ОПК-10, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, темы контрольных работ, задания к зачету.


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС методика НП20.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие М.: ИТК«Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356
Л1.2 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8600D715-1FEB-4159-A50C-F939A48BE9C1/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy
Л1.3 И.Н. Кузнецов Основы научных исследований: учебное пособие Москва : ИТК <Дашков и Кш>, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450759
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ельчанинов В.А. Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011
Л2.2 Кожухар В.М. Основы научных исследований: Москва : ИТК "Дашков и К", 2013 http://znanium.com/catalog/product/415587
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология и методика научного познания https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2305
Э2 Библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/app/slasu/index=index
Э3 Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова http://akunb.altlib.ru/
Э4 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) http://www.inion.ru/product/db_2.htm
Э5 Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru:8101/
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru
Э7 университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э8 электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э9 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э10 Сайт Центра политических технологий http://www.politcom.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения курса студент должен освоить основные категории методики и методологии научного исследования. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его информационная и библиографическая культура.
Для успешного освоения дисциплины студент должен:
1. изучить рекомендованные материалы и литературу, сформировав у себя представление о структуре и логике научных исследований;
2. спроектировать собственную научную работу на основе полученных знаний;
3. подготовить и защитить проект дизайна курсовой работы.
В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области методики и методологии научного исследования;
2. формирования у него умений и навыком работы с каталогами и ресурсами библиотек, иными источниками данных;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над собственной научной работой. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету.