МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания психологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.психол.н. Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доцент, к.психол.н. Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: формирование у учащихся/студентов целостного и системного понимания задач и методов преподавания психологии для различных аудиторий на современном этапе развития общества; формирование у учащихся/студентов умения осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему.

Задачи:

- выявить цели обучения психологии;
- рассмотреть построение содержания обучения, его формы и методы в соответствии с целями и задачами обучения;
- изучить закономерности процесса обучения студентов;
- освоить систему активных методов преподавания психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10: способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-12: способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об общепсихологических методах, а также других методах, методик и частных приёмах, позволяющих эффективно преподавать психологию; сформировать у учащихся представление о возможности использования элементов преподавания психологии в процессе решения самого широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом.
О базовых теоретических положениях методики преподавания психологии с целью повышения уровня психологической культуры общества, с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий и возрастно- психологические особенности человека.
3.2.Уметь:
3.2.1. Знать:
• Вопросы психологии учебной деятельности, особенности формирования и контроля учебной ситуации как онтологического явления.
• Систему обучающих взаимодействий преподавателя с аудиторией.
Адекватно планировать реализацию просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий, при решении широкого круга психологических задач в системе образования на производстве, в здравоохранении, в психологическом консультировании
• Методы, методики и частные приёмы преподавания психологии с позиции системного подхода.
• Таксономию учебных задач как средство обучения и контроля.
• Особенности преподавания психологии в широком образовательном и социальном контексте (в т.ч. за пределами непосредственных учебных ситуаций).

Уметь:
• Анализировать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему.
• Уметь формировать программы учебных занятий на основе критериев оценки успешности совместных и индивидуальных решений и действий на занятиях по психологии.
• Выбирать темы, вопросы и способы работы с учётом психологических особенностей преподавания психологии разным возрастным и социальным категориям слушателей.
• Уметь решать задачи контроля и оценки на занятиях по психологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• психологического анализа деятельности преподавателя, и рефлексии психолога в процессе преподавания психологии;
• формирования взаимодействия на занятиях по психологии как интеллектуально-коммуникативное пространство;
• формирования программы учебных занятий по психологии для школьников/студентов.
Приемами научного анализа теорий методики преподавания психологии с целью повышения уровня психологической культуры общества
при подготовке психологических кадров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины
1.1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов Лекции 5 2 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания Практические 5 2 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Сформулировать критерии эффективности работы психолога-преподавателя глазами учащихся/студентов; разработать проект занятия по психологии на интересующую вас тему Сам. работа 5 20 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе
2.1. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии Лекции 5 2 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Психологический анализ деятельности преподавателя Сам. работа 5 2 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Механизмы, снижающие эффективность взаимодействия преподавателя с аудиторией Сам. работа 5 4 ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Психологические особенности преподавания психологии разным возрастным группам Практические 5 4 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Проблемы контроля и оценки на занятиях по психологии Сам. работа 5 2 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Использование психологических методов в процессе преподавания психологии Сам. работа 5 4 ПК-10, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Психотехнологии работы с группой на занятиях по психологии Сам. работа 5 4 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Разработать проект курса по психологии для старшеклассников профильного класса Сам. работа 5 22 ПК-10, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Зачет 5 ПК-10, ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы:
• Основные задачи преподавания психологии на современном этапе развития российского общества.
• Основные социально-психологические проблемы специалистов в области преподавания психологии.
• Характеристика основных методов и методик преподавания психологии.
• Соотношение понятий «труд», «игра», «общение», «учение».
• Психологический смысл понятия «учение».
• Роль проблемы профессионального и личностного самоопределения в процессе преподавания психологии.
• Главные этические ориентиры специалиста в области преподавания психологии.
• Этические ограничения использования методов или методик (указать, каких именно) при работе с разными группами учащихся (указать с какими именно).
• Основные этапы становления представлений о методике преподавания психологии в России.
• Возможности и ограничения использования тренинга как основного метода обучения в работе с учащимися (указать, с какими образовательно-возрастными группами учащихся).
• Роль преподавания психологии в решении задач становления профессионализма в работе со студентами и учащимися-профессионалами.
• Профессиональная деформация как проблема преподавания психологии учащимся-профессионалам.
• Профессиональный маргинализм как проблема преподавания психологии обучающиеся профессионалам.
• Специфика профессионального стресса специалиста в области преподавания психологии.




5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Реализация индивидуального подхода в процессе преподавания психологии.
2.Преподавание психологии в образовательных учреждениях и преподавание психологии как задача в работе практического психолога: общее и специфичное.
3.Реализация просветительской, психопрофилактической и развивающей функций в процессе преподавания психологии.
4.Особенности преподавания психологии различным социально-возрастным группам учащихся.
5.Учёт гендерных различий в работе с учащимися в процессе преподавания психологии.
6.Проблемы становления профессионализма специалиста в области преподавания психологии.
7.Востребованность психологических знаний в обществе: основные тенденции.
8.Возможности использования элементов преподавания психологии в процессе решения самого широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом.
9.Понятие «преподавание психологии» в широком образовательном и социальном контексте.
10.Влияние предмета психологической науки на специфику методики преподавания психологии.
11.Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии.
12.Неклассическая психология и специфика ее преподавания.
13.«Сильные» и «слабые» стороны реактивного и спонтанного обучения в средней и высшей школе.

Темы творческих заданий
1.Разработайте проект (сценарий) занятия по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и группы (студенческой и пр.)
2.Используя таксономию задач и процедуру таксации, сконструируйте учебные задачи по содержанию темы одной из общепрофессиональных дисциплин для определённой аудитории.
3.Разработайте проект программы тренинга для студентов/старших школьников (либо отдельного занятия в курсе тренинга) по психологии личности психолога на интересующую вас тему.
4.Разработайте проект элективного курса по психологии для старшеклассников профильного класса.
5.Разработайте содержание спецкурса для студентов (непсихологов/психологов) и спрогнозируйте уровень его востребованности.
6.Составьте карту самонаблюдения преподавателя психологии с целью повышения эффективности взаимодействия с аудиторией.
7.Составьте карту наблюдения преподавателя психологии за учениками и за работой аудитории в целом.
8.Создайте (выберите из литературы) упражнения на выработку чувства ситуации и партнёра в системе задач подготовки психолога к преподаванию.
9.«Сильные - слабые», «заинтересованные - незаинтересованные» ученики - что это с позиции психологической системы «преподаватель – аудитория»?
10.Сформулируйте критерии эффективности работы психолога-преподавателя «глазами» клиентов различных социальных и возрастных групп.


5.3. Фонд оценочных средств
см в приложеннии
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карандашев В.Н. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D7EC0894-EA80-4E76-8EB7-B0F32892CC65
Л1.2 Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=457449
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебник Минск, 2011
Л2.2 Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Учебно-практическое пособие: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A1E6B8CD-62CE-4252-BC77-27E8DE193E28
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
Э2 Курс в Moodle "Методика преподавания психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=147 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=147
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Курс в Moodle "Методика преподавания психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=147

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Проработка конспектов лекций, повторение пройденного теоретического материала, установление главных вопросов теме, составление тезисов по теме, анализ выполняемой деятельности и ее самооценка, составление вопросов по содержанию лекции, конспектирование книг, статей, подготовка выступлений на семинаре, действия на практическом занятии в соответствии с инструкциями, получение результата, собеседование, подготовка к контрольной работе.
Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.
Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.


Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины.
Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем.
При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания.
При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы.
В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.

Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.
При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.
Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.
Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.
Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.


Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:
- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;
- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);
- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);
- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать);
- еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.