МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новая и новейшая история
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 279
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 23 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36 36 36 108 108
Практические 36 36 36 36 36 36 108 108
Сам. работа 45 45 189 189 45 45 279 279
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 144 144 288 288 144 144 576 576

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна;к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович;ст. преп., Ульянов Павел Владимирович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Новая и новейшая история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) изучение основных этапов исторического развития западной цивилизации в эпоху модерна (нового и новейшего времени)на основе комплексного исследования социально-экономических. политических, духовно-ценностных и культурных аспектов истории западного общества.
2) дальнейшее формирование навыков по сбору, сравнительному анализу и обобщению фактического материала из всех видов источников, соответствующих конкретным периодам и с учетом страноведческих особенностей.
3) развитие способностей к исследованию страноведческой специфики и выявлению на этой основе исторического своеобразия стран Запада и их роли во всемирном историческом процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основной фактический материал в систематизированном виде для характеристики универсальных закономерностей развития западной цивилизации в новое и новейшее время, специфику отдельных периодов и особенности развития отдельных стран и народов в рамках западной цивилизации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- интерпретировать базовый исторический материал по истории западного общества и его отдельных аспектов на основе методов научного исторического познания, с использованием современных концепций исторической науки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками научного исторического анализа всех процессов (социально-экономических, политических, духовно-ценностных, культурных) в рамках всемирно-исторического процесса и межцивилизационного взаимодействия в новое и новейшее время.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. История стран Европы и Америки в XVI- середине XIX вв.
1.1. Европа к началу Нового времени. Реформация в Европе. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Англия в XVI-первой половине XVII в. Английская революция. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. США а колониальный период истории. Война за независимость. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Франция в XVI-XVIII вв. Великая французская революция. Лекции 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Англия в XVIII в. Промышленная революция. Лекции 5 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Германия в XVI-XVIII вв. Лекции 5 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Германия в XIX в. Революция 1848-49 гг. Процесс объединения Германии. Лекции 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. США в XIX в. Гражданская война в США. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Европа и Америка к середине XIX в. Завершение процесса формирования национальных государств. Лекции 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Англия в XVII в. Английская революция. Практические 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Становление Американского государства. Практические 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Французская революция. Практические 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Коллоквиум "Историография Французской революции" Практические 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Чартистское движение в Англии. Практические 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны. Практические 5 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Объединение Германии. Практические 5 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Национальное движение в Европе в XIX в. Практические 5 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Подготовка к практическому занятию "Англия в XVII в. Английская революция" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Подготовка к практическому занятию "Становление Американского государства" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Подготовка к практическому занятию "Французская революция" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Подготовка к коллоквиуму "Историография Французской революции" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Подготовка к практическому занятию "Чартистское движение в Англии" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Подготовка к практическому занятию "Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Подготовка к практическому занятию "Объединение Германии" Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Подготовка к практическому занятию "Национальное движение в Европе в XIX в." Сам. работа 5 3 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Подготовка к экзамену Сам. работа 5 21 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Экзамен 5 27 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. История стран Европы и Америки 1870-1918 гг. (Новая история. Второй период)
2.1. Лекция-дискуссия Основные тенденции модернизации стран Запада на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Великобритания в последней трети Х1Х-начале ХХ вв. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Германия на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Германское рабочее и социал-демократическое движение в общественно-политической жизни страны Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Соединенные Штаты на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Антимонополитическио движение и антитрестовское регулирование в США в начале ХХ в. Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Франция 1870-1914 гг. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Италия после объединения Лекции 6 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Австро-Венгрия на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Основные тенденции развития стран Латинской Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 6 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Международные отношения в начале ХХ в. Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Круглый стол "Проблема происхождения Первой мировой войны" Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Первая мировая война Лекции 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Коллоквиум " Страны Балканского региона, 1870-1914 гг." Практические 6 4 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Мини-конференция "Проблемы мира и войны в общественно-политической мысли Запада" Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.16. Итоговое тестирование Практические 6 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.17. Круглый стол "Капитализм, демократия и модернизация: исторический опыт Запада" Практические 6 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.18. Подготовка к семинарским занятим Сам. работа 6 48 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.19. Подготовка к круглому столу Сам. работа 6 24 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.20. Подготовка к коллоквиуму Сам. работа 6 24 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.21. Поготовка к мини-конференции Сам. работа 6 24 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.22. Поготовка к тестированию Сам. работа 6 69 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.23. Экзамен Экзамен 6 27 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Новейшая история
3.1. Мировая революция. Страны Европы и США в 1918-1929 гг. Лекции 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.2. Великая депрессия. Страны Европы и США в 1929-1939 гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.3. Вторая мировая война. Страны Европы и США в конце 1930-х – начале 1950-х гг. Лекции 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.4. «Смешанная экономика». Страны Западной Европы и США в 1950-е – начале 1960-х гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.5. Социальное государство. Страны Западной Европы и США в 1960-е гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.6. Запад в "десятилетие кризисов". Страны Западной Европы и США в конце 1960-х – 1970-е гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.7. "Неоконсервативная революция". Страны Западной Европы и США в конце 1970-х – начале 1990-х гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.8. Международные отношения в 1945–1991 гг. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.9. От Веймарской республики к «третьему рейху»: Германия в 1918–1945 гг. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.10. Между диктатурой и демократией: Страны Европы и США в 1918–1945 гг. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.11. Две Германии в 1945–1990 гг. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.12. Власть и гражданское общество в Западной Европе после 1945 г. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.13. «Восточноевропейский социализм»: системные характеристики, кризисы и попытки обновления в конце 1940-х — 1980-е гг. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.14. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке во второй половине ХХ в. Практические 7 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.15. Подготовка к семинарским занятим Сам. работа 7 45 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.16. Экзамен 7 27 ОК-2 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новая и новейшая история: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=457477
Л1.2 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=467119
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулишер И.М. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Т. ТОМ 2. НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BC5E6DAE-5726-433B-A596-928ED49654E3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 History Channel http://www.historychannel.com.
Э2 The History Net http://www.thehistorynet.com.
Э3 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2810
Э4 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история. Часть 3 (1918-1991 гг.)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1497
Э5 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2810
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс новейшей истории стран Европы и Америки является одним из базовых в общенаучном цикле дисциплин учебного плана по направлению «история». Он охватывает не только историю отдельных стран региона, но раскрывает целостную картину исторического процесса в его единстве и противоречиях от окончания Первой мировой войны до настоящего времени. Целью изучения курса является формирование целостной картины исторического процесса в рамках западной цивилизации и межцивилизационных связей глобального уровня, включая национальные особенности и вклад отдельных стран в общеисторическое развитие.
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.