Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 14 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История-1235-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 10 | 10 | 28 | 28 |
Практические | 16 | 16 | 10 | 10 | 26 | 26 |
Сам. работа | 236 | 236 | 178 | 178 | 414 | 414 |
Часы на контроль | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Итого | 288 | 288 | 216 | 216 | 504 | 504 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цели курса: 1) изучение основных этапов исторического развития западной цивилизации в эпоху модерна (нового и новейшего времени)на основе комплексного исследования социально-экономических. политических, духовно-ценностных и культурных аспектов истории западного общества. 2) дальнейшее формирование навыков по сбору, сравнительному анализу и обобщению фактического материала из всех видов источников, соответствующих конкретным периодам и с учетом страноведческих особенностей. 3) развитие способностей к исследованию страноведческой специфики и выявлению на этой основе исторического своеобразия стран Запада и их роли во всемирном историческом процессе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основной фактический материал в систематизированном виде для характеристики универсальных закономерностей развития западной цивилизации в новое и новейшее время, специфику отдельных периодов и особенности развития отдельных стран и народов в рамках западной цивилизации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - интерпретировать базовый исторический материал по истории западного общества и его отдельных аспектов на основе методов научного исторического познания, с использованием современных концепций исторической науки. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками научного исторического анализа всех процессов (социально-экономических, политических, духовно-ценностных, культурных) в рамках всемирно-исторического процесса и межцивилизационного взаимодействия в новое и новейшее время. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История стран Европы и Америки в XVI-середине XIX вв. | ||||||
1.1. | Европа к началу Нового времени. Реформация в Европе. | Лекции | 3 | 1 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Англия в XVI-первой половине XVII в. Английская революция. | Лекции | 3 | 1 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | США а колониальный период истории. Война за независимость. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Франция в XVI-XVIII вв. Великая французская революция. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Англия в XVIII в. Промышленная революция. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Германия в XVI-XVIII вв. | Лекции | 3 | 1 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Германия в XIX в. Революция 1848-49 гг. Процесс объединения Германии. | Лекции | 3 | 1 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | США в XIX в. Гражданская война в США. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Европа и Америка к середине XIX в. Завершение процесса формирования национальных государств. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Англия в XVII в. Английская революция. | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Становление Американского государства. | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Французская революция. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Коллоквиум "Историография Французской революции" | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.14. | Чартистское движение в Англии. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны. | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Объединение Германии. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.17. | Национальное движение в Европе в XIX в. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.18. | Подготовка к практическому занятию "Англия в XVII в. Английская революция" | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.19. | Подготовка к практическому занятию "Становление Американского государства" | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.20. | Подготовка к практическому занятию "Французская революция" | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.21. | Подготовка к коллоквиуму "Историография Французской революции" | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.22. | Подготовка к практическому занятию "Чартистское движение в Англии" | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.23. | Подготовка к практическому занятию "Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны" | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.24. | Подготовка к практическому занятию "Объединение Германии" | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.25. | Подготовка к практическому занятию "Национальное движение в Европе в XIX в." | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. История стран Европы и Америки 1870-1918 гг. (Новая история. Второй период) | ||||||
2.1. | Лекция-дискуссия Основные тенденции модернизации стран Запада на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Великобритания в последней трети Х1Х-начале ХХ вв. | Лекции | 3 | 1 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Германия на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Лекции | 3 | 1 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Германское рабочее и социал-демократическое движение в общественно-политической жизни страны | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Соединенные Штаты на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Антимонополитическио движение и антитрестовское регулирование в США в начале ХХ в. | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Франция 1870-1914 гг. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Италия после объединения | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Австро-Венгрия на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Основные тенденции развития стран Латинской Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.11. | Международные отношения в начале ХХ в. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.12. | Круглый стол "Проблема происхождения Первой мировой войны" | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.13. | Первая мировая война | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.14. | Страны Балканского региона, 1870-1914 гг." | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.15. | Мини-конференция "Проблемы мира и войны в общественно-политической мысли Запада" | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.16. | Подготовка к семинарским занятим | Сам. работа | 3 | 20 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.17. | Экзамен | Экзамен | 3 | 18 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Новейшая история | ||||||
3.1. | Образование суверенных национальных государств | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Возникновение Версальской системы международных отношений | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Основные тенденции социально-экономического и политического развития. | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Великобритания | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Франция | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Германия | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Международные отношения | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.8. | США | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.9. | Мировой экономический кризис и пути его преодоления. | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.10. | Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е гг. | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.11. | Kризис Версальского миропорядка (1933-1937 гг.) | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.12. | Крах Версальской системы (1938-1939 гг.) | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.13. | Установление "нового порядка" в Европе (сентябрь 1939-июнь 1941 гг.) | Лекции | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.14. | Антифашистская коалиция и формирование нового миропорядка (1939-1945 гг.) | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.15. | Образование суверенных национальных государств | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.16. | Великобритания | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.17. | Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е гг. | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.18. | США | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.19. | Международные отношения | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.20. | Франция | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.21. | Мировой экономический кризис и пути его преодоления. | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.22. | Германия | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.23. | Антифашистская коалиция и формирование нового миропорядка (1939-1945 гг.) | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.24. | Подготовка к семинарским занятим | Сам. работа | 4 | 70 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.25. | Экзамен | 4 | 18 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Новая и новейшая история: Учебная литература для ВУЗов | СКФУ, 2014 | biblioclub.ru | |
Л1.2 | Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов | СКФУ, 2016 | biblioclub.ru | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кулишер И.М. | ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Т. ТОМ 2. НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | History Channel | www.historychannel.com. | ||
Э2 | The History Net | www.thehistorynet.com. | ||
Э3 | Учебная дисциплина «Новая и новейшая история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Учебная дисциплина «Новая и новейшая история. Часть 3 (1918-1991 гг.)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Учебная дисциплина «Новая и новейшая история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс новейшей истории стран Европы и Америки является одним из базовых в общенаучном цикле дисциплин учебного плана по направлению «история». Он охватывает не только историю отдельных стран региона, но раскрывает целостную картину исторического процесса в его единстве и противоречиях от окончания Первой мировой войны до настоящего времени. Целью изучения курса является формирование целостной картины исторического процесса в рамках западной цивилизации и межцивилизационных связей глобального уровня, включая национальные особенности и вклад отдельных стран в общеисторическое развитие. Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |