МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новая и новейшая история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость14 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-1235-2020
Часов по учебному плану 504
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 414
контроль 36
Виды контроля по курсам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 10 10 28 28
Практические 16 16 10 10 26 26
Сам. работа 236 236 178 178 414 414
Часы на контроль 18 18 18 18 36 36
Итого 288 288 216 216 504 504

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Новая и новейшая история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) изучение основных этапов исторического развития западной цивилизации в эпоху модерна (нового и новейшего времени)на основе комплексного исследования социально-экономических. политических, духовно-ценностных и культурных аспектов истории западного общества.
2) дальнейшее формирование навыков по сбору, сравнительному анализу и обобщению фактического материала из всех видов источников, соответствующих конкретным периодам и с учетом страноведческих особенностей.
3) развитие способностей к исследованию страноведческой специфики и выявлению на этой основе исторического своеобразия стран Запада и их роли во всемирном историческом процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основной фактический материал в систематизированном виде для характеристики универсальных закономерностей развития западной цивилизации в новое и новейшее время, специфику отдельных периодов и особенности развития отдельных стран и народов в рамках западной цивилизации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- интерпретировать базовый исторический материал по истории западного общества и его отдельных аспектов на основе методов научного исторического познания, с использованием современных концепций исторической науки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками научного исторического анализа всех процессов (социально-экономических, политических, духовно-ценностных, культурных) в рамках всемирно-исторического процесса и межцивилизационного взаимодействия в новое и новейшее время.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История стран Европы и Америки в XVI-середине XIX вв.
1.1. Европа к началу Нового времени. Реформация в Европе. Лекции 3 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Англия в XVI-первой половине XVII в. Английская революция. Лекции 3 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. США а колониальный период истории. Война за независимость. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Франция в XVI-XVIII вв. Великая французская революция. Лекции 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Англия в XVIII в. Промышленная революция. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Германия в XVI-XVIII вв. Лекции 3 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Германия в XIX в. Революция 1848-49 гг. Процесс объединения Германии. Лекции 3 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. США в XIX в. Гражданская война в США. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Европа и Америка к середине XIX в. Завершение процесса формирования национальных государств. Лекции 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Англия в XVII в. Английская революция. Практические 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Становление Американского государства. Практические 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Французская революция. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Коллоквиум "Историография Французской революции" Практические 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Чартистское движение в Англии. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны. Практические 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Объединение Германии. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Национальное движение в Европе в XIX в. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Подготовка к практическому занятию "Англия в XVII в. Английская революция" Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Подготовка к практическому занятию "Становление Американского государства" Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Подготовка к практическому занятию "Французская революция" Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Подготовка к коллоквиуму "Историография Французской революции" Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Подготовка к практическому занятию "Чартистское движение в Англии" Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Подготовка к практическому занятию "Проблема рабства в США накануне и в годы Гражданской войны" Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Подготовка к практическому занятию "Объединение Германии" Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Подготовка к практическому занятию "Национальное движение в Европе в XIX в." Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. История стран Европы и Америки 1870-1918 гг. (Новая история. Второй период)
2.1. Лекция-дискуссия Основные тенденции модернизации стран Запада на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Великобритания в последней трети Х1Х-начале ХХ вв. Лекции 3 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Германия на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 3 1 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Германское рабочее и социал-демократическое движение в общественно-политической жизни страны Практические 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Соединенные Штаты на рубеже Х1Х-ХХ вв. Лекции 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Антимонополитическио движение и антитрестовское регулирование в США в начале ХХ в. Практические 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Франция 1870-1914 гг. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Италия после объединения Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Австро-Венгрия на рубеже Х1Х-ХХ вв. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Основные тенденции развития стран Латинской Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв. Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Международные отношения в начале ХХ в. Лекции 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Круглый стол "Проблема происхождения Первой мировой войны" Практические 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Первая мировая война Лекции 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Страны Балканского региона, 1870-1914 гг." Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Мини-конференция "Проблемы мира и войны в общественно-политической мысли Запада" Практические 3 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.16. Подготовка к семинарским занятим Сам. работа 3 20 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.17. Экзамен Экзамен 3 18 ОК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Новейшая история
3.1. Образование суверенных национальных государств Лекции 4 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.2. Возникновение Версальской системы международных отношений Лекции 4 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.3. Основные тенденции социально-экономического и политического развития. Лекции 4 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.4. Великобритания Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.5. Франция Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.6. Германия Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.7. Международные отношения Лекции 4 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.8. США Лекции 4 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.9. Мировой экономический кризис и пути его преодоления. Лекции 4 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.10. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е гг. Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.11. Kризис Версальского миропорядка (1933-1937 гг.) Лекции 4 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.12. Крах Версальской системы (1938-1939 гг.) Лекции 4 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.13. Установление "нового порядка" в Европе (сентябрь 1939-июнь 1941 гг.) Лекции 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.14. Антифашистская коалиция и формирование нового миропорядка (1939-1945 гг.) Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.15. Образование суверенных национальных государств Практические 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.16. Великобритания Практические 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.17. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е гг. Практические 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.18. США Практические 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.19. Международные отношения Практические 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.20. Франция Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.21. Мировой экономический кризис и пути его преодоления. Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.22. Германия Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.23. Антифашистская коалиция и формирование нового миропорядка (1939-1945 гг.) Сам. работа 4 12 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.24. Подготовка к семинарским занятим Сам. работа 4 70 ОК-2 Л1.1, Л1.2
3.25. Экзамен 4 18 ОК-2 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новая и новейшая история: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулишер И.М. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Т. ТОМ 2. НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 History Channel www.historychannel.com.
Э2 The History Net www.thehistorynet.com.
Э3 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э4 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история. Часть 3 (1918-1991 гг.)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э5 Учебная дисциплина «Новая и новейшая история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс новейшей истории стран Европы и Америки является одним из базовых в общенаучном цикле дисциплин учебного плана по направлению «история». Он охватывает не только историю отдельных стран региона, но раскрывает целостную картину исторического процесса в его единстве и противоречиях от окончания Первой мировой войны до настоящего времени. Целью изучения курса является формирование целостной картины исторического процесса в рамках западной цивилизации и межцивилизационных связей глобального уровня, включая национальные особенности и вклад отдельных стран в общеисторическое развитие.
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.