МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-аналитическая деятельность в международных отношениях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Информационно-аналитическая деятельность в международных отношениях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов по обработке информации, связанной с международной проблематикой, а также подготовки информационно – аналитических документов, используемых в дипломатической службе Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности
ОПК-5 Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
ПК-4 Способен участвовать в разработке аналитических материалов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные правовые документы в своей деятельности;
- основы прикладного анализа международных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
-анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
-составлять дипломатические документы;
-профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты гос-ударственной тайны;
-основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение и основные задачи информационно-аналитической работы в международных отношениях
1.1. Определение и основные задачи информационно-аналитической работы в международных отношениях Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Источники и сбор информации
2.1. Классификация источников информации и характеристика их отдельных групп. Работа с источниками Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Классификация источников информации и характеристика их отдельных групп. Работа с источниками Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 7 3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Анализ информации и принятие внешнеполитических решений
3.1. Анализ информации и принятие внешнеполитических решений Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Анализ информации и принятие внешнеполитических решений Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Хранение и обработка информации
4.1. Создание базы данных в СУБД Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Создание базы данных в СУБД Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Построение графиков и диаграмм в программе для работы с электронными таблицами Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Построение графиков и диаграмм в программе для работы с электронными таблицами Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Представление данных в программе презентационной графики Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.6. Представление данных в программе презентационной графики Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.7. Создание информационного бюллетеня в настольной издательской системе Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.8. Создание информационного бюллетеня в настольной издательской системе Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.9. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Пропагандистское использование информации. PR и имиджи в международной сфере
5.1. Национальные интересы в информационной сфере Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Важность информационно-аналитической компетенции для международников Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.4. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.5. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.6. Экзамен 7 27 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1474

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах).

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отчет в базе данных предназначен для:
А. хранения данных
Б. вывода данных на печать
В. ввода и редактирования данных
Г. создания команд для автоматизации работы
Ответ: Б

2. Для хранения данных в базе данных используется:
А. форма
Б. таблица
В. отчет
Г. запрос
Ответ: Б

3. В чем заключается метод анализа в исследовательской деятельности?
А. В разделении целостного предмета на составляющие
Б. В соединении отдельных частей в целое
В. В выведении заключений частного характера из общих посылок
Г. В обобщении частных посылок
Ответ: А

4. В цифровой презентации можно использовать:
А. оцифрованные фотографии
Б. звуковое сопровождение
В. документы, подготовленные в других программах
Г. все вышеперечисленное
Ответ: Г

5. Слайд — это ...
А. абзац презентации
Б. строчка презентации
В. основной элемент презентации
Ответ: В

6. Шаблоны в программе PowerPoint предназначены для:
А. вставки электронных таблиц
Б. облегчения операций по оформлению слайдов
В. вставки графических изображений
Г. создания нетипичных слайдов
Ответ: Б

7. В круговых диаграммах достаточно использовать:
А. один ряд данных
Б. один ряд данных, расположенных в строке
В. один ряд данных, расположенных в столбце
Г. не менее двух рядов данных
Ответ: А

8. Диаграммы на листе Microsoft Excel:
А. занимают специальные ячейки
Б. располагаются поверх ячеек
В. могут располагаться и поверх ячеек, и под ячейками
Г. располагаются поверх ячеек или занимают целый лист
Ответ: Г

9. Для построения диаграммы Microsoft Excel необходимо:
А. подготовить числовые данные на одном листе
Б. подготовить числовые данные в одной книге
В. выделить необходимые данные
Г. удалить из книги всю лишнюю информацию
Ответ: В

11. Выберите один или несколько вариантов ответов. К первичным источникам
информации относятся:
А. Официальные заявления
Б. Договоры
В. СМИ
Г. Соглашения
Д. Ленты информационных агентств
Ответ: А, Б, Г

11. Для уверенности в том, что Ваша презентация откроется на большинстве компьютеров, следует сохранять файл презентации в следующем формате:
А. PPTX
Б. ODP
В. PPTS
Г. PDF
Д. PPT
Ответ: Г

12. В каких программах (облачных сервисах) можно создать слайд-шоу?
А. Microsoft PowerPoint
Б. LibreOffice Impress
В. Google Презентации
Г. Yandex Диск
Д. Acrobat Reader
Ответ: А, Б, В, Г

13. Отметьте системы управления библиографической информацией.
А. Zotero
Б. Mendeley
В. Citavi
Г. Microsoft Word
Д. ScienceDirect
Ответ: А, Б, В

14. Какое качество информации означает ее актуальность?
А. информационный материал должен касаться возникновения нового события
Б. информационный документ должен давать ясное исчерпывающее представление о проблеме, которой он посвящен
В. информация значима с точки зрения текущих интересов страны
Ответ: А

15. Можно ли использовать гиперссылки в оглавлении текстового документа вместо номеров страниц?
А. Да
Б. Нет
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое информация с точки зрения пользователя информационной системы?
Ответ: Информация – это сведения о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы.

2. Как Вы объяснили бы понятие «информатизация»?
Ответ: Информатизация означает организационный, социально экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

3. Какое место в развитии общества занимает цифровизация?
Ответ: Цифровизация – новый этап информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат и т. д.

4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации?
Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад.

5. Дайте определение термину «большие данные».
Ответ: Большие данные – это обширные наборы данных, характеризующиеся значительными объемами, разнообразием, скоростью обработки и/или вариативностью, требующие масштабируемой технологии для эффективного хранения, манипулирования, управления и анализа.

6. Что понимают под интернет-сообществом?
Ответ: Одно из объяснений: интернет-сообщество – устойчивая система связей и отношений, сложившихся между пользователями сети Интернет.

7. Что такое информационная система?
Ответ: Под «информационной системой» понимают организованную совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующую единое целое. Информационная система может включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации информационного процесса.

8. Дайте определение термину «информационная технология».
Ответ: ИТ – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и(или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

9. В чем отличие облачного хранилища от хранения данных на корпоративном сервере?
Ответ: В облачном хранилище данные хранятся на многочисленных распределённых в сети
серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, данные хранятся и обрабатываются в виртуальном «облаке». Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически.

10. Как Вы определите термин «цифровое пространство»?
Ответ: Это пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования.

11. Что означает понятие «цифровой след»?
Ответ: Цифровой след – это совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве.

12. Дайте определение термину «информационные ресурсы».
Ответ: Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными, могут быть в собственности граждан, органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур.

13. Что такое СУБД?
Ответ: Система управления базами данных (СУБД) – это набор программ, позволяющий организовывать, контролировать и администрировать базы данных.

14. Перечислите основные объекты любой базы данных.
Ответ: Объектами базы данных, как правило, являются, таблицы, формы, запросы и отчеты.

15. Дайте определение цифровой презентации.
Ответ: Цифровая презентация – это демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере.

16. Что такое слайд в презентации?
Ответ: Любой документ программы презентационной графики представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами.

17. Объясните термин «блог».
Ответ: Блог (веб-блог) – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник – веб-сайт, основное содержимое которого включает регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

18. Для чего используется система WordPress?
Ответ: WordPress – свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Ее сфера применения —создание и ведение как блогов, так и веб-сайтов.

19. Что такое диаграмма?
Ответ: Диаграмма — это средство наглядного представления информации, заданной в виде таблицы чисел. Диаграммы позволяют графически представить числовые данные так, чтобы можно было с одного взгляда оценить взаимосвязи между отдельными значениями, отметить существующие различия и выявить тенденции в динамике процесса.

20. С какой целью создаются графики в табличном редакторе?
Ответ: Графики часто применяются для отображения непрерывных данных, а также для наглядного отображения тенденций. Графики можно строить на основе нескольких наборов данных, при этом, чтобы различать наборы (ряды) данных, можно применять различные цвета и стили линий либо различные маркеры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен участвовать в разработке аналитических материалов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К устойчивым признакам мемуарной литературы относятся:
А. преобладание событий
Б. ретроспективность
В. фактографичность
Г. непосредственность свидетельств
Д. отсутствие субъективности
Ответ: А, Б, В, Г

2. Форма информационно-аналитической документации, чьей задачей является грамотная обработка получаемой диппредставительством прессы, отбор самых значимых сообщений, составление кратких аннотаций, называется:
А. справка
Б. информация
В. обзор печати
Г. информационное письмо
Ответ: В

3. Какие существуют источники информации?
А. прямые
Б. первичные
В. косвенные
Г. вторичные
Д. дополнительные
Ответ: А, Б, В, Г

4. Информация, оберегаемая государством или отдельными политическими или экономическими структурами, и предназначенная для ограниченного круга лиц, называется
А. конфиденциальной
Б. непубличной
Ответ: А

5. Являются ли верными суждения? А) Анализ информации в сфере внешней политики является ключевым этапом в последующей реализации внешнеполитического курса государства, адекватно отражающего национальные интересы. Б) Способность ориентироваться в международных процессах на основе качественной обработки информации не является показателем зрелости дипломатического корпуса.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. оба суждения верны
Г. оба суждения неверны
Ответ: А

6. К более современным методам анализа относятся:
А. контент-анализ
Б. когнитивное картирование
В. изучение документов
Г. ивент-анализ
Д. системный подход
Ответ: А, Б, Г

7. Какой номер (идентификатор) может быть присвоен книгам (печатным и электронным)?
А. ISBN
Б. DOI
В. ISSN
Ответ: В

8. Цифровой идентификатор объекта, предназначенный для обозначения
объектов информационной деятельности:
А. DOI
Б. OpenID
В. ORCID
Г. Импакт-фактор
Ответ: А

9. В системе eLIBRARY.RU используется (используются) идентификатор(ы):
А. DOI
Б. eLIBRARY ID
В. EDN
Г. ORCID
Ответ: А, Б, В

10. Отметьте международные электронные каталоги.
А. Crossref
Б. WorldCat
В. ScienceDirect
Г. КиберЛенинка
Ответ: А, Б, В

11. Отметьте международные системы библиографической информации.
А. Web of Science
Б. Scopus
В. eLIBRARY.RU
Ответ: А, Б

12. Цифровым идентификатором научной статьи является:
А. ISSN
Б. DOI
В. Импакт-фактор
Ответ: Б

13. При публикации статей редакции научных журналов обычно требуют от авторов:
А. аннотацию на русском языке
Б. аннотацию на английском языке
В. DOI
Г. ключевые слова
Ответ: А, Б, Г

14. В тексте научной статьи квадратные скобки [...] используются для ссылок:
А. подстрочных
Б. внутритекстовых
Ответ: Б

15. Библиографический список в конце статьи может быть сформирован:
А. по алфавиту авторов и названий
Б. по порядку цитирования
В. по году издания статей и книг
Ответ: А, Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое интеллектуальная собственность?
Ответ: Интеллектуальная собственность является исключительным правом юридического или физического лица на результаты интеллектуальной деятельности, творческого труда (информационный продукт), имеющего конкретную ценность для собственника или владельца этих результатов.

2. В чем смысл информационно-аналитической деятельности?
Ответ: Информационно-аналитическая деятельность имеет целью сбор, обработку, анализ и интерпретацию информации с целью принятия обоснованных решений, разработки стратегий и планирования действий. Ее смысл заключается в использовании информации как ценного ресурса для достижения успеха в различных сферах деятельности, включая бизнес, политику, науку и международные отношения. Аналитический процесс включает в себя выявление источников информации, ее сбор и обработку, а также проведение качественного и количественного анализа. Результаты анализа помогают принимать взвешенные решения, определять стратегии и прогнозировать возможные результаты. В международных отношениях информационно-аналитическая деятельность является неотъемлемой частью процесса принятия политических решений. Она помогает странам и международным организациям понять сложные глобальные вызовы, оценить последствия принимаемых решений и разработать эффективные стратегии взаимодействия с другими государствами. Аналитические данные также используются для прогнозирования возможных сценариев развития ситуации и оценки рисков.

3. Назовите основные стадии в процессе изучения информации.
Ответ: В процессе изучения информации выделяют три стадии: сбор/отбор, обработка и осмысление информации.

4. Какие источники информации являются прямыми (первичными)?
Ответ: К прямым источникам относят: 1) официальные источники, 2) мемуары и дневники, 3) материалы СМИ.

5. Определите группы официальных документов.
Ответ: Официальные документы можно сгруппировать следующим образом: 1) официальные программные документы; 2) сообщения пресс-служб ведомств; 3) уставные документы и заявления международных организаций; 4) международные договоры, заявления, совместные коммюнике, дипломатическая переписка; 5) декларации и сообщения властных структур, политических партий и общественных объединений; 6) электронные версии архивных материалов из национальных собраний; 7) аудио и аудиовизуальные источники, документальные хроники и другие материалы, иконографические документы.

6. Как различаются тема и проблема аналитического текста?
Ответ: Тема –это намечаемый результат исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области деятельности, т. е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела.

7. Что такое объект исследования?
Ответ: Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя.

8. В чем состоит отличие предмета исследования от его объекта?
Ответ: Основным отличием предмета исследования от объекта является то, что предмет исследования является частью (одним из конкретных аспектов) объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

9. Дайте определение цели аналитической публикации.
Ответ: Цель должна отражать тот конечный результат, который собирается получить исследователь. Цель исследования обычно перекликается с темой работы.

10. Как следует формулировать задачи исследования?
Ответ: Задачами исследования являются конкретные действия, с помощью которых будет достигнута цель работы. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность», «обосновать», «выявить факторы», «показать специфику», «определить место» (не стоит писать «изучить» и т. д., так как это не сам результат, а лишь средство его получения).

11. Что предполагают хронологические рамки исследования?
Ответ: Хронологические рамки предполагают «нижнюю» (самую раннюю) и «верхнюю» (саму позднюю) границы. Как правило, они связаны с некими «знаковыми» рубежами, символизирующими качественные изменения в исследуемом предмете. «Верхней» границей может быть также современные события.

12. Что означают географические рамки исследования?
Ответ: Географические границы очерчивают тот пространственный ареал, на котором развивались (развиваются) исследуемые явления (территории отдельных регионов, стран, групп стран и т. д.).

13. В чем состоит основное отличие научной публикации от публикации в обычных СМИ?
Ответ: Научная публикация – это работа, созданная в результате научных исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Это доведение информации до научного сообщества посредством размещения в научных печатных и веб-изданиях. Научная публикация предназначена для информирования исследователей и специалистов о последних достижениях в разных областях науки. В отличие от статьи в научном журнале публикация на научную тему, размещенная в обычном СМИ, не имеет научного аппарата (библиографических ссылок и списка использованной литературы) и, как правило, написана на доступном для широкого читателя языке.

14. Что должна отражать аннотация научной статьи?
Ответ: Аннотация должна отражать цель исследования, основное содержание и новизну статьи в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению, а также полученные результаты.

15. Что означают ключевые слова в описании научной статьи?
Ответ: Ключевые слова – это текстовые метки, по которым можно найти статью при поиске и определить предметную область текста. Они публикуются как в самом журнале, так и указываются в электронной версии статьи. При отборе по определенному ключевому слову читатель сможет найти все статьи, затрагивающие данную предметную область.

16. Что означает сокращение DOI?
Ответ: Цифровой идентификатор объекта (англ. Digital Object Identifier, сокращенно DOI) — основной элемент системы ДОИ, предназначенной для обозначения объектов информационной деятельности. DOI может быть присвоен публикации, а также ее части (книга, глава книги, статья), элементу (рисунок, таблица, формула и т. п.), аудио и видео контенту, наборам данных и базам данных, материальным объектам (DVD, бумажная книга), людям (авторы, композиторы, издатели), организациям и пр.

17. Верно ли, что требования редакций научных журналов к оформлению библиографических описаний в статьях обязательно учитывают правила государственных стандартов?
Ответ: Нет. Как правило, редакции научных журналов имеют свои требования, которые могут принимать во внимание правила ГОСТа или их игнорировать.

18. В чем состоит актуальность темы аналитического исследования?
Ответ: Научная актуальность связана обычно с недостаточной разработанностью в науке каких-то аспектов темы, необходимостью заполнения «лакун» и решения актуальных проблем, стоящих перед наукой. Помимо научной актуальности, для ряда проблем правомерно говорить и об общественно-политической значимости исследуемых проблем, например, когда речь идет о выработке экспертно-аналитических оценок и рекомендаций, которые могут быть использованы при выработке практических решений.

19. Как можно классифицировать методы научного исследования?
Ответ: Все методы, используемые в научном познании, можно разделить на общенаучные и специальные методы. К общенаучным методам относятся теоретические и экспериментальные методы, используемые во всех областях науки (обобщение, дедукция, абстрагирование, эксперимент и др.). Специальные методы применяются в конкретной области науки. Так, например, в исторических исследованиях применяется метод сравнительно-исторического анализа, историко-типологический метод и т. д.

20. Назовите основные формы предоставления аналитической информации.
Ответ: В зависимости от требований, которые предъявляет заказчик к исполнителю, аналитические материалы могут предоставляться в форме: библиографического списка информационных источников, связанных с изучаемой проблемой; информационной подборки материалов в виде копий рефератов, статей, текстовых и графических фрагментов, фотографий и других документов по заданной теме; подборки аудио- и видеофрагментов, копий фильмов, слайдов и презентаций; реферативного обзора; аналитического обзора по теме; аналитического отчёта, содержащего мультимедийное приложение.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отчет в базе данных предназначен для:
Д. хранения данных
Е. вывода данных на печать
Ж. ввода и редактирования данных
З. создания команд для автоматизации работы
Ответ: Б

2. Для хранения данных в базе данных используется:
Д. форма
Е. таблица
Ж. отчет
З. запрос
Ответ: Б

3. Программа презентационной графики — это ...
А. программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов
Б. программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков
Ответ: А

4. В цифровой презентации можно использовать:
Д. оцифрованные фотографии
Е. звуковое сопровождение
Ж. документы, подготовленные в других программах
З. все вышеперечисленное
Ответ: Г

5. Слайд — это ...
Г. абзац презентации
Д. строчка презентации
Е. основной элемент презентации
Ответ: В

6. Шаблоны в программе PowerPoint предназначены для:
Д. вставки электронных таблиц
Е. облегчения операций по оформлению слайдов
Ж. вставки графических изображений
З. создания нетипичных слайдов
Ответ: Б

7. В круговых диаграммах достаточно использовать:
Д. один ряд данных
Е. один ряд данных, расположенных в строке
Ж. один ряд данных, расположенных в столбце
З. не менее двух рядов данных
Ответ: А

8. Диаграммы на листе Microsoft Excel:
Д. занимают специальные ячейки
Е. располагаются поверх ячеек
Ж. могут располагаться и поверх ячеек, и под ячейками
З. располагаются поверх ячеек или занимают целый лист
Ответ: Г

9. Для построения диаграммы Microsoft Excel необходимо:
Д. подготовить числовые данные на одном листе
Е. подготовить числовые данные в одной книге
Ж. выделить необходимые данные
З. удалить из книги всю лишнюю информацию
Ответ: В

10. В зависимости от места расположения верхними и нижними бывают ...
А. сноски
Б. оглавления
В. гиперссылки
Г. примечания
Д. колонтитулы
Ответ: Д

11. Для уверенности в том, что Ваша презентация откроется на большинстве компьютеров, следует сохранять файл презентации в следующем формате:
Е. PPTX
Ж. ODP
З. PPTS
И. PDF
К. PPT
Ответ: Г

12. В каких программах (облачных сервисах) можно создать слайд-шоу?
Е. Microsoft PowerPoint
Ж. LibreOffice Impress
З. Google Презентации
И. Yandex Диск
К. Acrobat Reader
Ответ: А, Б, В, Г

13. Отметьте системы управления библиографической информацией.
Е. Zotero
Ж. Mendeley
З. Citavi
И. Microsoft Word
К. ScienceDirect
Ответ: А, Б, В

14. Отметьте программы для уменьшения размера файлов.
А. деструкторы
Б. архиваторы
В. компиляторы
Г. интерпретаторы
Ответ: Б

15. Можно ли использовать гиперссылки в оглавлении текстового документа вместо номеров страниц?
В. Да
Г. Нет
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое информация с точки зрения пользователя информационной системы?
– Информация – это сведения о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы.

2. Как Вы объяснили бы понятие «информатизация»?
Ответ: Информатизация означает организационный, социально экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

3. Какое место в развитии общества занимает цифровизация?
Ответ: Цифровизация – новый этап информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат и т. д.

4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации?
Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад.

5. Дайте определение термину «большие данные».
Ответ: Большие данные – это обширные наборы данных, характеризующиеся значительными объемами, разнообразием, скоростью обработки и/или вариативностью, требующие масштабируемой технологии для эффективного хранения, манипулирования, управления и анализа.

6. Что понимают под интернет-сообществом?
Ответ: Одно из объяснений: интернет-сообщество – устойчивая система связей и отношений, сложившихся между пользователями сети Интернет.

7. Какие услуги можно считать веб-услугами?
Ответ: Таковым называют услуги, оказываемые пользователям посредством сети Интернет.

8. Что такое информационная система?
Ответ: Под «информационной системой» понимают организованную совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующую единое целое. Информационная система может включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации информационного процесса.

9. Дайте определение термину «информационная технология».
Ответ: ИТ – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и(или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

10. В чем отличие облачного хранилища от хранения данных на корпоративном сервере?
Ответ: В облачном хранилище данные хранятся на многочисленных распределённых в сети
серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, данные хранятся и обрабатываются в виртуальном «облаке». Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически.

11. Дайте определение термину «цифровая грамотность».
Ответ: Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.

12. Что понимают под цифровой культурой?
Ответ: Чаще всего под цифровой культурой понимают грамотное использование цифровых технологий в профессиональной деятельности или в быту.

13. Как Вы определите термин «цифровое пространство»?
Ответ: Это пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования.

14. Что означает понятие «цифровой след»?
Ответ: Цифровой след – это совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве.

15. В чем заключаются цифровые навыки населения?
Ответ: К цифровым навыками относят компетенции населения в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов цифровых технологий, а также намерения людей в приобретении соответствующих знаний и опыта.

16. Дайте определение термину «информационные ресурсы».
Ответ: Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными, могут быть в собственности граждан, органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур.

17. Что такое СУБД?
Ответ: Система управления базами данных (СУБД) – это набор программ, позволяющий организовывать, контролировать и администрировать базы данных.

18. Какое значение имеют строки и столбцы в таблице базы данных?
Ответ: Строка таблицы содержит уникальную запись базы данных, столбец таблицы называется полем базы данных.

19. Перечислите основные объекты любой базы данных.
– Объектами базы данных, как правило, являются, таблицы, формы, запросы и отчеты.

20. Дайте определение цифровой презентации.
Ответ: Цифровая презентация – это демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере.

21. Что такое слайд в презентации?
Ответ: Любой документ программы презентационной графики представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами.

22. Объясните термин «блог».
Ответ: Блог (веб-блог) – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник – веб-сайт, основное содержимое которого включает регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

23. Что такое хостинг?
Ответ: Хостингом называют услугу по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно имеющем доступ к сети Интернет.

24. Для чего используется система WordPress?
Ответ: WordPress – свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Ее сфера применения —создание и ведение как блогов, так и веб-сайтов.

25. Что такое диаграмма?
Ответ: Диаграмма — это средство наглядного представления информации, заданной в виде таблицы чисел. Диаграммы позволяют графически представить числовые данные так, чтобы можно было с одного взгляда оценить взаимосвязи между отдельными значениями, отметить существующие различия и выявить тенденции в динамике процесса.

26. В чем заключаются особенности гистограммы?
– На гистограмме каждая точка данных представлена в виде вертикального столбца, высота которого соответствует значению этой точки данных. Шкала значений отображается на вертикальной оси, которая, как правило, расположена в левой части диаграммы. Гистограммы часто используются для сравнения дискретных наборов данных, а также для изображения различий между точками данных одного или нескольких рядов.

27. С какой целью создаются графики в табличном редакторе?
Ответ: Графики часто применяются для отображения непрерывных данных, а также для наглядного отображения тенденций. Графики можно строить на основе нескольких наборов данных, при этом, чтобы различать наборы (ряды) данных, можно применять различные цвета и стили линий либо различные маркеры.

28. Для чего используют круговую диаграмму?
Ответ: Круговую диаграмму уместно использовать, если нужно показать пропорцию или часть чего-либо относительно целого. Круговая диаграмма строится только для одного ряда данных. Как правило, круговая диаграмма применяется не более чем для пяти-шести точек данных (секторов).

29. Укажите наиболее важные параметры страницы, которые устанавливаются в текстовом редакторе.
Ответ: К наиболее важным параметрам страницы относят: поля, определяющие расстояния от края страницы до границ текста; ориентацию страницы; размер бумаги; расстановку переносов.

30. Определите основные атрибуты абзацев в текстовом редакторе.
Ответ: Основными атрибутами абзацев являются выравнивание, отступы и интервалы.

31. Какие маркеры можно использовать для создания списков в текстовом редакторе?
Ответ: Правила русского языка для элементов списка допускают использовать: абзацный отступ, букву, цифру, тире, точку.

32. Дайте определение термину «стиль», который используется в текстовом редакторе.
Ответ: Стилем называется набор заданных параметров форматирования, которые можно применять к фрагментам текста и заголовкам, таблицам и спискам разных документов.

33. Что такое аккаунт?
Ответ: Под аккаунтом понимают домашнюю страницу (профиль) пользователя в социальных сетях.

34. Что означает глагол «забанить»?
Ответ: Глагол забанить (банить) (от англ. to ban – запрещать) – контролировать действия пользователей Интернета путем ограничения доступа к ресурсам форумов, чатов, блогов за нарушение правил использования того или иного сайта.

35. С какой целью ставят «лайк»?
Ответ: Существительное «лайк» (от англ. to like — нравиться) обозначает кнопку на веб-страницах, позволяющая отметить публикацию как понравившуюся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К устойчивым признакам мемуарной литературы относятся:
Е. преобладание событий
Ж. ретроспективность
З. фактографичность
И. непосредственность свидетельств
К. отсутствие субъективности
Ответ: А, Б, В, Г

2. Форма информационно-аналитической документации, чьей задачей является грамотная обработка получаемой диппредставительством прессы, отбор самых значимых сообщений, составление кратких аннотаций, называется:
Д. справка
Е. информация
Ж. обзор печати
З. информационное письмо
Ответ: В

3. Какие существуют источники информации?
Е. прямые
Ж. первичные
З. косвенные
И. вторичные
К. дополнительные
Ответ: А, Б, В, Г

4. Информация, оберегаемая государством или отдельными политическими или экономическими структурами, и предназначенная для ограниченного круга лиц, называется
В. конфиденциальной
Г. непубличной
Ответ: А

5. Являются ли верными суждения? А) Анализ информации в сфере внешней политики является ключевым этапом в последующей реализации внешнеполитического курса государства, адекватно отражающего национальные интересы. Б) Способность ориентироваться в международных процессах на основе качественной обработки информации не является показателем зрелости дипломатического корпуса.
Д. верно только А
Е. верно только Б
Ж. оба суждения верны
З. оба суждения неверны
Ответ: А

6. К более современным методам анализа относятся:
Е. контент-анализ
Ж. когнитивное картирование
З. изучение документов
И. ивент-анализ
К. системный подход
Ответ: А, Б, Г

7. Какой номер (идентификатор) может быть присвоен книгам (печатным и электронным)?
Г. ISBN
Д. DOI
Е. ISSN
Ответ: А

8. Цифровой идентификатор объекта, предназначенный для обозначения
объектов информационной деятельности:
Д. DOI
Е. OpenID
Ж. ORCID
З. Импакт-фактор
Ответ: А

9. В системе eLIBRARY.RU используется (используются) идентификатор(ы):
Д. DOI
Е. eLIBRARY ID
Ж. EDN
З. ORCID
Ответ: А

10. Отметьте международные электронные каталоги.
Д. Crossref
Е. WorldCat
Ж. ScienceDirect
З. КиберЛенинка
Ответ: А

11. Отметьте международные системы библиографической информации.
Г. Web of Science
Д. Scopus
Е. eLIBRARY.RU
Ответ: А, Б

12. Цифровым идентификатором научной статьи является:
Г. ISSN
Д. DOI
Е. Импакт-фактор
Ответ: Б

13. При публикации статей редакции научных журналов обычно требуют от авторов:
Д. аннотацию на русском языке
Е. аннотацию на английском языке
Ж. DOI
З. ключевые слова
Ответ: А, Б, Г

14. В тексте научной статьи квадратные скобки [...] используются для ссылок:
В. подстрочных
Г. внутритекстовых
Ответ: Б

15. Библиографический список в конце статьи может быть сформирован:
Г. по алфавиту авторов и названий
Д. по порядку цитирования
Е. по году издания статей и книг
Ответ: А, Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое интеллектуальная собственность?
Ответ: Интеллектуальная собственность является исключительным правом юридического или физического лица на результаты интеллектуальной деятельности, творческого труда (информационный продукт), имеющего конкретную ценность для собственника или владельца этих результатов.

2. Дайте определение аналитической работе.
Ответ: Аналитическая работа – это комплексное исследование различной целевой направленности, предназначенное для выявления, структуризации и изучения процессов и ситуаций.

3. Назовите основные стадии в процессе изучения информации.
Ответ: В процессе изучения информации выделяют три стадии: сбор/отбор, обработка и осмысление информации.

4. Какие источники информации являются прямыми (первичными)?
Ответ: К прямым источникам относят: 1) официальные источники, 2) мемуары и дневники, 3) материалы СМИ.

5. Определите группы официальных документов.
Ответ: Официальные документы можно сгруппировать следующим образом: 1) официальные программные документы; 2) сообщения пресс-служб ведомств; 3) уставные документы и заявления международных организаций; 4) международные договоры, заявления, совместные коммюнике, дипломатическая переписка; 5) декларации и сообщения властных структур, политических партий и общественных объединений; 6) электронные версии архивных материалов из национальных собраний; 7) аудио и аудиовизуальные источники, документальные хроники и другие материалы, иконографические документы.

6. В чем состоят особенности научного текста?
Ответ: Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются синтаксические средства связи, указывающие 1) на последовательность развития мысли; 2) на противоречивые отношения; 3) на причинно-следственные отношения; на переход от одной мысли к другой; 4) на итог.

7. Как различаются тема и проблема аналитического текста?
Ответ: Тема – это намечаемый результат исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области деятельности, т. е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела.

8. Что такое объект исследования?
Ответ: Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя.

9. В чем состоит отличие предмета исследования от его объекта?
Ответ: Основным отличием предмета исследования от объекта является то, что предмет исследования является частью (одним из конкретных аспектов) объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

10. Дайте определение цели исследования.
Ответ: Цель должна отражать тот конечный результат, который собирается получить исследователь. Цель исследования обычно перекликается с темой работы.

11. Как следует формулировать задачи исследования?
Ответ: Задачами исследования являются конкретные действия, с помощью которых будет достигнута цель работы. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность», «обосновать», «выявить факторы», «показать специфику», «определить место» (не стоит писать «изучить» и т. д., так как это не сам результат, а лишь средство его получения).

12. Что предполагают хронологические рамки исследования?
Ответ: Хронологические рамки предполагают «нижнюю» (самую раннюю) и «верхнюю» (саму позднюю) границы. Как правило, они связаны с некими «знаковыми» рубежами, символизирующими качественные изменения в исследуемом предмете. «Верхней» границей может быть также современные события.

13. Что означают географические рамки исследования?
Ответ: Географические границы очерчивают тот пространственный ареал, на котором развивались (развиваются) исследуемые явления (территории отдельных регионов, стран, групп стран и т. д.).

14. Из каких основных структурных элементов состоит курсовая работа?
Ответ: Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов: титульный лист; оглавление (или содержание); введение; основная часть (состоит из 2–3-х глав); заключение; список источников и литературы.

15. Какие элементы включает введение курсовой работы?
Ответ: Введение курсовой работы включает в себя следующие обязательные основные структурные элементы: актуальность темы исследования; степень ее разработанности; объект, предмет, цели и задачи; хронологические и географические рамки; методологию и методы исследования; новизну и практическую значимость работы.

16. В чем состоит основное отличие научной публикации от публикации в обычных СМИ?
Ответ: Научная публикация – это работа, созданная в результате научных исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Это доведение информации до научного сообщества посредством размещения в научных печатных и веб-изданиях. Научная публикация предназначена для информирования исследователей и специалистов о последних достижениях в разных областях науки. В отличие от статьи в научном журнале публикация на научную тему, размещенная в обычном СМИ, не имеет научного аппарата (библиографических ссылок и списка использованной литературы) и, как правило, написана на доступном для широкого читателя языке.

17. Что должна отражать аннотация научной статьи?
Ответ: Аннотация должна отражать цель исследования, основное содержание и новизну статьи в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению, а также полученные результаты.

18. Что означают ключевые слова в описании научной статьи?
Ответ: Ключевые слова – это текстовые метки, по которым можно найти статью при поиске и определить предметную область текста. Они публикуются как в самом журнале, так и указываются в электронной версии статьи. При отборе по определенному ключевому слову читатель сможет найти все статьи, затрагивающие данную предметную область.

19. Что означают теги в описании публикации?
Ответ: Тег, либо тэг (от англ. tag – метка, бирка, ярлык) – это ассоциированное ключевое слово, относящееся к какой-либо информации (текст, фото, видео, закладки браузера и другие файлы). Такие метаданные помогают полнее описать фрагменты информации и быстро находить их через поисковый запрос. Тэги используются без жёстких правил автором или конечным потребителем.

20. Что означает сокращение ББК?
Ответ: Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) – национальная классификационная система России. Применение ББК и других классификационных систем в России регламентируется рядом Государственных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

21. Что означает сокращение УДК?
Ответ: Универсальная десятичная классификация (УДК) – система классификации информации, широко используется во всём мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек.

22. Что означает сокращение ISBN?
Ответ: Международный стандартный книжный номер (англ. International Standard Book Number, сокращенно ISBN) — уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием.

23. Что означает сокращение DOI?
Ответ: Цифровой идентификатор объекта (англ. Digital Object Identifier, сокращенно DOI) — основной элемент системы ДОИ, предназначенной для обозначения объектов информационной деятельности. DOI может быть присвоен публикации, а также ее части (книга, глава книги, статья), элементу (рисунок, таблица, формула и т. п.), аудио и видео контенту, наборам данных и базам данных, материальным объектам (DVD, бумажная книга), людям (авторы, композиторы, издатели), организациям и пр.

24. Что означает сокращение URL?
Ответ: Унифицированный указатель ресурса (от англ. Uniform Resource Locator, сокращенно URL) – система унифицированных адресов электронных ресурсов. Согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 аббревиатуру URL используют для обозначения электронного адреса в библиографическом описании.

25. Верно ли, что требования редакций научных журналов к оформлению библиографических описаний в статьях обязательно учитывают правила государственных стандартов?
Ответ: Нет. Как правило, редакции научных журналов имеют свои требования, которые могут принимать во внимание правила ГОСТа или их игнорировать.

26. Чем нужно руководствоваться при формулировке темы научной статьи?
Ответ: Название работы должно быть четко сформулировано и отражать суть той научной проблемы, которую хочет рассмотреть автор. При этом очень важно сразу выбрать корректные ключевые термины, которые будут присутствовать в названии и будут неоднократно использоваться в статье.

27. В чем состоит актуальность темы научной статьи?
Ответ: Научная актуальность связана обычно с недостаточной разработанностью в науке каких-то аспектов темы, необходимостью заполнения «лакун» и решения актуальных проблем, стоящих перед наукой. Помимо научной актуальности, для ряда проблем правомерно говорить и об общественно-политической значимости исследуемых проблем, например, когда речь идет о выработке экспертно-аналитических оценок и рекомендаций, которые могут быть использованы при выработке практических решений.

28. Как можно определить степень разработанности темы научной статьи?
Ответ: Необходимо охарактеризовать основные подходы и итоги изучения темы в отечественной и зарубежной научной литературе, т. е. в научных статьях и монографиях. Важно не ограничиться простым перечислением работ, но и дать анализ основных научных направлений, подводящий к общему выводу о степени научной разработанности темы, отметив какие аспекты темы достаточно исследованы, а какие еще нуждаются в разработке.

29. Какой должна быть научная новизна статьи?
Ответ: Научная новизна (или "элементы научной новизны") предполагает: обоснованность новых решений поставленных задач; разработанность новых принципов решения задач; использование новых методик; заполнение существующих пробелов в разработке темы; введение в научный оборот новых документов и т. д.

30. Как следует понимать методологическую основу исследования?
Ответ: Под методологической основой исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых автором для достижения цели исследования. Методологическая часть введения должна включать характеристику как обшей теории (или теорий), послужившей основой работы, так и основных принципов и методов конкретного исследования.

31. Как можно классифицировать методы научного исследования?
Ответ: Все методы, используемые в научном познании, можно разделить на общенаучные и специальные методы. К общенаучным методам относятся теоретические и экспериментальные методы, используемые во всех областях науки (обобщение, дедукция, абстрагирование, эксперимент и др.).
Специальные методы применяются в конкретной области науки. Так, например, в исторических исследованиях применяется метод сравнительно-исторического анализа, историко-типологический метод и т. д.

31. Дайте определение термину «персональные данные».
Ответ: Персональные данные – это информация о гражданах, лицах, особах, персонах, личностях, персоналиях, т. е. любая, в том числе недокументированная, информация, относящаяся к конкретному человеку. Субъектами персональных данных являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, к личности которых относятся соответствующие персональные данные. Персональные (личные) данные всегда входят в категорию конфиденциальной информации.

32. В чем состоит уязвимость информации?
Ответ: Уязвимость информации является объективным свойством информации подвергаться различного рода воздействиям, нарушающим ее целостность, достоверность и конфиденциальность. Воздействия носят дестабилизирующий по отношению к информации характер и приводят к утрате носителя конфиденциальной информации или утрате конфиденциальности информации.

33. Что такое анализ информации?
Ответ: Под анализом информации понимают процедуру многосторонней обработки фактических данных, обеспечивающих их сравнимость (сопоставимость), объективную оценку и выработку новой исходящей информации.

34. Назовите основные формы предоставления аналитической информации.
– В зависимости от требований, которые предъявляет заказчик к исполнителю, аналитические материалы могут предоставляться в форме: библиографического списка информационных источников, связанных с изучаемой проблемой; информационной подборки материалов в виде копий рефератов, статей, текстовых и графических фрагментов, фотографий и других документов по заданной теме; подборки аудио- и видеофрагментов, копий фильмов, слайдов и презентаций; реферативного обзора; аналитического обзора по теме; аналитического отчёта, содержащего мультимедийное приложение.

35. Дайте определение дайджеста.
Ответ: Дайджест (англ. digest «краткое изложение, резюме») – это информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие обзоры, аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передаётся содержание самых интересных публикаций за какой-то период.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=146508
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет – 9.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Информационно-аналитическая деятельность в международной сфере [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соков И. А. Программа учебной дисциплины 'Основы информационно-аналитической работы': Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ www.altairegion22.ru
Э3 Совет Безопасности Российской Федерации www.scrf.gov.ru
Э4 ИНОСМИ.РУ www.inosmi.ru
Э5 euronews ru.euronews.com
Э6 РИА НОВОСТИ ria.ru
Э7 Российская Газета www.rg.ru
Э8 ТАСС www.itar-tass.com
Э9 ВЕСТИ.РУ www.vesti.ru
Э10 РАДИОРОССИИ www.radiorus.ru
Э11 Russia Today rt.com
Э12 АСЕАН www.asean.org.id
Э13 Всемирная Организация Здравоохранения www.who.ch
Э14 Всемирная Торговая Организация www.wto.org
Э15 Всемирный Банк www.worldbank.org
Э16 Европейский Парламент www.europarl.eu.int
Э17 Европейский Союз www.europa.eu.int
Э18 Международные организации, входящие в систему ООН www.unsystem.org
Э19 Международный Комитет Красного Креста www.icrc.org
Э20 Международный Торговый Центр (UNCTAD/WTO) www.intracen.org
Э21 Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) www.iacis.ru
Э22 Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) www.ipaeurasec.org
Э23 НАТО www.nato.int
Э24 ОБСЕ www.osce.org
Э25 ОДКБ www.dkb.gov.ru
Э26 ОПЕК www.opec.org
Э27 Организация Американских Государств www.oas.org
Э28 Организация Объединенных Наций www.un.org
Э29 Представительства международных организаций в Женеве geneva.intl.ch
Э30 Представительство Европейской Комиссии www.delrus.cec.eu.int
Э31 Программа Развития ООН (UNDP) www.undp.org
Э32 Саммит Совета Европы в Варшаве www.coe.int
Э33 Совет Государств Балтийского моря www.cbss.st
Э34 Совет Россия-НАТО (СРН) www.nato-russia-council.info
Э35 Содружество Независимых Государств www.cis.minsk.by
Э36 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека www.ohchr.org
Э37 Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) www.infoshos.ru
Э38 ЮНЕСКО www.unesco.org
Э39 Учебная дисциплина «Информационно-аналитическая деятельность в международных отношениях» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.