МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-аналитическая деятельность в международных отношениях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Информационно-аналитическая деятельность в международных отношениях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов по обработке информации, связанной с международной проблематикой, а также подготовки информационно – аналитических документов, используемых в дипломатической службе Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-8 способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-20 способность понимать содержание программных документов по проблемам внешней политики Российской Федерации, умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Россйской Федерации по основным международным проблемам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные правовые документы в своей деятельности;
- основы прикладного анализа международных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
-анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
-составлять дипломатические документы;
-профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты гос-ударственной тайны;
-основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение и основные задачи информационно-аналитической работы в международных отношениях
1.1. Определение и основные задачи информационно-аналитической работы в международных отношениях Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Источники и сбор информации
2.1. Классификация источников информации и характеристика их отдельных групп. Работа с источниками Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Классификация источников информации и характеристика их отдельных групп. Работа с источниками Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 7 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Анализ информации и принятие внешнеполитических решений
3.1. Анализ информации и принятие внешнеполитических решений Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Анализ информации и принятие внешнеполитических решений Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 7 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Хранение и обработка информации
4.1. Создание базы данных в СУБД Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Создание базы данных в СУБД Практические 7 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Построение графиков и диаграмм в программе для работы с электронными таблицами Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Построение графиков и диаграмм в программе для работы с электронными таблицами Практические 7 1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Представление данных в программе презентационной графики Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.6. Представление данных в программе презентационной графики Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.7. Создание информационного бюллетеня в настольной издательской системе Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.8. Создание информационного бюллетеня в настольной издательской системе Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.9. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 7 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Пропагандистское использование информации. PR и имиджи в международной сфере
5.1. Национальные интересы в информационной сфере Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Важность информационно-аналитической компетенции для международников Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.4. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 7 75 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.5. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.6. Экзамен 7 27 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Информационно-аналитическая деятельность в международной сфере [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соков И. А. Программа учебной дисциплины 'Основы информационно-аналитической работы': Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ОДКБ www.dkb.gov.ru
Э2 ОПЕК www.opec.org
Э3 Организация Американских Государств www.oas.org
Э4 Организация Объединенных Наций www.un.org
Э5 Представительства международных организаций в Женеве geneva.intl.ch
Э6 Представительство Европейской Комиссии www.delrus.cec.eu.int
Э7 Программа Развития ООН (UNDP) www.undp.org
Э8 Саммит Совета Европы в Варшаве www.coe.int
Э9 Совет Государств Балтийского моря www.cbss.st
Э10 Совет Россия-НАТО (СРН) www.nato-russia-council.info
Э11 Содружество Независимых Государств www.cis.minsk.by
Э12 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека www.ohchr.org
Э13 Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) www.infoshos.ru
Э14 ЮНЕСКО www.unesco.org
Э15 Учебная дисциплина «Информационно-аналитическая деятельность в международных отношениях» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э16 ОБСЕ www.osce.org
Э17 НАТО www.nato.int
Э18 Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) www.ipaeurasec.org
Э19 Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) www.iacis.ru
Э20 Международный Торговый Центр (UNCTAD/WTO) www.intracen.org
Э21 Международный Комитет Красного Креста www.icrc.org
Э22 Международные организации, входящие в систему ООН www.unsystem.org
Э23 Европейский Союз www.europa.eu.int
Э24 Европейский Парламент www.europarl.eu.int
Э25 Всемирный Банк www.worldbank.org
Э26 Всемирная Торговая Организация www.wto.org
Э27 Всемирная Организация Здравоохранения www.who.ch
Э28 АСЕАН www.asean.org.id
Э29 Russia Today rt.com
Э30 РАДИОРОССИИ www.radiorus.ru
Э31 ВЕСТИ.РУ www.vesti.ru
Э32 ТАСС www.itar-tass.com
Э33 Российская Газета www.rg.ru
Э34 РИА НОВОСТИ ria.ru
Э35 euronews ru.euronews.com
Э36 ИНОСМИ.РУ www.inosmi.ru
Э37 Совет Безопасности Российской Федерации www.scrf.gov.ru
Э38 ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ www.altairegion22.ru
Э39 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.