Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_01_ПС-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.пс.н. профессор Каширский Д.В.
1.1. | 1. Цель курса: формирование у студентов системы теоретических знаний о научной характерологии, включая развитие концепций характера и типологических схем; а также получение учащимися сведений о методах характерологической диагностики. 2. Задачи: - критический анализ эволюции взглядов о предмете психологии характера с античности до наших дней, современное состояние отечественной и зарубежной характерологии; -рассмотрение типологий характера, выделение принципов построения классификационных схем, их критериев и элементов; -сравнение двух способов психологического исследования: номотетического и идеографического. -оценка надежности методов диагностики характера в разных психологических подходах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | полные и точные основания теорий характера, наиболее актуальных проблем характерологии, типологий с учетом строгости их конструкций и разрешающих способностей, диагностических техник. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать эмпирический материал, систематизировать полученные знания, составлять психологический профиль с учетом диагностических техник, составлять программу психологического исследования, |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализирования особенностей характера по эмпирическому материалу,составления психологического профиля с учетом диагностических техник, владеть приемами психодиагностики психологических свойств и состояний личности, характера. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие характера в психологии | ||||||
1.1. | Предмет характерологии, ее цели и задачи. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Национальные школы и отдельные подходы в изучении психологии характера | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Современные представления о сущности и строении характера. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Выделение типологической задачи в качестве конечной цели. | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Национальные школы характерологии: английская, французская, немецкая, русская, их сходства и различия. | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Национальные школы характерологии: английская, французская, немецкая, русская, их сходства и различия. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Отечественная психология. Тенденция различения терминов «личность» и «характер». | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Типология характера. | ||||||
2.1. | Первичные типологии характера | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Способы построения классификаций | Практические | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Вариации частных определений типа. | Практические | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Проблема нормы и патологии в характерологической классификации. Перспективы типологии. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Проблема типологии: точки зрения на необходимость и возможность классификации характера, ее задачи.Произвольность выбора таксономических признаков. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Методы характерологии. | ||||||
3.1. | Становление методов характерологии. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Современная диагностика характера. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Методы диагностики личности и характера. Сложность дифференцировки техник. | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Два принципа исследований: номотетический – установление общих закономерностей; идеографический – изучение индивидуального случая. Монографические описания, их построение. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Используемые методы: наблюдение, эксперимент (лаборатор-ный и «естественный»), беседа, тесты. | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Дополнительные источники получения материала: дневники, биографии, автобиографии и проч. Сферы и способы их применения. | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Сравнение методов. Их «разрешающая способность» и надежность. Критическая оценка техники тестов. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу. 1. Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля – образование, состав, обсуждаемые вопросы. 2. Непоследовательность Аристотеля в создании теории «этоса», попытки ее разрешения автором. 3. Изображение типов характера Феофрастом, его сходство и различие с Аристотелем. Вклад Феофраста в характерологию. 4. Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологи-ческая часть учения. 5. Сравнение двух линий в изучении человеческого нрава: этической концепции Аристотеля и теории темперамента. Почему эти учения длительное время существовали отдельно и практически независимо? 6. Развитие этико-психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д. Дидро о врожденном и приобретенном, Р.Оуэн о характере. 7. Разработка доктрины темперамента с античности до начала 20 века. Изменения воззрений на темперамент, вклад темпера-ментологии в концепцию характера. 8. Итог эволюции представлений о характере с античности до начала 20 века, трактовка предмета, рассматриваемые проблемы. 9. Френология Ф.Й.Галля. Суть теории и ее отношение как новой системы психогностики к традиционной характерологии. 10. Этология Дж.Ст.Милля. Смысл его проекта создания научной характерологии – объект исследования, предмет науки, метод. 11. Характерология как индивидуальная психология (Бинэ, Штерн, Лазурский). Предмет дисциплины, ее задачи и методы. 12. Сходство и различие индивидуальной психологии А.Ф.Лазурского и дифференциальной психологии В.Штерна. Место и роль характера в этих концепциях. 13. Национальные школы характерологии в Европе: английская, французская, немецкая, русская. Вклад каждой в создание науки о характере. 14. Конституциональный подход к анализу характера (Кречмер, Шелдон и др.). 15. Преобразование К. Конрадом системы Э.Кречмера. Корректность и продуктивность преобразования с точки зрения построения научной характерологии. 16. Понимание предмета психологии характера в рамках конституционального подхода и его возможности в характерологической диагностике. 17. Психоаналитическая разработка проблемы характера. Фрейд и его представление о психосексуальных стадиях развития. 18. Индивидуальная психология А.Адлера. Место и функция характера в общей концепции. 19. Аналитическая психология К.Юнга и его психологические типы. 20. Продвижение науки о человеческом нраве в границах психоанализа: предмет характерологии, задачи, метод. 21. Взгляд на характер с позиции идеологического подхода (Шпрангер, Робэк), его роль в построении научной дисциплины о нраве человека. 22. Современная зарубежная характерология (США, Англия, Франция, Германия). 23. Теория и типология Р.Клонинжера. 24. «Позитивная психология» М.Селигмана. 25. Морфопсихология Л.Кормана. 26. Теория и типология Р.Лесенна. 27. Отечественные характерологические концепции (Ананьев, Ковалев и Мясищев, Левитов и др.). Полемичность взглядов на сущность характера. Отсутствие общепринятого определения. 28. Новые отечественные представления о предмете психологии личности и характера. 29. Ранние попытки классификации характера (Феофраст, Ла-брюйер), их слабость. 30. Современные формы классификации К.Юнга (Майерс-Бриггс; Кейрси,Бэйтс), корректность преобразования исходных типов, надежность диагностики. 31. Факторные теории типов (Айзенк, Кеттелл и др.): критический анализ. 32. «Акцентуированные личности» К.Леонгарда. 33. Различные способы построения типологий характера: принцип доминирования какого-либо элемента; выделение морфо-психологических синдромов; а также комплексов устойчиво связанных черт. Оценка созданных классификаций 34. Проблема типологии характера: точки зрения на необходимость и возможность создания удовлетворительной классификации. Обоснование понятия «тип», перспективы типологии. 35. Клинический анализ в разработке проблемы характера, его «разрешающие способности». 36. Методы характерологии: исторический очерк. 37. Профили Россолимо. 38. Американские характерологические тесты, их описание, оценка как психометрических инструментов. 39. Современные средства исследования характера: наблюдение, беседа, эксперимент («естественный» и лабораторный). Содержание и надежность получаемой информации. 40. Опросники (Берже; Кейрси,Бэйтс; Клонинжера; Петерсона, Селигмана), их оценка как техник диагностики характера. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерная тематика контрольных работ и рефератов • Современные исследования характера в зарубежной психологии. • Проверка морфопсихологии Л.Кормана: «лицевая формула» и особенности социальных контактов. • Верификация «позитивной психологии» М.Селигмана. • Доказательство нетождественности личности и характера на материале этнической и исторической психологии. • Проблема национального характера и способы его анализа. • Характер и эпоха. • Моральные черты у лиц с преобладанием мотивации достижения успеха и избегания неудачи. • Ослабление волевого компонента человеческого нрава при расхождении уровней самооценки и притязаний по типу перестраховки. • Экспериментальное исследование личности человека и его характера. • Интеллект и характер. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. файл в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Морозюк С. Н. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Асмолов А.Г. | Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов | М.: Академия, 2007 | www.e-reading.mobi |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | З. В. Диянова, Т. М. Щеголева | Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : для бакалавриата и магистратуры | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/4C579971-ECEC-4EB9-AB4E-88FB2CD26143. |
Л2.2 | Рыбалко Е.Ф. | Возрастная и дифференциальная психология: учебник | СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001 | www.lib.asu.ru |
Л2.3 | Кавун Л. В. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Загорская Е.Я., Такташова Т.В., Орлова Е.П. | Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2013 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moolde "Практическая характерология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации к составлению реферата. Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Этапы работы над рефератом: 1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10). 3.Составление библиографии. 4.Обработка и систематизация информации. 5.Разработка плана реферата. 6.Написание реферата. 7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.) Содержание работы должно отражать знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература. Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания. Методические рекомендации по подготовке к экзамену. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа. Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина. Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок. При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями. Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена. Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена. Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились. Самопроверка После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств. В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале. Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений. Консультации Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки. Рекомендации по самостоятельной работе с литературой Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим: - составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время; - систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.); - обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время); - определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть; •Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). - если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи). Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие: 1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; 2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; 3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; 4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; 5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Выделите главное, составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. |