МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая коммуникация
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.06.01. Политические науки и регионоведение
НаправленностьПолитические институты, процессы и технологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz41_06_01_Полит-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 84
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 84 84 84 84
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., зав. кафедрой, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.полит.н., доцент, Т.А. Асеева

Рабочая программа дисциплины
Политическая коммуникация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.06.01 Политические науки и регионоведение(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №900)

составлена на основании учебного плана:
41.06.01 Политические науки и регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины является ознакомление аспирантов с приемами и средствами организации информационного взаимодействия политических акторов, используемыми для этого коммуникативными и маркетинговыми технологиями

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способность к исследованию сущностных, институциональных, процессуальных и технологических характеристик политического пространства, особенностей политических изменений, основных субъектов политического процесса, технологий политической мобилизации в современных условиях
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.школы и направления общей теории коммуникации и политической коммуникации;
модели, технологии и средства осуществления политических коммуникаций, в том числе с помощью СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать возможность применения коммуникативного подхода как теоретико-методологической основы своей научной работы;
проектировать и применять в практической и научно-исследовательской деятельности технологии политических коммуникаций, адаптировать их к целям и специфике политических агентов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения коммуникативного подхода как теоретико-методологической основы своей научной работы; проектирования и применения в практической и научно-исследовательской деятельности технологии политических коммуникаций, их адаптации к целям и специфике политических агентов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы политической коммуникации
1.1. Политическая коммуникация в системе современной политики и политического менеджмента Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3
1.2. Политическая коммуникация в системе современной политики и политического менеджмента Сам. работа 3 8 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3
1.3. Теории и модели политической коммуникации Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3
1.4. Теории и модели политической коммуникации Сам. работа 3 10 ПК-1, УК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3
Раздел 2. Раздел 2. Технологии политической коммуникации
2.1. Политико-коммуникационная компания Лекции 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.2. Политико-коммуникационная компания Сам. работа 3 10 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.3. СМИ как средства политической коммуникации Практические 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.4. СМИ как средства политической коммуникации Сам. работа 3 8 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.5. Возможности политических коммуникаций в Интернет-среде Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.6. Возможности политических коммуникаций в Интернет-среде Сам. работа 3 10 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.7. Неформальные каналы политической коммуникации Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.8. Неформальные каналы политической коммуникации Сам. работа 3 10 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.9. Средства, методы и технологии политической коммуникации Лекции 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.10. Средства, методы и технологии политической коммуникации Сам. работа 3 16 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3
2.11. Подготовка к зачету Сам. работа 3 12 ПК-1, УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_полкоммуник_асп20.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гундарин М.В., Гундарина Е.В. Организация и проведение PR-кампаний: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л1.2 Г. П. Бакулев Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.3 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442983
Л1.4 Забурдаева Е.В. Политическая кампания. Стратегии и технологии: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.5 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник М.: Инфра-М, 2018 http://znanium.com/catalog/product/952106
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учебник СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006
Л2.2 Малкин Е. Б., Сучков Е. Б. Политические технологии: М.: Русская панорама, 2014
Л2.3 М.В. Гаврилова Политическая коммуникация XX века: учебное пособие СПб. : Издательство Невского института языка и культуры, 2008 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137744
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ассоциация политконсультантов РФ http://izbass.ru/
Э2 Ресурс Ассоциации политконсультантов РФ http://politprofi.ru
Э3 Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru
Э4 электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э5 университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э6 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э7 Библиотека Михаила Грачева http://grachev62.narod.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Запись конспекта должна быть систематической, логически связной

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании аспирантов основные теории и проблемы политической коммуникации, технологические приемы ее осуществления.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной способности аспирантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей научно-исследовательской и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области политического менеджмента, маркетинга и PR.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, аспиранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным политологическим и коммуникативным понятиям каждого семинара, приводить примеры из политической практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самостоятельная работа аспирантов проводится с целью:
1.закрепления знаний обучающегося в области политических коммуникаций;
2.углубления и расширения профессионального уровня аспиранта;
3.формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, примеры из политической практики;
4.развития познавательных способностей аспиранта, а также его творческого потенциала для решения кейсов;
5.формирования навыков научно-исследовательской работы и практической деятельности.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, анализ кейсов ее применимости к различным политическим технологиям и политологическим исследованиям, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков.