МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политический PR
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., зав. кафедрой, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Политический PR

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.полит.н. Шашкова Ярослава Юрьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.полит.н. Шашкова Ярослава Юрьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является сформировать представления студентов о политическом PR, формах и методах его осуществления, принципах организации и проведения PR-кампаний, взаимодействия политической власти с социальными и политическими институтами, а также особенностей репрезентации субъектами политической коммуникации своей деятельности с различным группам общественности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7: Способен самостоятельно выстраивать стратегии представления результатов своей профессиональной деятельности, в том числе в публичном формате, на основе подбора соответствующих информационно-коммуникативных технологий и каналов распространения информации
ПК-1: Способен организовывать и координировать проведение политических кампаний различного формата, организовывать управленческие процессы и разрабатывать политико-управленческие решения в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы формирования и современное состояние политического PR, его особенности как технологии и сферы деятельности политолога; содержание и типологию базовых понятий политического PR, подходы к их определению; возможности и ограничения различных видов СМИ, формы и методы работы с ними, приемы создания новостей; технологии проведения политических PR-кампаний, их особенности в различных политических процессах (рекрутинга и построения коалиций, имиджирования, антикризисного PR, в системе государственного и муниципального управления, избирательных кампаний)
3.2.Уметь:
3.2.1.выстраивать стратегии представления политической и политологической информации с учетом их специфики и особенностей целевой аудитории; применять специальные знания о базовых понятиях политического PR, технологиях работы со СМИ, проведения политических PR-кампаний и их особенностях в различных политических процессах для организации и координации проведения политических кампаний различного формата, внутригосударственных и международных мероприятий, политического позиционирования органов власти, политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органов местного самоуправления, бизнес-структур, международных организаций, и других участников политического процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выстраивать стратегии представления политической и политологической информации с учетом их специфики и особенностей целевой аудитории; применять специальные знания о базовых понятиях политического PR, технологиях работы со СМИ, проведения политических PR-кампаний и их особенностях в различных политических процессах для организации и координации проведения политических кампаний различного формата, внутригосударственных и международных мероприятий, политического позиционирования органов власти, политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органов местного самоуправления, бизнес-структур, международных организаций, и других участников политического процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Политический PR"
1.1. Политический PR как наука и сфера деятельности Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.6, Л1.8
1.2. История и современное состояние политического PR Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.6, Л1.8
1.3. Политический PR как наука и сфера деятельности Сам. работа 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.6, Л1.8
1.4. Общественность в PR-теории Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л1.8
1.5. Общественность в PR-теории Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л1.8
1.6. Коммуникация как ключевое понятие PR Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8
1.7. Коммуникация как ключевое понятие PR Сам. работа 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8
1.8. СМИ как каналы информирования Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8
1.9. СМИ как каналы информирования Сам. работа 3 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8
Раздел 2. Технологии политического PR
2.1. Технология проведения политической PR-кампании Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8
2.2. Технология проведения политической PR-кампании Практические 3 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.6, Л1.7, Л1.8
2.3. Технология проведения политической PR-кампании Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8
2.4. Взаимодействие со СМИ в политической PR-технологии Практические 3 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8
2.5. Взаимодействие со СМИ в политической PR-технологии Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8
2.6. Психологические основы построения PR-сообщений Практические 3 2 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.6, Л1.7, Л1.8
2.7. Психологические основы построения PR-сообщений Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.6, Л1.7, Л1.8
Раздел 3. PR-технологии в политических процессах
3.1. Технологии рекрутинга и построения коалиций Практические 3 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л1.8
3.2. Технологии рекрутинга и построения коалиций Сам. работа 3 5 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л1.8
3.3. Имидж в системе политического PR Практические 3 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.5, Л2.6, Л1.6, Л2.7, Л2.8, Л1.7, Л1.8
3.4. Имидж в системе политического PR Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л2.6, Л1.6, Л2.7, Л2.8, Л1.7, Л1.8
3.5. PR в условиях кризиса и проблемных ситуаций Практические 3 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.5, Л1.6, Л1.8
3.6. PR в условиях кризиса и проблемных ситуаций Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.5, Л1.6, Л1.8
3.7. PR в системе государственного и муниципального управления Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.5, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.9, Л1.8
3.8. PR в системе государственного и муниципального управления Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л1.5, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.9, Л1.8
3.9. PR в избирательных кампаниях Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.6, Л1.6, Л2.8, Л1.7, Л1.8
3.10. PR в избирательных кампаниях Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.6, Л1.6, Л2.8, Л1.7, Л1.8
3.11. Черный и разноцветный политический PR Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.6, Л1.6, Л1.8
3.12. Черный и разноцветный политический PR Сам. работа 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.6, Л1.6, Л1.8
3.13. Экзамен 3 27 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.6, Л1.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_PR202.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горохов В.М., Гринбенрг Т.Э. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии: учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие М.: Дело, 2003
Л1.3 Д. В. Ольшанский Политический PR: СПб. : Питер, 2013
Л1.4 Чумиков, Александр Николаевич Медиарилейшнз: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2014
Л1.5 Чумиков А.Н. Государственный PR. Связи с общественностью для государственных организаций и проектов: М. : ИНФРА-М, 2013 http://znanium.com/catalog/product/399777
Л1.6 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник М.: Инфра-М, 2018 http://znanium.com/catalog/product/952106
Л1.7 Е. В. Забурдаева Политическая кампания. Стратегии и технологии: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2012
Л1.8 Васильева М.М. Связи с общественностью в органах власти: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1D8B6D05-1892-46AE-BEAA-EA5E4227DC94/svyazi-s-obschestvennostyu-v-organah-vlasti
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федулов Ю. К. Управление общественными отношениями: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2009
Л2.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л2.3 под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева Психология массовой коммуникации : учеб. для вузов . Гриф УМО М.: Гардарики, 2008
Л2.4 Маркони, Джо [пер. с англ. Д. Р. Геренава, Ю. П. Леоновой; под общ. ред. Б. Л. Еремина] PR: полное руководство = Public Relations: The Complet Guide : М. : Вершина, 2006
Л2.5 Чумиков А.Н. Антикризисные коммуникации: Аспект-пресс, 2013
Л2.6 Малкин Е. Б., Сучков Е. Б. Политические технологии: М.: Русская панорама, 2014
Л2.7 Селентьева Д.О. Политическая имиджелогия: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C82E3033-64F3-4B2D-B3CA-41CE590459E6/politicheskaya-imidzhelogiya
Л2.8 В. М. Шепель Профессия имиджмейкер: Ростов н/Д : Феникс, 2008
Л2.9 Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти: Учебник Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014 http://znanium.com/catalog/product/368021
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская ассоциаиция связей с общественностью https://www.raso.ru/
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU eLIBRARY.RU
Э3 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э4 Сайт гильдии политконсультантов http://izbass.ru/
Э5 Портал PolitProfi http://politprofi.ru
Э6 университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э7 электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э8 библиотека Михаила Грачева http://grachev62.narod.ru/
Э9 ЭУМК "Политический PR" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6255
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Политический PR» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических подходах к политическому PR, общественности, массовой коммуникации, а также о проведении политических PR-кампаний. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который может быть дополнен во время практических занятий, самостоятельной работы,а также использован при выполнении практических заданий, подготовке к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политический PR» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС ВО по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическим занятиям студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практическом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка выступлений, презентаций, практических заданий по темам практических заданий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В глобальной сети имеются списки международных, национальных и региональных PR-ассоциаций, в том числе в области политических технологий http://izbass.ru/, http://politprofi.ru. Специфика политического знания делает использование Интернета в образовании необходимым условием интенсификации учебного процесса и повышения качества образования. Интернет располагает ресурсами, которые позволяют, если не решить полностью, то, по крайней мере, облегчить проблему поиска источников и литературы. Это, прежде всего - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. Интернет-библиотеки способствуют решению такой проблемы традиционного информационного обслуживания, как большой разрыв между моментом появления научного документа и временем, когда он, пройдя традиционный издательский процесс и процесс комплектования фондов, становится доступным для научного сообщества.
Не менее важными являются базы эмпирических данных и результаты современных исследований. Подобные материалы размещают на своих сайтах исследовательские центры. Например, на сайтах Центра политических технологий http://www.politcom.ru/ и Центра политической конъюнктуры России http://www.ancentr.ru/ можно найти аналитические доклады, публикации по текущим событиям политической жизни в России, анализ хода и результатов политических кампаний и пр. Также для изучения современного российского политического PR важны сайты информационных агентств и общественно-политических журналов, а также порталы органов государственной власти (Минюст России, Государственная Дума РФ) и др.