МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная музыка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 90
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 45 45 45 45 90 90
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Современная музыка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниеко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниеко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами широкими знаниями в области современной музыки, расширение музыкального кругозора студентов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно- эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Музыкальная культура второй половины ХХ начала XXI вв.
1.1. Панорама развития музыкальной культуры второй половины XX-начала XXI века: направления, исторические этапы, проблемы неофольклоризма, неоклассицизма, импрессионизма, неоромантизма. Лекции 7 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Авангард второй волны и новые техники композиции". Сам. работа 7 1 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Музыка Венгрии
2.1. Творческая деятельность композиторов Венгрии (Б.Барток, Д.Лигети, З. Кодай). Лекции 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Б. Бартока: опера "Замок герцога Синяя Борода", балет "Чудесный мандарин", фортепианный цикл "Микрокосмос", "Светская кантата", Четвертый квартет; Д. Лигети: "Реквием" и "Венгерская пассакалья"; З. Кодая: оратория "Венгерский псалом", опера "Хари Янош". Сам. работа 7 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Национальные особенности венгерской музыки. Практические 7 4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Музыкальное наследие Польши
3.1. Творчество К. Пендерецкого. Лекции 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Воплощение религиозной тематики в творчестве К. Пендерецкого". Прослушивание и анализ произведений: Трен (Памяти жертв Хиросимы), Страсти по Луке, Польский реквием, Симфония № 5. Сам. работа 7 6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Духовные жанры в творчестве К. Пендерецкого. Практические 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Творчество В. Лютославского . Лекции 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений В. Лютославского: Концерт для оркестра, "Книга для оркестра",Концерт для фортепиано с оркестром", Симфония №4. Сам. работа 7 4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Симфоническое и вокально-симфоническое творчество В. Лютославского. Практические 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Музыка Чехии и Словакии
4.1. Творческая деятельность Б.Мартину, Э. Сухонь, Л. Яначека Лекции 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Б. Мартину Кантата "Букет", "Полевая месса"; Э. Сухонь "Крутнява"; Л. Яначека "Ее падчерица", Второй струнный квартет. Сам. работа 7 6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Претворение национальных традиций в творчестве Б. Мартину, Э. Сухонь, Л. Яначека. Практические 7 4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Музыкальная культура Германии
5.1. Творчество Б. А. Циммермана. Лекции 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкально-теоретические и философско-музыкальные концепции Б. А. Циммермана". Прослушивание и анализ "Реквиема для молодого поэта", оперы "Солдаты", балета "Присутствие". Сам. работа 7 6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.3. Тотальный музыкальный театр Б. А. Циммермана. Практические 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.4. Творческая деятельность К. Штокхаузена. Лекции 7 4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "К. Штокхаузен - выдающийся теоретик и мыслитель своего времени". Прослушивание и анализ гепталогии "Свет". Сам. работа 7 6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.6. Гепталогия "Свет" К. Штокхаузена: концепции, мифологические основы. Практические 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Музыка Италии
6.1. Характеристика творчества Л. Берио, Л. Ноно, Л. Даллапикколы. Лекции 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
6.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Л. Берио "Эпифании", "Лаборинтус II", Симфония для восьми голосов и оркестра"; Л. Ноно "Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке", "Прерванная песня", "Прометей"; Л. Даллапикколы "Песни узников", "Узник". Сам. работа 7 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
6.3. Новая трактовка голоса в произведения Л. Берио, Л. Ноно, Л. Даллапикколы. Практические 7 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 7. Музыка Франции
7.1. Творчество О.Мессиана. Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Теоретическое наследие О.Мессиана. Труды "Техника моего музыкального языка", "Трактат о ритме, цвете и орнитологии". Прослушивание и анализ произведений: "Рождество Господне", "Квартет на конец времени", "Турангалила-симфония", "Каталог птиц". Сам. работа 8 6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.3. Традиции и новаторство в творчестве О. Мессиана. Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.4. Характеристика творчества П.Булеза. Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений: "Молоток без мастера", Третья соната для фортепиано. Сам. работа 8 4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.6. Обзор творчества П.Шеффера. Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Трактат о музыкальных объектах". Прослушивание и анализ произведений: "Пять шумовых этюдов","Симфония для одного человека", опера "Орфей". Сам. работа 8 6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.8. Новые композиторские техники в творчестве О. Мессиана, П. Булеза, П. Шеффера. Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 8. Музыкальное наследие США
8.1. Творчество Д.К.Менотти.Трактовка жанра оперы в творчестве композитора. Опера "Консул". Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
8.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Деятельность Ч. Айвза. Симфоническое творчество". Прослушивание и анализ Симфонии "Праздники". Сам. работа 8 3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
8.3. Характеристика творчества Д.Кейджа и Д.Крама в контексте американского авангарда. Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
8.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание музыкальных произведений Д. Кейджа и Д. Крама (сонаты). Сам. работа 8 4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
8.5. Традиции и новаторство в творчестве американских композиторов XX века. Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 9. Композиторы- минималисты
9.1. Обзор творчества Т.Райли, С.Райха, Дж.Адамса, Ла Монте Янга. Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
9.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание музыкальных произведений композиторов-минималистов. Сам. работа 8 4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
9.3. Пространственно-временные концепции минимализма. Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 10. Музыкальная культура СССР и России рубежа XX-XXI вв.
10.1. Творчество Э.Денисова. Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Оперное и симфоническое творчество Э. Денисова". Прослушивание и анализ произведений: опера "Четыре девушки", Камерная симфония № 2,Симфония № 1 для большого оркестра. Сам. работа 8 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.3. Творчество Э.Денисова в контексте посмодернистской эстетики. Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.4. Особенности и характеристика творчества С.Губайдуллиной. Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений С. Губайдулиной: "Страсти по Иоанну", Симфония "Фигуры времени". Сам. работа 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Оперное и симфоническое творчество А. Шнитке". Прослушивание и анализ произведений: опера "История доктора Иоганна Фауста", Симфонии №1, №4, Concerto Grosso № 1, №2. Сам. работа 8 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.7. Творческая деятельность А. Шнитке. Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Новый стиль А. Пярта как одно из уникальных явлений постмодернизма". Прослушивание и анализ произведений: Берлинская месса, Магнификат, Симфония № 1. Сам. работа 8 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.9. Стилевые модели музыки А. Пярта. Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.10. Характеристика творчества А.Караманова. Лекции 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений А. Караманова: Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях (фрагменты), Цикл из шести симфоний «Бысть» (фрагменты). Сам. работа 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.12. Симфоническое творчество А. Караманова в контексте современного симфонизма. Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.13. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений: Симфонии № 6, № 7. Сам. работа 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.14. Особенности драматургии и концепции симфонических произведений Г.Канчели Практические 8 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Банникова И. И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Лисовой В. И. ; под науч. ред. Алпатовой А.С. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Супруненко Г. В. Принципы театрализации в современной хоровой музыке (на примере сочинений отечественных композиторов Р. Щедрина, М. Броннера, Э. Фертельмейстера): учебное пособие: учебное пособие Издательство Нижегородской консерватории, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Присяжнюк Д. О. Риторический анализ в музыке ХХ века : (о взаимодействии музыкального и поэтического текстов): учебное пособие: учебное пособие ННГК им. М. И. Глинки, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Шульгин Д. И. Современная гармония. Теоретический и практический курсы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Соврменная музыка" в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Библиотека по музыковедению www.library.musicfancy.net
Э3 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э4 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э5 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах:
• соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства;
• уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.);
• роль личности (композитора) в «музыкальной» истории;
• уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации;
• критерии периодизации музыкально-исторического процесса.
При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению.