МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная музыка
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 182
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 182 182 182 182
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Современная музыка

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниеко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниеко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами широкими знаниями в области современной музыки, расширение музыкального кругозора студентов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно- эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Музыкальная культура второй половины ХХ начала XXI вв.
1.1. Периодизация и основные тенденции развития западноевропейской музыки XX в. Периодизация и основные тенденции развития отечественной музыки XX в.Пути развития национальных культур стран СНГ. Лекции 4 1 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Авангард второй волны и новые техники композиции". Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Музыка Венгрии
2.1. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Б. Бартока: опера "Замок герцога Синяя Борода", балет "Чудесный мандарин", фортепианный цикл "Микрокосмос", "Светская кантата", Четвертый квартет; Д. Лигети: "Реквием" и "Венгерская пассакалья"; З. Кодая: оратория "Венгерский псалом", опера "Хари Янош". Сам. работа 4 20 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Творческая деятельность композиторов Венгрии (Б.Барток, Д.Лигети, З. Кодай).Национальные особенности венгерской музыки. Практические 4 1 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Музыкальное наследие Польши
3.1. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Воплощение религиозной тематики в творчестве К. Пендерецкого". Прослушивание и анализ произведений: Трен (Памяти жертв Хиросимы), Страсти по Луке, Польский реквием, Симфония № 5. Прослушивание и анализ произведений В. Лютославского: Концерт для оркестра, "Книга для оркестра",Концерт для фортепиано с оркестром", Симфония №4. Сам. работа 4 20 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.2. Творчество К. Пендерецкого.Духовные жанры в творчестве К. Пендерецкого.Творчество В. Лютославского .Симфоническое и вокально-симфоническое творчество В. Лютославского. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Музыка Чехии и Словакии
4.1. Творческая деятельность Б.Мартину, Э. Сухонь, Л. Яначека. Претворение национальных традиций в творчестве Б. Мартину, Э. Сухонь, Л. Яначека. Лекции 4 1 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Б. Мартину Кантата "Букет", "Полевая месса"; Э. Сухонь "Крутнява"; Л. Яначека "Ее падчерица", Второй струнный квартет. Сам. работа 4 20 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Музыкальная культура Германии
5.1. Творчество Б. А. Циммермана.Тотальный музыкальный театр Б. А. Циммермана.Творческая деятельность К. Штокхаузена.Гепталогия "Свет" К. Штокхаузена: концепции, мифологические основы. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкально-теоретические и философско-музыкальные концепции Б. А. Циммермана". Прослушивание и анализ "Реквиема для молодого поэта", оперы "Солдаты", балета "Присутствие". Изучение темы: "К. Штокхаузен - выдающийся теоретик и мыслитель своего времени". Прослушивание и анализ гепталогии "Свет". Сам. работа 4 20 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 6. Музыка Италии
6.1. Характеристика творчества Л. Берио, Л. Ноно, Л. Даллапикколы. Новая трактовка голоса в произведения Л. Берио, Л. Ноно, Л. Даллапикколы. Практические 4 1 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
6.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Л. Берио "Эпифании", "Лаборинтус II", Симфония для восьми голосов и оркестра"; Л. Ноно "Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке", "Прерванная песня", "Прометей"; Л. Даллапикколы "Песни узников", "Узник". Сам. работа 4 20 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 7. Музыка Франции
7.1. Творчество О.Мессиана.Традиции и новаторство в творчестве О. Мессиана.Характеристика творчества П.Булеза. Обзор творчества П.Шеффера.Новые композиторские техники в творчестве О. Мессиана, П. Булеза, П. Шеффера. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
7.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Теоретическое наследие О.Мессиана. Труды "Техника моего музыкального языка", "Трактат о ритме, цвете и орнитологии"". Прослушивание и анализ произведений: "Рождество Господне", "Квартет на конец времени", "Турангалила-симфония", "Каталог птиц".Прослушивание и анализ произведений; "Молоток без мастера", Третья соната для фортепиано.Изучение темы: "Трактат о музыкальных объектах". Прослушивание и анализ произведений: "Пять шумовых этюдов","Симфония для одного человека", опера "Орфей". Сам. работа 4 20 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 8. Музыкальное наследие США
8.1. Работа с основной и дополнительной литературой. Деятельность Ч. Айвза. Симфоническое творчество. Прослушивание и анализ Симфонии "Праздники".Прослушивание музыкальных произведений Д. Кейджа и Д. Крама (сонаты). Сам. работа 4 16 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
8.2. Творчество Д.К.Менотти.Трактовка жанра оперы в творчестве композитора. Опера "Консул".Характеристика творчества Д.Кейджа и Д.Крама в контексте американского авангарда.Традиции и новаторство в творчестве американских композиторов XX века. Практические 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 9. Композиторы- минималисты
9.1. Обзор творчества Т.Райли, С.Райха, Дж.Адамса, Ла Монте Янга.Пространственно-временные концепции минимализма. Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
9.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание музыкальных произведений композиторов-минималистов. Сам. работа 4 14 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 10. Музыкальная культура СССР и России рубежа XX-XXI вв.
10.1. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Оперное и симфоническое творчество Э. Денисова". Прослушивание и анализ произведений: опера "Четыре девушки", Камерная симфония № 2,Симфония № 1 для большого оркестра.Прослушивание и анализ произведений С. Губайдулиной: "Страсти по Иоанну", Симфония "Фигуры времени".Изучение темы: "Оперное и симфоническое творчество А. Шнитке". Прослушивание и анализ произведений: опера "История доктора Иоганна Фауста", Симфонии №1, №4, Concerto Grosso № 1, №2. Изучение темы: "Новый стиль А. Пярта как одно из уникальных явлений постмодернизма". Прослушивание и анализ произведений: Берлинская месса, Магнификат, Симфония № 1.Прослушивание и анализ произведений А. Караманова: Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях (фрагменты), Цикл из шести симфоний «Бысть» (фрагменты).Прослушивание и анализ произведений Г. Канчели: Симфонии № 6, № 7. Сам. работа 4 30 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
10.2. Творчество Э.Денисова.Творчество Э.Денисова в контексте посмодернистской эстетики.Особенности и характеристика творчества С.Губайдуллиной.Творческая деятельность А. Шнитке.Стилевые модели музыки А. Пярта.Характеристика творчества А.Караманова.Симфоническое творчество А. Караманова в контексте современного симфонизма.Особенности драматургии и концепции симфонических произведений Г.Канчели Практические 4 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лисовой В. И. ; под науч. ред. Алпатовой А.С. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1E27FB84-A20F-461A-8FAD-14ECBA76DD0C
Л1.2 Банникова И. И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=276175
Л1.3 Супруненко Г. В. Принципы театрализации в современной хоровой музыке (на примере сочинений отечественных композиторов Р. Щедрина, М. Броннера, Э. Фертельмейстера): учебное пособие: учебное пособие Издательство Нижегородской консерватории, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312287
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгин Д. И. Современная гармония. Теоретический и практический курсы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=457736
Л2.2 Присяжнюк Д. О. Риторический анализ в музыке ХХ века : (о взаимодействии музыкального и поэтического текстов): учебное пособие: учебное пособие ННГК им. М. И. Глинки, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312274
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/143053C0-A273-462F-8269-250040BF65CE
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека "Твирпкс" https://www.twirpx.com/
Э2 Научная электронная библиотека "Киберленинка" https://cyberleninka.ru/
Э3 Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/
Э4 Библиотека по музыковедению http://www.library.musicfancy.net/
Э5 Курс "Современная музыка" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4037
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах:
• соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства;
• уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.);
• роль личности (композитора) в «музыкальной» истории;
• уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации;
• критерии периодизации музыкально-исторического процесса.
При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению.