Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 18,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Сам. работа | 9 | 9 | 45 | 45 | 54 | 54 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | дальнейшее формирование профессионального слуха и слуховой культуры у будущих музыкантов как базы для практической деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07 |
ОПК-6 | Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | периоды развития музыкальной культуры этапы эволюции художественных стилей композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Однотональная мелодика | ||||||
1.1. | Пятиступенные и семиступенные диатонические лады. | Практические | 1 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Лады с увеличенными секундами. | Практические | 1 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей.Сольфеджирование одноголосных и двухголосных номеров. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Модуляции | ||||||
2.1. | Модуляции в тональности I степени родства | Практические | 1 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Модуляции в тональности II степени родства | Практические | 1 | 8 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.3. | Модуляции в тональности III степени родства | Практические | 1 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.4. | Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей, постепенных и энгармонических модуляций. Сольфеджирование одноголосных, двухголосных и трехголосных номеров. | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Метроритм | ||||||
3.1. | Смешанный и переменный метры. | Практические | 2 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Ритмические группы различных уровней сложности. | Практические | 2 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.3. | Полиритмия в двухголосии. | Практические | 2 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.4. | Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей, постепенных и энгармонических модуляций. Сольфеджирование одноголосных, двухголосных, трехголосных и четырехголосных номеров, включающих пройденные метроритмические трудности. | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Мелодика повышенной сложности | ||||||
4.1. | Мелодика композиторов ХХ века. Симметричные лады. | Практические | 2 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
4.2. | Хроматическая тональность. | Практические | 2 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
4.3. | Полигармония и кластеры. | Практические | 2 | 8 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
4.4. | Интонационные упражнения: пение симметричных ладов, интервальных и аккордовых оборотов лада "тон-полутон", целотонового лада; мелодических фигур хроматической тональности, ломаных хроматизмов; полиаккордики и кластерных созвучий. Сольфеджирование одноголосных и многоголосных номеров. | Сам. работа | 2 | 25 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скребкова О.Л., Скребков С.С. | ХРЕСТОМАТИЯ ПО ГАРМОНИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ 6-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ладухин Н.М. | СОЛЬФЕДЖИО. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ НА 1, 2 И 3 ГОЛОСА: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Одинокова И.Н. | Двухголосные диктанты : методическое пособие : Методическое пособие | Прометей, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Харишина В.И. | Хоровое сольфеджио: хрестоматия : учебное издание : Учебное издание для Вузов | ЧГИК, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Диденко Н.М. | Развитие интонационного мышления в современном вузовском курсе сольфеджио : учебное пособие : Учебное пособие для Вузов | Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт студентов, аспирантов и преподавателей вузов России, Украины, Беларуси, Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья | www.twirpx.com | ||
Э2 | Электронная нотный архив Бориса Тараканова: свободный доступ для скачивания нотных ресурсов | notes.tarakanov.net | ||
Э3 | Курс "Сольфеджио" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является важнейшим слагаемым в процессе обучения, поскольку направлена на решение следующих важнейших задач: 1) тренировка музыкальной памяти; 2) развитие слухового аналитического мышления; 3) совершенствование вокально – исполнительских навыков; 4) развитие и совершенствование творческих способностей. Для самостоятельной работы студентам предлагается ряд заданий, включающих интонирование фрагментов из художественной литературы, чтение примеров из рекомендованных сборников, пение аккордовых последовательностей, модуляций, секвенций. Для тренировки музыкальной памяти и развития слухового аналитического мышления студентам дается задание на заучивание нотных примеров наизусть, в том числе заучивание наизусть без пения вслух. Важной формой самостоятельной работы является самодиктант, предполагающий запись знакомой или выученной мелодии, примера в основной тональности и с транспонированием. Развитию вокально – исполнительских навыков способствуют многочисленные интонационные упражнения (интонирование интервалов в ладу, интервалов от звука, тритонов с разрешением, интервальных цепочек, трезвучий их обращений, септаккордов и их обращений в тональности и от звука, кратких гармонических оборотов в трехчетырехголосии и в гармоническом четырехголосии, диатонических и хроматических секвенций, трех видов мажора и минора, диатонических ладов), а также самостоятельное разучивание студентами романсов, арий, фрагментов из художественной литературы, сложных в интонационном и ритмическом плане, с развитым инструментальным сопровождением, двухголосных, трех, а также многоголосных примеров с поочередным пением голосов и игрой остальных. Творческие способности развиваются в процессе выполнения заданий на досочинение - одного или нескольких голосов к написанной мелодии, аккомпанемента, второго предложения к данному первому и т.д. В процессе самостоятельной подготовки к занятиям сольфеджио студентам рекомендуются совместные формы работы. В процессе совместной самостоятельной деятельности студенты могут играть друг другу диктанты, модуляции, аккордовые цифровки, а также совершенствовать свои вокально-исполнительские навыки в процессе двухголосного или многоголосного сольфеджирования. Подобные занятия способствуют не только тренировке музыкальной памяти, слуха, но и создают условия для более активной сознательной аналитической работы над звучащим текстом. Исполняя на инструменте диктант или гармоническую цифровку, студент осмысливает звучащий материал с точки зрения его гармонического строения, структуры, фактурных особенностей, то есть работает не менее активно, чем слушающий студент. |