МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сольфеджио

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 18
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 9 9 9 9 18 18
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Сольфеджио

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дальнейшее формирование профессионального слуха и слуховой культуры у будущих музыкантов как базы для практической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Однотональная мелодика
1.1. Пятиступенные и семиступенные диатонические лады. Практические 1 6 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Лады с увеличенными секундами. Практические 1 6 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей.Сольфеджирование одноголосных и двухголосных номеров. Сам. работа 1 4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Модуляции
2.1. Модуляции в тональности I степени родства Практические 1 6 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Модуляции в тональности II степени родства Практические 1 8 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Модуляции в тональности III степени родства Практические 1 10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей, постепенных и энгармонических модуляций. Сольфеджирование одноголосных, двухголосных и трехголосных номеров. Сам. работа 1 5 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Метроритм
3.1. Смешанный и переменный метры. Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Ритмические группы различных уровней сложности. Практические 2 6 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Полиритмия в двухголосии. Практические 2 6 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей, постепенных и энгармонических модуляций. Сольфеджирование одноголосных, двухголосных, трехголосных и четырехголосных номеров, включающих пройденные метроритмические трудности. Сам. работа 2 4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Мелодика повышенной сложности
4.1. Мелодика композиторов ХХ века. Симметричные лады. Практические 2 6 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Хроматическая тональность. Практические 2 6 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Полигармония и кластеры. Практические 2 8 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Интонационные упражнения: пение симметричных ладов, интервальных и аккордовых оборотов лада "тон-полутон", целотонового лада; мелодических фигур хроматической тональности, ломаных хроматизмов; полиаккордики и кластерных созвучий. Сольфеджирование одноголосных и многоголосных номеров. Сам. работа 2 5 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребкова О.Л., Скребков С.С. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ГАРМОНИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ 6-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ладухин Н.М. СОЛЬФЕДЖИО. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ НА 1, 2 И 3 ГОЛОСА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Одинокова И.Н. Двухголосные диктанты : методическое пособие : Методическое пособие Прометей, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Харишина В.И. Хоровое сольфеджио: хрестоматия : учебное издание : Учебное издание для Вузов ЧГИК, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Диденко Н.М. Развитие интонационного мышления в современном вузовском курсе сольфеджио : учебное пособие : Учебное пособие для Вузов Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт студентов, аспирантов и преподавателей вузов России, Украины, Беларуси, Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья www.twirpx.com
Э2 Электронная нотный архив Бориса Тараканова: свободный доступ для скачивания нотных ресурсов notes.tarakanov.net
Э3 Курс "Сольфеджио" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является важнейшим слагаемым в процессе обучения, поскольку направлена на решение следующих важнейших задач:
1) тренировка музыкальной памяти;
2) развитие слухового аналитического мышления;
3) совершенствование вокально – исполнительских навыков;
4) развитие и совершенствование творческих способностей.
Для самостоятельной работы студентам предлагается ряд заданий, включающих интонирование фрагментов из художественной литературы, чтение примеров из рекомендованных сборников, пение аккордовых последовательностей, модуляций, секвенций.
Для тренировки музыкальной памяти и развития слухового аналитического мышления студентам дается задание на заучивание нотных примеров наизусть, в том числе заучивание наизусть без пения вслух. Важной формой самостоятельной работы является самодиктант, предполагающий запись знакомой или выученной мелодии, примера в основной тональности и с транспонированием.
Развитию вокально – исполнительских навыков способствуют многочисленные интонационные упражнения (интонирование интервалов в ладу, интервалов от звука, тритонов с разрешением, интервальных цепочек, трезвучий их обращений, септаккордов и их обращений в тональности и от звука, кратких гармонических оборотов в трехчетырехголосии и в гармоническом четырехголосии, диатонических и хроматических секвенций, трех видов мажора и минора, диатонических ладов), а также самостоятельное разучивание студентами романсов, арий, фрагментов из художественной литературы, сложных в интонационном и ритмическом плане, с развитым инструментальным сопровождением, двухголосных, трех, а также многоголосных примеров с поочередным пением голосов и игрой остальных.
Творческие способности развиваются в процессе выполнения заданий на досочинение - одного или нескольких голосов к написанной мелодии, аккомпанемента, второго предложения к данному первому и т.д.
В процессе самостоятельной подготовки к занятиям сольфеджио студентам рекомендуются совместные формы работы. В процессе совместной самостоятельной деятельности студенты могут играть друг другу диктанты, модуляции, аккордовые цифровки, а также совершенствовать свои вокально-исполнительские навыки в процессе двухголосного или многоголосного сольфеджирования. Подобные занятия способствуют не только тренировке музыкальной памяти, слуха, но и создают условия для более активной сознательной аналитической работы над звучащим текстом. Исполняя на инструменте диктант или гармоническую цифровку, студент осмысливает звучащий материал с точки зрения его гармонического строения, структуры, фактурных особенностей, то есть работает не менее активно, чем слушающий студент.