МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сольфеджио
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 114
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 114 114 114 114
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Сольфеджио

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дальнейшее формирование профессионального слуха и слуховой культуры у будущих музыкантов как базы для практической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи

3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Однотональная мелодика
1.1. Пятиступенные и семиступенные диатонические лады.Лады с увеличенными секундами. Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей. Сольфеджирование одноголосных и двухголосных номеров. Сам. работа 1 24 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Модуляции
2.1. Модуляции в тональности I, II степени родства Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Модуляции в тональности III степени родства Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей, постепенных и энгармонических модуляций. Сольфеджирование одноголосных, двухголосных и трехголосных номеров. Сам. работа 1 33 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Метроритм
3.1. Смешанный и переменный метры.Ритмические группы различных уровней сложности.Полиритмия в двухголосии. Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей, постепенных и энгармонических модуляций. Сольфеджирование одноголосных, двухголосных, трехголосных и четырехголосных номеров, включающих пройденные метроритмические трудности. Сам. работа 1 24 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Мелодика повышенной сложности
4.1. Мелодика композиторов ХХ века. Симметричные лады. Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Хроматическая тональность.Полигармония и кластеры. Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Интонационные упражнения: пение симметричных ладов, интервальных и аккордовых оборотов лада "тон-полутон", целотонового лада; мелодических фигур хроматической тональности, ломаных хроматизмов; полиаккордики и кластерных созвучий. Сольфеджирование одноголосных и многоголосных номеров. Сам. работа 1 33 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   53.03.02 МИИ СОЛЬФЕДЖИО.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребкова О.Л., Скребков С.С. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ГАРМОНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3BBDF587-4776-4283-9C3B-5FECCA8D3C93
Л1.2 Ладухин Н.М. СОЛЬФЕДЖИО. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ НА 1, 2 И 3 ГОЛОСА: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A7C3A022-38E3-4E7A-85B5-FB0A001C7DA0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Одинокова И.Н. Двухголосные диктанты : методическое пособие : Методическое пособие Прометей, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437336
Л2.2 Харишина В.И. Хоровое сольфеджио: хрестоматия : учебное издание : Учебное издание для Вузов ЧГИК, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=491966
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Диденко Н.М. Развитие интонационного мышления в современном вузовском курсе сольфеджио : учебное пособие : Учебное пособие для Вузов Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=440878
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт студентов, аспирантов и преподавателей вузов России, Украины, Беларуси, Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья https://www.twirpx.com/
Э2 Электронная нотный архив Бориса Тараканова: свободный доступ для скачивания нотных ресурсов http://notes.tarakanov.net/
Э3 Курс "Сольфеджио" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3686
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является важнейшим слагаемым в процессе обучения, поскольку направлена на решение следующих важнейших задач:
1) тренировка музыкальной памяти;
2) развитие слухового аналитического мышления;
3) совершенствование вокально – исполнительских навыков;
4) развитие и совершенствование творческих способностей.
Для самостоятельной работы студентам предлагается ряд заданий, включающих интонирование фрагментов из художественной литературы, чтение примеров из рекомендованных сборников, пение аккордовых последовательностей, модуляций, секвенций.
Для тренировки музыкальной памяти и развития слухового аналитического мышления студентам дается задание на заучивание нотных примеров наизусть, в том числе заучивание наизусть без пения вслух. Важной формой самостоятельной работы является самодиктант, предполагающий запись знакомой или выученной мелодии, примера в основной тональности и с транспонированием.
Развитию вокально – исполнительских навыков способствуют многочисленные интонационные упражнения (интонирование интервалов в ладу, интервалов от звука, тритонов с разрешением, интервальных цепочек, трезвучий их обращений, септаккордов и их обращений в тональности и от звука, кратких гармонических оборотов в трехчетырехголосии и в гармоническом четырехголосии, диатонических и хроматических секвенций, трех видов мажора и минора, диатонических ладов), а также самостоятельное разучивание студентами романсов, арий, фрагментов из художественной литературы, сложных в интонационном и ритмическом плане, с развитым инструментальным сопровождением, двухголосных, трех, а также многоголосных примеров с поочередным пением голосов и игрой остальных.
Творческие способности развиваются в процессе выполнения заданий на досочинение - одного или нескольких голосов к написанной мелодии, аккомпанемента, второго предложения к данному первому и т.д.
В процессе самостоятельной подготовки к занятиям сольфеджио студентам рекомендуются совместные формы работы. В процессе совместной самостоятельной деятельности студенты могут играть друг другу диктанты, модуляции, аккордовые цифровки, а также совершенствовать свои вокально-исполнительские навыки в процессе двухголосного или многоголосного сольфеджирования. Подобные занятия способствуют не только тренировке музыкальной памяти, слуха, но и создают условия для более активной сознательной аналитической работы над звучащим текстом. Исполняя на инструменте диктант или гармоническую цифровку, студент осмысливает звучащий материал с точки зрения его гармонического строения, структуры, фактурных особенностей, то есть работает не менее активно, чем слушающий студент.