МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория музыкального содержания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория музыкального содержания

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание высококвалифицированных музыкантов,владеющих знаниями в области теории музыкального содержания и умеющих применять их при передаче содержания музыкальных произведений в своей исполнительской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа, проблемы исполнительства, особенности музыкального исполнительства как вида творческой деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения
применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений
анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений, осознавать и раскрывать их художественное содержание
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа музыки различных эпох с точки зрения интонации, семантики, формы, эмоций; навыками музыкального исполнительства как вида творческой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. К построению теории музыкального содержания
1.1. Понятия "музыка" и "музыкальное содержание".Специальное и неспециальное музыкальное содержание.Три стороны музыкального содержания. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений с точки зрения взаимодействия в них специального и неспециального музыкального содержания. Сам. работа 3 18 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Эмоциональное, изобразительное и символическое содержание музыки.Проблема музыки как языка. Интонация в аспектах языка и семиотики. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Анализ музыкальных произведений с точки зрения эмоционального, изобразительного и символического содержания, а также интонационной семантики. Сам. работа 3 20 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Содержание музыки исторических эпох
2.1. Специфика музыкального содержания барочной и классической эпох Практические 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Анализ барочных и классицистских музыкальных произведений с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Семиотический анализ барочных произведений. Сам. работа 3 30 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Специфика музыкального содержания романтизма и XX века Практические 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений эпохи романтизма и с точки зрения соотношения трех сторон музыкального содержания. Подготовка докладов. Сам. работа 3 30 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холопова В.Н. Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018).
Л1.2 Денисов А.В. МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6853BD96-5D33-4490-8186-22536DE6FA80
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаева А. И. Интерпретация музыки в контексте герменевтики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471138
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соколов О.В. О понятии содержания в музыке (в диалоге с Э. Гансликом и Г. Ларошем) : учебное пособие для студентов музыкальных вузов: Учебное пособие для Вузов Издательство Нижегородской консерватории, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312283
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/
Э2 Электронная библиотека "Твирпикс" http://www.twirpx
Э3 Библиотека диссертаций по гуманитарным наукам http://cheloveknauka.com/
Э4 Персональный сайт В. Н. Холоповой http://www.kholopova.ru/index.html
Э5 Курс "Теория музыкального содержания" Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4032
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства в соответствии с приобретенными теоретическими знаниями;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса, написание конспектов;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику. Анализ содержания музыки – более глубокий и тонкий анализ, чем тот, который студенты освоили в рамках дисциплины «История музыки». Это объясняется спецификой предмета, который в теоретической и практической части постоянно координирует с разными отраслями музыкознания - историей музыки, композиционными учениями (о гармонии, полифонии, музыкальной форме, мелодике, ритмике и т. д.), также с музыкальной психологией, эстетикой, семиотикой и др. гуманитарными областями. Кроме того, курс музыкального содержания особенно близко стоит к области исполнительства, поэтому учитывает и теоретические накопления в этой сфере, и саму исполнительскую практику, существующие интерпретации музыкальных произведений.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы.