МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е гг.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 16 14 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 74 76 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Демчик Е.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е гг.

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. N 1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.На примере истории изучения предпринимательской деятельности конкретного исторического периода подготовить студентов магистратуры к проведению научно-исследовательcкой работы с использованием знаний фундаментальных и прикладных дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-5 способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы, способы, методы поиска информации по теме исследования; способы анализа научной продукции; формы, способы, методы проведения научно-исследовательской работы по историческим наукам; современные методы анализа и обобщения результатов научного исследования на примере истории изучения частного предпринимательства конкретного исторического периода
3.2.Уметь:
3.2.1.Осмысливать, сопоставлять информацию, полученную из разных источников; критически оценить собственные научные наработки; применять конкретные сведения по методологии истории и ее различным периодам в собственной научной работе; проанализировать и обобщить результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методиками интерпретации полученной информации с целью выработки ее научной оценки; приемами критического анализа собственной научной деятельности; навыками подготовки и проведения научно-исследовательской работы по избранной теме в области исторической науки; навыками анализа и обобщения результатов собственных научных разработок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ СИБИРИ ПЕРИОДА НЭПА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
1.1. Значение исследования истории частного капитала 1920-х гг. для выработки новой концепции отечественной истории Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Изучение проблем многообразия форм собственности и поиска их оптимального сочетания в современных условиях. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Исследование многоукладности экономики периода нэпа как пример социально-экономических компромиссов в обществе на пути к гражданскому миру. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Исторический опыт перехода от командно-административной системе к рыночно-либеральной. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Степень «воровства», «законности» и «исторической полезности» «новых русских» 1920-х гг. Воссоздание исторического портрета предпринимателя 1920-х гг. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Механизмы кредитно-налогового государственного регулирования частнопредпринимательской деятельности. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Частный капитал в 1920-е годы как альтернативная государственной форма собственности, форма предпринимательской деятельности, совокупность средств производства, особый социальный слой. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Территориальные и хронологические рамки изучения частного предпринимательства. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. ВОПРОС О ЧАСТНОМ КАПИТАЛЕ 1920-х ГОДОВ В ИСТОРИОГРАФИИ
2.1. Вопрос о частном капитале 1920-х годов в историографии. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Вопрос о частном капитале в советской историко-экономической литературе 1920-х гг. и трудах русских эмигрантов. Широкая источниковая база, разносторонний подход, практическое использование результатов исследований как отличительные черты историографии 20-х гг. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. В.И. Ленин о частном предпринимательстве в советский период: от полного отрицания к активному использованию частного капитала как пособника социалистического строительства в рамках госкапитализма. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Развитие ленинских идей использования и ограничения предпринимательской деятельности в условиях нэпа в работах Н.И. Бухарина. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Место проблемы использования и вытеснения частного капитала государством во внутрипартийных дискуссиях 20-х гг. (Е. Преображенский, Л. Троцкий, Л. Каменев, Г. Зиновьев, И. Сталин и др.). Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Влияние культа личности И. Сталина на историографическую ситуацию 1930-х – середины 1950-х гг. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Расширение исследовательского спектра в 1960-е – 1980-е гг. Вопрос о частном капитале 20-х гг. в обобщающих работах по истории СССР, истории Сибири, истории экономики, рабочего класса, изменения социальной структуры советского общества, сибирской историографии, специальных работах о вытеснении и ликвидации эксплуататорских классов в СССР. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Вопрос о частном капитале 1920-х г. в советской историографии Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Новейшая отечественная и зарубежная историография о частном предпринимательстве 20-х гг.: расширение источниковой базы, освобождение от политической конъюнктуры, извлечение уроков из исторической практики возрождения и ликвидации государством частного капитала 20-х гг. для развития современной предпринимательской деятельности. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА
3.1. Сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу исторической действительности и значение использования их сочетания для изучения социально-экономических проблем 1920-х гг. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Генезис частного капитала как составная часть процесса модернизации. Принципы и методы исследования. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Материалы ВКП(б), работы партийно-государственных лидеров 1920-х гг., законодательные акты, документальные и статистические публикации, воспоминания, письма, дневники как исторические источники. Особенности газетных и журнальных публикаций 20-х гг. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Архивные материалы как основной источник для изучения частного капитала 20-х гг. Документы фондов наркоматов торговли, финансов, государственной плановой комиссии, Урало-Сибирской конторы «Кредит-бюро» Российского государственного архива экономики; наркомата рабоче-крестьянской инспекции Государственного архива Российской Федерации; местных исполкомов и их финансовых, торговых, плановых отделов, статистических бюро, товарных бирж, других хозяйственных организаций государственных архивов Алтайского и Красноярского краев, Омской, Томской, Иркутской и Новосибирской областей. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА: 1921 – 1923 гг.
4.1. Частный капитал в первые годы нэпа (1921-1923 гг.). Переход к новой экономической политике и выработка государством правовых и организационных методов, принципов и форм возрождения и использования частного предпринимательства. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Лишение предпринимателей политических прав, регламентация их владельческих прав в интересах большевистской диктатуры. Разработка кредитно-налоговых регуляторов предпринимательской деятельности. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Особенности политической и социально-экономической ситуации в Сибири в начале 1920-х гг. Специфика процесса первоначального капиталистического накопления в условиях большевистской диктатуры и частичной либерализации экономики. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Экономические и социальные источники формирования «новой» буржуазии. Основные приемы и способы частнокапиталистического накопления. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Вопрос о «буржуазном воровстве» в историко-экономических исследованиях 20-х гг. и современной историографии. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1924 – 1926 гг.
5.1. Развитие предпринимательской деятельности в 1924-26 гг. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Приемы и методы успешной конкуренции частных предпринимателей с работниками кооперативной и государственной торговли и промышленности. Производительность труда в частном секторе. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. СИБИРСКИЕ НЭПМАНЫ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ
6.1. Сибирские нэпманы и их объединения. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Социальные источники формирования предпринимательского слоя. Вопрос о преемственности «старой» и «новой» буржуазии. Мотивы предпринимательской деятельности в условиях советской действительности. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Организация и работа объединений предпринимателей – секций частной промышленности и торговли при товарных биржах, обществ взаимного кредита, базарных комитетов. Роль этих организаций в консолидации предпринимательского сектора, представительстве и защите его интересов в государственных структурах. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В 1927 – 1930 гг.: ВЫТЕСНЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ
7.1. Частный капитал в 1927-1930 гг.: вытеснение и ликвидация. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Итоги и уроки частнопредпринимательской деятельности 1920-х гг. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Вопрос о частном капитале 1920-х гг. в историографии.
2. Источниковедческие проблемы изучения частного капитала 1920-х гг.
3. Переход к нэпу и выработка принципов допущения частного капитала в экономику.
4. В.И. Ленин о принципах нэпа и частном предпринимательстве.
5. Генезис «новой» буржуазии. Формы и методы частнокапиталистического накопления в первые годы нэпа.
6. Кризис 1923/24 г. и первая «атака» на частный капитал.
7. Частная промышленность и торговля Сибири в середине 1920-х гг.
8. Сибирские нэпманы.
9. Свертывание нэпа и ликвидация частной промышленности и торговли в конце 1920-х гг.
10. «Уход» частного капитала: пути и результаты.
11. Структура предпринимательского сектора 1920-х гг. в Сибири.
12. Предпринимательская деятельность на сырьевом рынке Сибири.
13. Социальное происхождение сибирских коммерсантов в 1920-х гг.
14. Частные торговые предприятия 1920-х гг. в Сибири.
15. Частные промышленные предприятия 1920-х гг. в Сибири.
16. Формы и методы конкуренции частной торговли с государственной и кооперативной.
17. Кредитование частного предпринимательства 1920-х гг. в Сибири.
18. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в годы нэпа в Сибири.
19. Секции частной промышленности и торговли при товарных биржах Сибири.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Ковнир Экономическая история России в 2 ч. Часть 2. С 1917 года по начало XXI века : учебник Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Демчик, Е. В. Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е годы : учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.М. Тимошина Экономическая история России: учебное пособие Юстицинформ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Частный капитал в экономике Сибири периода НЭПа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.