МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Урбанизационные процессы в России во второй половине XIX-начале XX вв.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рабочая программа дисциплины
Урбанизационные процессы в России во второй половине XIX-начале XX вв.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данная дисциплина предполагает углубленное рассмотрение ряда узловых проблем, связанных с развитием экономики, формированием классов, социокультурным развитием страны во 2-й половине Х1Х в. Формирование научной картины урбанизационных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-4 способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Материал по истории России 2-й пол. ХIХ в. и по процессам урбанизации в данный период.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы.
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Историография проблемы. Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Городское население во 2-й половине Х1Х в.
2.1. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Практические 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Транспортная функция городов
3.1. Транспортная функция городов Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Транспортная функция городов Практические 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Транспортная функция городов Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Промышленная функция городов
4.1. Промышленная функция городов Практические 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Промышленная функция городов Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Города –центры торговли
5.1. Города –центры торговли Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Города –центры торговли Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Классовая структура городского населения
6.1. Классовая структура городского населения Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Классовая структура городского населения Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.3. Классовая структура городского населения Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Экономика пореформенного города
7.1. Экономика пореформенного города Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Экономика пореформенного города Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Городское самоуправление. Городское хозяйство.
8.1. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
8.2. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Культурная функция городов. Архитектура
9.1. Культурная функция городов. Архитектура Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
9.2. Культурная функция городов. Архитектура Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Размещение и численность городского населения России во 2-й пол.Х1Х в.
2. Демографические процессы в городах во 2-й пол.Х1Х в.
3. Железнодорожное строительство во 2-й пол. Х1Х в.
4. Развитие речного и морского транспорта во 2-й пол.Х1Х в.
5. Промышленность Петербурга во 2-й пол. Х1Х в.
6. Промышленность Москвы и городов Центрального промышленного района во второй половине Х1Х в.
7. Промышленность городов Юга во второй половине Х1Х в.
8. Промышленность городов Поволжья и Урала во второй половине Х1Х в.
9. Города – центры торговли.
10. Культурная функция городов.
11. Сословная структура городского населения.
12. Классовая структура городского населения.
13. Городская реформа 1870 г.
14.Бюджеты городов и городское хозяйство.
15. Архитектура пореформенного русского города.
16. Города Сибири во второй половине Х1Х в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скубневский В.А. Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: на шумных улицах градских : М. : Кучково поле, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454420
Л2.2 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: от дворца до острога : М. : Кучково поле, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454421
Л2.3 Скубневский В.А. Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "Урбанизационные процессы в России во второй половине XIX-начале XX вв." portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.