МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия как империя

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Россия как империя

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-сформировать у магистрантов представление о закономерностях и исторической специфике формирования и развития государства имперского типа в России.
- уяснение теоретических проблем курса, связанных с типологизацией мировых империй, определением места России в системе имперских государств;
- формирование представлений об исторических предпосылках, механизме функционирования и причинах распада государств имперского типа;
- уяснение цивилизационных особенностей России как многонационального и поликонфессионального государства;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-2 способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-3 владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и подходы к изучению государственно-политического развития России, различные аспекты и методы изучения истории российской государственности и исторические факты, связанные с областью профессиональной деятельности;
базовые характеристики государств имперского типа, механизм их возникновения, функционирования и распада на разных этапах мировой истории;
3.2.Уметь:
3.2.1.выводить причинно-следственные связи, самостоятельно их формулировать; проводить параллели и устанавливать особенности государственно-политического развития России и других государств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки исторической информации; навыками использования исторического опыта для прогнозирования развития России на современном этапе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие государства-империи. Типология империй
1.1. Понятие государства-империи. Типология империй Лекции 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Признаки государства-империи Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Типология империй Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Признаки «государства-империи». Типология империй Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Этапы складывания территории Российской империи.
2.1. Этапы складывания территории Российской империи. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Завоевание Казанского и Астраханского ханств. Присоединение и освоение Сибири Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Интеграция Украины. Завоевание Эстляндии и Лифляндии. Присоединение Польши и Финляндии Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Присоединение Кавказа и Закавказья Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Вхождение Казахстана в состав России. Завоевание Средней Азии/ Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Формирование территории Российской империи Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Территориально-административное устройство Российской империи. Управление периферийными территориями.
3.1. Интеграция Украины в общероссийскую административную систему Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Автономия Польши и Финляндии Лекции 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Автономия Польши и Финляндии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Протекторат над Бухарским эмиратом и Хивинским ханством Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Военно-народное управление Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Роль института генерал-губернаторства в имперской системе управления Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Управление периферийными территориями Российской империи Практические 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Национальная и конфессиональная политика в Российской империи
4.1. Национальная политика и проблема «инородцев» Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Политика русификации Лекции 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Политика русификации Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Еврейский вопрос в национальной политике царизма Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Религиозно-конфессиональная политика в западных регионах империи Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Азиатской России Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Национальная и религиозно-конфессиональная политика царизма Практические 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Имперская идеология.
5.1. Теория «Москва – третий Рим» Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Теория «официальной народности» Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Имперская идеология Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. СССР как государство имперского типа
6.1. СССР как государство имперского типа Лекции 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Кризис империи и революционная смута 1917–1920 гг. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Империя и модернизация Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Национальная политика в СССР в 1920-е гг. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.5. Ужесточение национальной политики в сталинский период Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.6. Национальная политика в СССР в 1960–1980-е гг. Распад СССР Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.7. Национальная политика в СССР в 1920-1930-е гг. Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие империи. Типология империй.
1. Основные исторические этапы формирования территории Российской империи
2. Административно-государственное устройство Российской империи
3. Формы управления периферийными районами империи
4. Национальная политика в Российской империи
5. Этноконфессиональная политика в Российской империи
6. Имперская идеология.
7. Модернизационные процессы и революционная «смута» 1917-1920 гг.
8. Национальная политика в СССР в 1920-е гг.
9. Ужесточение национальной политики в сталинский период (вторая пол. 1930-х-первая половина 1950-х гг.)
10. Национальная политика в СССР в 1960-1980-е гг. Распад СССР
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотреть приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чураков Д.О., Саркисян С.А. История России до ХХ века: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru/book/E847A545-0F15-45EA-AB29-94AEFC2C1DAE
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филатов А. С. Россия и мир. Геополитика в цивилизованном измерении: монография Москва: Проспект, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ресурсы сети Интернет:
Э2 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э3 Библиотека электронних ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э4 Мир истории [ http://www.historia.ru/ ]
Э5 Вопросы истории [ http://community.livejournal.com/ru_history/ ]
Э6 Клиодинамика [ http://community.livejournal.com/cliodynamics/ ]
Э7 Новости исторической науки [ http://istfak.blogspot.com/ ]
Э8 Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки [http: // www. shpl.ru
Э9 Курс на Moodle "Россия как империя" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
История государства: http://statehistory.ru/list/
История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Хронос: http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.