Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | -сформировать у магистрантов представление о закономерностях и исторической специфике формирования и развития государства имперского типа в России. - уяснение теоретических проблем курса, связанных с типологизацией мировых империй, определением места России в системе имперских государств; - формирование представлений об исторических предпосылках, механизме функционирования и причинах распада государств имперского типа; - уяснение цивилизационных особенностей России как многонационального и поликонфессионального государства; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-2 | способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов |
ПК-3 | владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия и подходы к изучению государственно-политического развития России, различные аспекты и методы изучения истории российской государственности и исторические факты, связанные с областью профессиональной деятельности; базовые характеристики государств имперского типа, механизм их возникновения, функционирования и распада на разных этапах мировой истории; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выводить причинно-следственные связи, самостоятельно их формулировать; проводить параллели и устанавливать особенности государственно-политического развития России и других государств. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | аналитическими приемами обработки исторической информации; навыками использования исторического опыта для прогнозирования развития России на современном этапе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие государства-империи. Типология империй | ||||||
1.1. | Понятие государства-империи. Типология империй | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Признаки государства-империи | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Типология империй | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Признаки «государства-империи». Типология империй | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Этапы складывания территории Российской империи. | ||||||
2.1. | Этапы складывания территории Российской империи. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Завоевание Казанского и Астраханского ханств. Присоединение и освоение Сибири | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Интеграция Украины. Завоевание Эстляндии и Лифляндии. Присоединение Польши и Финляндии | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Присоединение Кавказа и Закавказья | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Вхождение Казахстана в состав России. Завоевание Средней Азии/ | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Формирование территории Российской империи | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Территориально-административное устройство Российской империи. Управление периферийными территориями. | ||||||
3.1. | Интеграция Украины в общероссийскую административную систему | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Автономия Польши и Финляндии | Лекции | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Автономия Польши и Финляндии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Протекторат над Бухарским эмиратом и Хивинским ханством | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Военно-народное управление | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.6. | Роль института генерал-губернаторства в имперской системе управления | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.7. | Управление периферийными территориями Российской империи | Практические | 2 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Национальная и конфессиональная политика в Российской империи | ||||||
4.1. | Национальная политика и проблема «инородцев» | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Политика русификации | Лекции | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Политика русификации | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Еврейский вопрос в национальной политике царизма | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.5. | Религиозно-конфессиональная политика в западных регионах империи | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.6. | Миссионерская деятельность русской православной церкви в Азиатской России | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.7. | Национальная и религиозно-конфессиональная политика царизма | Практические | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Имперская идеология. | ||||||
5.1. | Теория «Москва – третий Рим» | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Теория «официальной народности» | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.3. | Имперская идеология | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. СССР как государство имперского типа | ||||||
6.1. | СССР как государство имперского типа | Лекции | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Кризис империи и революционная смута 1917–1920 гг. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Империя и модернизация | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.4. | Национальная политика в СССР в 1920-е гг. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.5. | Ужесточение национальной политики в сталинский период | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.6. | Национальная политика в СССР в 1960–1980-е гг. Распад СССР | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.7. | Национальная политика в СССР в 1920-1930-е гг. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие империи. Типология империй. 1. Основные исторические этапы формирования территории Российской империи 2. Административно-государственное устройство Российской империи 3. Формы управления периферийными районами империи 4. Национальная политика в Российской империи 5. Этноконфессиональная политика в Российской империи 6. Имперская идеология. 7. Модернизационные процессы и революционная «смута» 1917-1920 гг. 8. Национальная политика в СССР в 1920-е гг. 9. Ужесточение национальной политики в сталинский период (вторая пол. 1930-х-первая половина 1950-х гг.) 10. Национальная политика в СССР в 1960-1980-е гг. Распад СССР |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
смотреть приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чураков Д.О., Саркисян С.А. | История России до ХХ века: Учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. | www.biblio-online.ru/book/E847A545-0F15-45EA-AB29-94AEFC2C1DAE |
Л1.2 | П. А. Цыганков | Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Филатов А. С. | Россия и мир. Геополитика в цивилизованном измерении: монография | Москва: Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ресурсы сети Интернет: | |||
Э2 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э3 | Библиотека электронних ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] | |||
Э4 | Мир истории [ http://www.historia.ru/ ] | |||
Э5 | Вопросы истории [ http://community.livejournal.com/ru_history/ ] | |||
Э6 | Клиодинамика [ http://community.livejournal.com/cliodynamics/ ] | |||
Э7 | Новости исторической науки [ http://istfak.blogspot.com/ ] | |||
Э8 | Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки [http: // www. shpl.ru | |||
Э9 | Курс на Moodle "Россия как империя" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info История государства: http://statehistory.ru/list/ История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library Хронос: http://www.hrono.ru/ Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |