МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия как империя

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Россия как империя

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-сформировать у магистрантов представление о закономерностях и исторической специфике формирования и развития государства имперского типа в России.
- уяснение теоретических проблем курса, связанных с типологизацией мировых империй, определением места России в системе имперских государств;
- формирование представлений об исторических предпосылках, механизме функционирования и причинах распада государств имперского типа;
- уяснение цивилизационных особенностей России как многонационального и поликонфессионального государства;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-2 способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-3 владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и подходы к изучению государственно-политического развития России, различные аспекты и методы изучения истории российской государственности и исторические факты, связанные с областью профессиональной деятельности;
базовые характеристики государств имперского типа, механизм их возникновения, функционирования и распада на разных этапах мировой истории;
3.2.Уметь:
3.2.1.выводить причинно-следственные связи, самостоятельно их формулировать; проводить параллели и устанавливать особенности государственно-политического развития России и других государств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки исторической информации; навыками использования исторического опыта для прогнозирования развития России на современном этапе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие государства-империи. Типология империй
1.1. Понятие государства-империи. Типология империй Лекции 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Признаки государства-империи Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Типология империй Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Признаки «государства-империи». Типология империй Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Этапы складывания территории Российской империи.
2.1. Этапы складывания территории Российской империи. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Завоевание Казанского и Астраханского ханств. Присоединение и освоение Сибири Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Интеграция Украины. Завоевание Эстляндии и Лифляндии. Присоединение Польши и Финляндии Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Присоединение Кавказа и Закавказья Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Вхождение Казахстана в состав России. Завоевание Средней Азии/ Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Формирование территории Российской империи Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Территориально-административное устройство Российской империи. Управление периферийными территориями.
3.1. Интеграция Украины в общероссийскую административную систему Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Автономия Польши и Финляндии Лекции 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Автономия Польши и Финляндии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Протекторат над Бухарским эмиратом и Хивинским ханством Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Военно-народное управление Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Роль института генерал-губернаторства в имперской системе управления Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Управление периферийными территориями Российской империи Практические 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Национальная и конфессиональная политика в Российской империи
4.1. Национальная политика и проблема «инородцев» Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Политика русификации Лекции 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Политика русификации Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Еврейский вопрос в национальной политике царизма Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Религиозно-конфессиональная политика в западных регионах империи Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Азиатской России Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Национальная и религиозно-конфессиональная политика царизма Практические 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Имперская идеология.
5.1. Теория «Москва – третий Рим» Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Теория «официальной народности» Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Имперская идеология Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. СССР как государство имперского типа
6.1. СССР как государство имперского типа Лекции 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Кризис империи и революционная смута 1917–1920 гг. Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Империя и модернизация Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Национальная политика в СССР в 1920-е гг. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.5. Ужесточение национальной политики в сталинский период Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.6. Национальная политика в СССР в 1960–1980-е гг. Распад СССР Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.7. Национальная политика в СССР в 1920-1930-е гг. Практические 2 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие империи. Типология империй.
1. Основные исторические этапы формирования территории Российской империи
2. Административно-государственное устройство Российской империи
3. Формы управления периферийными районами империи
4. Национальная политика в Российской империи
5. Этноконфессиональная политика в Российской империи
6. Имперская идеология.
7. Модернизационные процессы и революционная «смута» 1917-1920 гг.
8. Национальная политика в СССР в 1920-е гг.
9. Ужесточение национальной политики в сталинский период (вторая пол. 1930-х-первая половина 1950-х гг.)
10. Национальная политика в СССР в 1960-1980-е гг. Распад СССР
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотреть приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чураков Д.О., Саркисян С.А. История России до ХХ века: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru/book/E847A545-0F15-45EA-AB29-94AEFC2C1DAE
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филатов А. С. Россия и мир. Геополитика в цивилизованном измерении: монография Москва: Проспект, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ресурсы сети Интернет:
Э2 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э3 Библиотека электронних ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э4 Мир истории [ http://www.historia.ru/ ]
Э5 Вопросы истории [ http://community.livejournal.com/ru_history/ ]
Э6 Клиодинамика [ http://community.livejournal.com/cliodynamics/ ]
Э7 Новости исторической науки [ http://istfak.blogspot.com/ ]
Э8 Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки [http: // www. shpl.ru
Э9 Курс на Moodle "Россия как империя" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
История государства: http://statehistory.ru/list/
История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Хронос: http://www.hrono.ru/
Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.