Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н.. профессор Максимова С.Г.
1.1. | Создание условий для формирования коммуникативных компетенции в профессиональной области будущих специалистов. Изучение теоретических и прикладных аспектов командообразования, необходимых для выполнения профессиональных функций. Овладение навыками делового общения, сотрудничества и взаимопонимания, а также формирование умений создавать и работать в команде, обеспечивая оптимальный режим функционирования команды. Развивать навыки эффективного руководителя и лидера в команде, необходимые в процессе становления конкурентоспособного специалиста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы материала данного курса, теоретические основы и механизмы создания команды, руководство группой. важнейшие логические и психологические аспекты спора; правила и приемы подготовки публичного выступления; факторы, определяющие успех ораторской речи. особенности делового общения как вида профессиональной деятельности; правила речевого этикета делового человека; критерии эффективности делового общения; языковые нормы официально-деловой письменной речи. основные теоретические подходы к определению досуга, молодежного досуга, молодежи как социально-демографической группы населения. способы предотвращения и решения конфликтов в коллективе, с партнерами по общению; основные особенности межкультурного делового общения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | эффективно применять навыки вербальной и невербальной деловой коммуникации, вести деловую беседу, знать особенности деловой переписки; разрабатывать и принимать управленческие решения, объективно оценивать профессиональную деятельность других людей. эффективно общаться на русском языке, решая профессиональные задачи (с применением знаний основ публичного выступления, искусства убеждения собеседника); отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения; конструктивно и умело вести спор. критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес; моделировать деловые ситуации и проектировать свое поведение в них; продумывать стратегию и тактику речевого поведения; составлять деловые бумаги: распорядительные и инструктивно-методические документы, а также коммерческие письма (с соблюдением норм орфографии и пунктуации, деловой стилистики и этикета); успешно вести деловые переговоры, деловое совещание, деловую беседу, телефонный разговор и т.д. анализировать нормативно-правовую базу (федерального и краевого уровней) деятельности по организации молодежного досуга. анализировать собственное поведение и поведение партнеров по общению; предотвращать и урегулировать конфликты в процессе делового общения; организовывать деловое общение с учетом межкультурных, этнических и гендерных различий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельной диагностики и выявления текущей, проблемной или конфликтной ситуаций в области делового (профессионального) общения; вести деловую беседу и знать специфику деловой переписки. навыками по созданию высказываний для публичных выступлений; приемами убеждающей речи. навыками продуктивного делового общения; навыками осуществления деловых контактов с помощью различных коммуникативных средств; психологическими и речевыми приёмами ведения деловой беседы, переговоров, совещания, телефонного разговора; необходимыми знаниями по составлению деловых бумаг. навыками проведения досуговых мероприятий в молодежной группе. навыками поведения в конфликтной ситуации и ее разрешения; способами взаимодействия в межкультурном деловом общении. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы делового общения | ||||||
1.1. | Методология и феноменология делового общения | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Вербальные и невербальные коммуникации | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Конфликтные ситуации и этика делового общения | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Тренинг коммуникативной компетентности. Отработка навыков эффективного конструктивного взаимодействия. Формирование умений выстраивать профессиональные коммуникации. Тренинг делового и профессионального общения. Игры, приемы и упражнения, направленные на закрепление навыков делового и профессионального общения. | Практические | 1 | 4 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Деловое общение. Методология делового общения. Феноменология делового общения. Сущность, основные понятия, структура делового общения. Основные виды и формы делового общения. Коммуникативно-информационная сторона делового взаимодействия. Технология делового общения. Формы делового общения. Суть и содержание основных понятий: деловая беседа, деловое совещание, публичное выступление, переговорный процесс | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Речевые (вербальные) деловые коммуникации и деловая культура. Невербальные деловые коммуникации в деловом общении. Специфика восприятия человека человеком. Барьеры в общении. Невербальные проявления в общении. Жесты, мимика, характеристики голоса в процессе делового общения. Конфликтные ситуации и этика делового общения. | Сам. работа | 1 | 22 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Понятие «конфликтная ситуация» в деловом общении. Классификация и особенности профессиональных и деловых конфликтов. Непосредственное и дистантное общение. Понятия: спор, дискуссия, полемика в деловом общении. Особенности и характеристика профессионального общения по телефону. Деловая переписка (деловое письмо, факс). Имидж делового человека. | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Имидж, стиль делового человека. Одежда, аксессуары, манеры и др. Психология лидерства и деловое общение. Специфика общения руководителя. Мотивационное общение. Манипулятивное общение. Технологии создании команды и командообразование. Основные понятия: команда, группа, коллектив и др. Механизмы создания группы или команды. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Специфика работы в команде. Ролевые функции. Сплоченность и толерантность в группе. Понятие: «командный дух», «толерантность», «сплоченность группы». Механизмы и приемы сплочения группы (команды). Формальное и неформальное деловое общение. | Сам. работа | 1 | 18 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Отработка навыков эффективного конструктивного взаимодействия. Формирование умений выстраивать профессиональные коммуникации. | Сам. работа | 1 | 22 | ОК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Зачет | 1 | 4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету Деловое общение. Методология делового общения. Феноменология делового общения. Сущность, основные понятия, структура делового общения. Основные виды и формы делового общения. Коммуникативно-информационная сторона делового взаимодействия. Технология делового общения. Формы делового общения. Суть и содержание основных понятий: деловая беседа, деловое совещание, публичное выступление, переговорный процесс и др. Речевые (вербальные) деловые коммуникации и деловая культура. Невербальные деловые коммуникации в деловом общении. Специфика восприятия человека человеком. Барьеры в общении. Невербальные проявления в общении. Жесты, мимика, характеристики голоса в процессе делового общения. Конфликтные ситуации и этика делового общения. Понятие «конфликтная ситуация» в деловом общении. Классификация и особенности профессиональных и деловых конфликтов. Непосредственное и дистантное общение. Понятия: спор, дискуссия, полемика в деловом общении. Особенности и характеристика профессионального общения по телефону. Деловая переписка (деловое письмо, факс). Имидж делового человека. Имидж, стиль делового человека. Одежда, аксессуары, манеры и др. Психология лидерства и деловое общение. Специфика общения руководителя. Мотивационное общение. Манипулятивное общение. Технологии создании команды и командообразование. Основные понятия: команда, группа, коллектив и др. Механизмы создания группы или команды. Специфика работы в команде. Ролевые функции. Сплоченность и толерантность в группе. Понятие: «командный дух», «толерантность», «сплоченность группы». Механизмы и приемы сплочения группы (команды). Формальное и неформальное деловое общение. Тренинг коммуникативной компетентности. Отработка навыков эффективного конструктивного взаимодействия. Формирование умений выстраивать профессиональные коммуникации. Тренинг делового и профессионального общения. Игры, приемы и упражнения, направленные на закрепление навыков делового и профессионального общения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов Конфликтные ситуации и этика делового общения. Понятие «конфликтная ситуация» в деловом общении. Классификация и особенности профессиональных и деловых конфликтов. Непосредственное и дистантное общение. Понятия: спор, дискуссия, полемика в деловом общении. Особенности и характеристика профессионального общения по телефону. Деловая переписка (деловое письмо, факс). Имидж делового человека. Имидж, стиль делового человека. Одежда, аксессуары, манеры и др. Психология лидерства и деловое общение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении: практическими заданиями, вопросами семинаров, темами рефератов, вопросами к зачету. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. | ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Панфилова А.П. - отв. ред. | КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Панфилова А.П. - отв. ред. | КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс в Moodle Деловое общение | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ www.e-library.ru - Научная электронная библиотека http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли) http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |