МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационное поведение молодежи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, старший преподаватель, Эбелинг Эвелина Олеговна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Инновационное поведение молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение системой теоретических знаний о современных инновационных процессах, факторах и условиях, обеспечивающих инновационное поведение, овладение практическими, современными, образовательными технологиями, направленными на формирование инновационного поведения молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен к критическому анализу и содержательному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
ПК-1 Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, правила и сущность гуманитарных технологий как условия становления инновационного поведения; основные инновационные образовательные технологии, инновационные методы и методики, используемые в обучении на разных этапах образовательного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности в соответствии с моральными, культурными, правовыми ценностями и нормами; применять эти знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно определить потенциальные ресурсы гуманитарных технологий, их инновационный потенциал; применять эти знания в своей профессиональной деятельности, использовать полученные знания в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками моделирования и проектирования гуманитарных технологий как условия становления инновационного поведения; навыками применения полученных знаний в разнообразных видах психосоциальной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Традиционные и инновационные процессы
1.1. Инновации, инноватика – характеристика понятий Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Основания социального заказа на инновационное поведение молодежи в РФ Лекции 6 2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Инновация: проблема оценки новизны Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Принципы управления инновациями Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Традиционные и инновационные процессы Сам. работа 6 8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Основания инновационного образования в России
2.1. Образование как ресурс повышения инновативности молодежи Лекции 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Реформирование российского образования Практические 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Анализ Закона об образовании и анализ ФГОС ВО по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» с целью оценки их инновационного потенциала Практические 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Основания инновационного образования в России Сам. работа 6 8 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Инновационные образовательные технологии
3.1. Научно-философские основания инновационного образования в России Лекции 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Сущность и структура инновационного процесса в образовании Практические 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Инновационные образовательные технологии Сам. работа 6 8 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Инновационное поведение человека
4.1. Инновационное поведение человека Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Проблемы инновационного поведения Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Психологические характеристики инноваторов Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Инновационное поведение человека Сам. работа 6 10 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения
5.1. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения Лекции 6 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.2. Принципы экспертизы содержания образовательных проектов и методических разработок Практические 6 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.3. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения Сам. работа 6 10 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антонец В.А. - Отв. ред., Бедный Б.И. - Отв. ред. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Агарков А.П., Голов Р.С. Управление инновационной деятельностью: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Алексеева М.Б., Ветренко П.П. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ксензова Г. Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ. РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Поляков Н.А., Мотовилов О.В., Лукашов Н.В. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. Е. И. Холостовой и Г. И. Климантовой Энциклопедия инновационных практик социально ориентированных некоммерческих организаций: Энциклопедии Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Э7 http://www.althisto.ru/ - сайт об истории Алтайского края.
Э8 www.altruism.ru – сайт, посвященный неформальным движениям и альтернативной педагогике.
Э9 www.altaimolodoi.ru - официальный сайт управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Э10 www.fadm.gov.ru –официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи.
Э11 www.zavtra.ru/cgi/veil/zavtra/atlas.html - Атлас молодежных политических движений России.
Э12 www.yhrm.org.ru. – Молодежное правозащитное движение.
Э13 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э14 Журнал «Инновации. Технологии. Решения» - http://www.sibai.ru/content/view/414/528 и http://www.i-t-r.ru/?pg=itr-new
Э15 Интернет-журнал «Эйдос» (инновации в образовании) - http://www.eidos.ru/journal/index.htm
Э16 Журнал «Наука и инновации» - http://innosfera.org/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.