МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы управленческого консультирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 1
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 1 1 1 1
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 48 48 48 48

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методы управленческого консультирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических основ и специальных технологий управленческого консультирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3.1 Вырабатывает стратегию командной работы и на ее основе организует отбор членов команды для достижения поставленной цели;
ПК-3.1 Организует учебную деятельность обучающихся и (или) участвует в организации такой деятельности в учреждениях дополнительного образования
ПК-3.2 Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей потенциальной аудитории и области деятельности и задач программ дополнительного образования;
УК-3.2 Организует и корректирует работу команды, в том числе на основе коллегиальных решений;
УК-3.3 Разрешает конфликты и противоречия при деловом общении на основе учета интересов всех сторон; создает рабочую атмосферу, позитивный эмоциональный климат в команде;
ПК-3.3 Разрабатывает предложения по совершенствованию системы преподавания социологических и социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях дополнительного образования.
УК-3.4 Организует обучение членов команды и обсуждение результатов работы, в том числе в рамках дискуссии с привлечением оппонентов;
УК-3.5 Делегирует полномочия членам команды и распределяет поручения, дает обратную связь по результатам, принимает ответственность за общий результат.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.логические обоснования применения абстрактного мышления, анализа и синтеза в конкретной и актуальной области социологического изучения значимых проблем общества; существующий в современной науке арсенал социально-экономических, социологических и демографических методов в исследовании, потенциал и ограничения методов, критерии подбора необходимых в исследовании методов;
базовые и инновационные основы формулирования целей и задач исследования в контексте современных научных подходов к анализу социальной реальности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать инновационные методы в научном исследовании, связанном с методами управленческого консультирования, опираясь на абстрактное мышление, анализ и синтез в своей профессиональной деятельности; давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации. Обучаться новым методам исследования.
Формулировать цели и задачи в необходимом исследовательском контексте в профессиональной деятельности в области управленческого консультирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализа механизмов регулирования социальных проблем.
Эффективного использования качественных и количественных методов изучения социума. Оптимального применения абстрактного мышления, анализа и синтеза в необходимом исследовательском контексте.
Анализа механизмов и моделей современных социальных проблем с учетом научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.
Необходимыми базовыми и инновационными навыками по формулированию основных компонентов научного исследования в сфере социального знания в профессиональной деятельности. Навыки использования новейшего отечественного и зарубежного опыта. Навыки применения современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методов управленческого консультирования
1.1. Общие проблемы управленческого консультирования Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Организация управленческого консультирования Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Специальные методы управленческого консультирования Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Консультирование организаций Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфические инструменты консультационных услуг Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы организационной самодиагностики Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Организационная диагностика Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Структуризация проблемного поля в управленческом консультировании Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Методы групповой работы в управленческом консультировании.Методы тестирования, тренинга и проведения имитационных игр Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Использование SWOT-анализа для управленческого консультирования Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Этапы становления управленческого консультирования.
2. В чем сущность целевой модели организации.?
3. Дайте определение управленческому консалтингу.
4. Кого называют участниками процесса консультирования?
5. Что является объектом и предметом консультационной деятельности?
6. Что можно отнести к инструментам консультационной деятельности?
7. чем отличается реактивное управление организации от пассивного?
8. Каковы особенности проактивного стиля управления организации?
9. Почему консультирование является частью процесса управления организацией?
10.В чем заключается междисциплинарность процесса консультирования?
11.Назовите основные функции консультантов по управлению?
12.Чем отличаются внутренние консультанты от внешних?
13. Назовите основные виды деятельности внутренних консультантов?
14.Дайте определение нормативного консультирования.
15.Какова специфика ценностного консультирования?
17.Что решает проблемное консультирование?
18.Назовите основные компоненты структуры деловых услуг
19.Как используется аутсорсинг в консалтинге?
20.В чем особенности управленческого консультирования в области администрирования?
21. Какие направления консультирования затрагивает консалтинг в области маркетинга?
22.Особенности консультирования в области производственного менеджмента.
23.Консультирование в области информационных технологий.
24.Чем экспертное консультирование отличается от процессного?
25.Приведите типологию консалтинга, в основе которой лежит успешность и масштабы деятельности.
26.Назовите техники НЛП, используемые в управленческом консультировании
27.Назовите основные принципы коучинга.
28.Назовите основные положения концепции глубокого консультирования.
29.Опишите поведенческие аспекты консультант-клиентских отношений.
30.Приведите классификации методов консультирования.
31.На чем основан реинжиниринг как метод совершенствования управления?
32.Как работает метод «метафора» на оценку действительного состояния организации?
33.В чем заключается организационная диагностика?
34.В чем специфика диагностического интервью?
35.В чем заключается суть методики уточнения предварительного списка проблем ?
36.Как осуществляется взаимодействия консультанта с группой?
37.Как обеспечить групповую динамику?
Практические задания
38. Приведите перечень тестовых методик. На что может быть направлено тестирование работников клиента?
39. Приведите пример игр. В каких случаях используются организационно - деятельностные игры?
40.Назовите отличительные особенности деловых игр?
41.Приведите классификацию деловых игр
42 Проанализируйте свое участие в тернингах.В чем заключается специфика тренинга?
43.Приведите типологию тренингов.
44. Осуществите SWOT-анализа деятельности своего факультета?
45. Проведите PEST-анализ какого-либо предприятия?
46.Из каких элементов состоит анализ менеджмента в организации?
47.Какова роль консультантов в разработке стратегии организации?
48.Можно ли определить видение организации с помощью метода «метафор»?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Дайте определение управленческого консультирования.
2. Выделите общее и специальное психологического консультирования, психотерапии, психокоррекции и управленческого консультирования.
3. Какова цель и задачи управленческого консультирования ?,
4. Назовите базовые принципы психологического консультирования и управленческого консультирования.
5. Назовите основные теоретические принципы консультирования с позиции разных теорий личности.
6. Негативные факторы, влияющие на ход управленческого консультирования с точки зрения организации пространства беседы.
7. Правила установления времени проведения консультативной беседы.
8. Длительность консультативного приема.
9. Этапы консультативной беседы, их характеристика.
10. Принципы отбора конкретных ситуаций для их анализа в консультативной беседе?
11. Понятие и структура запроса в управленческом консультировании.
12. Варианты управленческих проблем.
13. Стадии процесса принятия решения по проблеме.
14. Соотношение стадий процесса беседы с техническим приемами.
15. «Нерефлексивное слушание».
16. «Рефлексивное слушание».
17. Анализ эмоциональных переживаний клиента.
18. Высвобождение чувств и эмоций
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. П. Третьякова, А. Я. Троцковский Программно-целевые методы управления: исторический и современный контекст: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопьев А. П., Емельянов Р. Т., Иванчура В. И. Методы управления технологическими процессами строительства асфальтобетонных покрытий: Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Методы управленческого консультирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.