МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Источники по истории государств Восточной и Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Источники по истории государств Восточной и Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - создание теоретической базы знаний по историческому источниковедению, формирование практических навыков самостоятельного научного изучения и анализа источников по истории Центральной Азии, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности в сфере востоковедения.
Задачи курса: сформировать представление об основных разновидностях письменных исторических источников; освоить содержание ключевых понятий по историческому источниковедению; уяснить сущность принципов и методов источниковедческого исследования; познакомиться с основными группами источников по истории Центральной Азии; изучить содержание основных источников по истории Центральной Азии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность принципов и методов источниковедческого исследования, содержание ключевых понятий по историческому источниковедению
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять основные группы источников по истории, экономике, культуре, религии Центральной Азии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет содержанием основных источников по истории Центральной Азии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория источниковедения
1.1. Определение и задачи исторического источниковедения Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Определение и задачи исторического источниковедения Сам. работа 4 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Исторические источники как объект познания Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Исторические источники как объект познания Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Методы источниковедения Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.6. Содержание и сущность внешней критики исторических источников. Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.7. Методы источниковедения Сам. работа 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.8. Содержание и сущность внешней критики исторических источников. Сам. работа 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Исторические источники по народам Центральной Азии
2.1. Китайские письменные источники эпохи древности и средневековья Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Китайские письменные источники эпохи древности и средневековья Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Китайские источники о народах Центральной Азии: хунну Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Китайские источники о народах Центральной Азии: хунну Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Китайские источники о народах Центральной Азии: дунху, ухуани, сяньби Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Китайские источники о народах Центральной Азии: дунху, ухуани, сяньби Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Китайские источники о народах Центральной Азии: тюрки Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Китайские источники о народах Центральной Азии: тюрки Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.9. Китайские источники о народах Центральной Азии: монголы Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.10. Китайские источники о народах Центральной Азии: монголы Сам. работа 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.11. Подготовка к зачету Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Древнетюркские и другие тюркоязычные источники о народах Центральной Азии
2. Древнетюркские рунические памятники о государственной организации, военной и
духовной культуре кочевых народов Центральной Азии.
3. Сведения различных средневековых источников о древнетюркской культуре.
4. Античные источники о древних кочевниках Центральной Азии.
5. Западноевропейские источники о народах Центральной Азии.
6. Монгольские источники о народах Центральной Азии.
7. Арабские и персидские источники о кочевых народах Центральной Азии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Н. П. Иванова Хрестоматия для практических занятий по источниковедению [электронный ресурс]: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 сост. Н. П. Иванова, С. В. Цыб Хрестоматия для практических занятий по источниковедению: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.3 А. В. Сиренов [и др.] Источниковедение: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. Источниковедение: учебное пособие: Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Ю. А. Русина Методология источниковедения : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/88D940AB-D5A8-49F6-B5E4-9188DB9110E8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э3 http://www.intertrends.ru/current_issue.htm - Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики
Э4 А.Богатуров: Отложенный нейтралитет? Центральная Азия в международной политике [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php
Э5 www.obraforum.ru – Научно-образовательный форум по международным отношениям
Э6 http://www.intertrends.ru/current_issue.htm - Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики
Э7 Электронный курс "Источники по истории государств Восточной и Центральной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой названия дисциплины. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми понятиями по историческому источниковедению, с принципами и методами источниковедческого исследования обратить внимание наосновные группы источников по истории, экономике, культуре, религии Центральной Азии, усвоить содержание основных источников по истории Центральной Азии.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических и тестовых заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. Тестовые задания студенты выполняют на семинарских занятиях письменно. При подготовке ответов на вопросы практических и тестовых заданий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ (реферат) следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить освоение студентом дисциплины «Теоретическое источниковедение и источники региона специализации», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.