МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационная деятельность преподавателя системы профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 98
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 95 98 95
Итого 108 105 108 105

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационная деятельность преподавателя системы профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у магистранта целостного представления о структуре и содержании инновационных процессов в образовании,
формирование активной субъектной позиции в реализации инновационной деятельности в образовательной организации, развитие инновационного мышления и инновационной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ПК-2 Способен осуществлять педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации
ПК-1 ПК-1. Способен организовывать учебную деятельность обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые понятия инновационной деятельности;
виды и классификацию инноваций;
современные тенденции развития образовательной системы;
критерии инновационности образовательных процессов;
принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации
образовательного процесса;
содержание технологических инноваций;
содержание экономических инноваций;
содержание управленческих инноваций;
содержание организационных инноваций;
ключевые характеристики инновационного мышления;
системообразующие подходы к организации инновационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять комплексный анализ качества реализации инновационной деятельности в образовательной
организации;
разрабатывать стратегию инновационного развития образовательной среды;
выстраивать полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса и социальных партнеров с
целью инновационной модернизации образовательной среды;
управлять инновационными процессами в образовательной организации;
проектировать инновации в образовательном процессе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реализации научно-исследовательской деятельности по проектированию инноваций в образовательную среду;
мониторинга качества реализации инноваций в образовательной среде;
управленческой деятельности в области индивидуальных и групповых технологий принятия управленческих
решений по проектированию инноваций в образовательной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инновационные процессы в образовании
1.1. Педагогическая инноватика Практические 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Педагогическая инноватика Сам. работа 2 8 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Инновационный потенциал педагогической культуры Практические 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Инновационный потенциал педагогической культуры Сам. работа 2 9 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Классификации педагогических инноваций Лекции 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Классификации педагогических инноваций Практические 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Классификации педагогических инноваций Сам. работа 2 10 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Программа опытно-эспериментальной работы Лекции 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Программа опытно-эспериментальной работы Практические 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Программа опытно-эспериментальной работы Сам. работа 2 10 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Логика инновационной деятельности Лекции 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Логика инновационной деятельности Практические 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Логика инновационной деятельности Сам. работа 2 10 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Терминологический аппарат дисциплины Лекции 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.15. Терминологический аппарат дисциплины Практические 2 1 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 2 10 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.17. Работа с дополнительными источниками Сам. работа 2 10 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.18. Написание научной статьи Сам. работа 2 10 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Зачет
2.1. Подготовка к зачету Сам. работа 2 18 УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. В 2 ч. – Ч.1 АлтГУ, 2009
Л1.2 Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л1.3 А. В. Хуторской Педагогическая инноватика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Лекции по курсу «Личностно-ориентированные технологии обучения в профессиональной подготовке специалистов»: учебное пособие АлтГУ, 2006
Л2.3 Т. И. Грабельных, В. А. Решетников Инновационные формы и методы в системе высшего профессионального образования в России: научно-методические материалы ИрГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.