МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мониторинг социального неравенства и исключенности в регионе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 92
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 92 92 92 92

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Мониторинг социального неравенства и исключенности в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления о способах организации и проведения мониторинга социальных процессов, в частности, социального неравенства и исключенности,
способствовать повышению профессиональной компетентности посредством развития навыков разработки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1 Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных;
ПК-3.1 Организует учебную деятельность обучающихся и (или) участвует в организации такой деятельности в учреждениях дополнительного образования
ПК-3.2 Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей потенциальной аудитории и области деятельности и задач программ дополнительного образования;
ОПК-3.2 Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов;
ОПК-3.3 Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования;
ПК-3.3 Разрабатывает предложения по совершенствованию системы преподавания социологических и социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях дополнительного образования.
ОПК-3.4 Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем;
ОПК-3.5 Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий;
ОПК-3.6 Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Проявления нестандартных ситуаций, сущность и проявления социальной и этической ответственности за профессиональные решения. Сущность и основные тенденции философии социальных наук. Последние достижения социологической теории, методологии в контексте фундаментальных и прикладных исследовательских задач.
Теоретико-методологические основы организации мониторингового исследования. Сущность влияния методологии на исследовательский процесс. Исторические предпосылки формирования и современное взаимодействие количественной и качественной традиции эмпирической социологии. Базовые функции количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений; базовые и специфические (нестандартные) региональные области социологического изучения разных видов неравенства и социального исключения;
социально-экономические и демографические последствия социального неравенства для разнообразных сообществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать способы действия и проведения исследовательской деятельности в нестандартных ситуациях. Способы проявления этической и социальной ответственности за принятые профессиональные решения.
Выбирать и обосновывать использование методов в мониторинговом исследовании социального неравенства и исключенности, уметь организовать полевой этап исследования и собирать эмпирические данные в соответствии с исследовательскими целями и задачами, выбранной стратегией и методами.
Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации в своей исследовательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проявления социальной и этической ответственности в процессе исследовательской деятельности. Эффективного использования методологии и методов социальных наук в контексте проведения фундаментальных и прикладных иследований в области социального неравенства и исключенности в регионе.
Обработки и интерпретации данных исследования с использованием современных информационных технологий, формулировки научно обоснованных выводов по социальным и исследовательским проблемам;
анализом механизмов регулирования процессов социального неравенства и исключенности.
Анализом механизмов и моделей социального неравенства, опираясь на знания по философии социальных наук, новейших тенденций и направлений современных фундаментальных социологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе
1.1. Понятие социального неравенства и исключенности. Лекции 4 2 Л1.2
1.2. Понятие мониторинга. Цели и задачи мониторинга Лекции 4 4 Л1.5, Л1.2
1.3. Функции и виды мониторинга Практические 4 4 Л1.2
1.4. Система показателей мониторинга социального неравенства и исключенности /Пр/ Практические 4 2 Л1.2
1.5. Общие принципы в определении источника информации, необходимой для мониторинга и оценки. Формирование выборки Практические 4 2 Л1.2
1.6. Методы сбора эмпирической информации в процессе Практические 4 10 Л1.2
1.7. Контроль как средство надежности информации мониторинга и оценки социального неравенства и исключенности в регионе Лекции 4 2 Л1.4, Л1.2
1.8. Контроль как средство надежности информации мониторинга и оценки социального неравенства и исключенности в регионе Практические 4 2 Л1.3, Л1.1
1.9. Основные подходы к организации мониторинга на региональном уровне. Лекции 4 2 Л1.2
1.10. Основные подходы к организации мониторинга на региональном уровне. Практические 4 2 Л1.4, Л1.2
1.11. Функции и виды мониторинга /Ср/ Раздел 4. Система показателей мониторинга социального Сам. работа 4 33 Л1.2
1.12. Экзамен 4 27 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Понятие и сущность социального неравенства и исключенности.
2. Основные категории дисциплины.
3. Типологии социального неравенства.
4. История теоретических представлений о социальном неравенстве и исключенности в России и за рубежом.
5. Классические и современные теории социального неравенства и исключенности.
6. Методология анализа социального неравенства.
7. Основные подходы к изучению неравенства.
8. Понятие «мониторинг» с точки зрения естественных и социальных наук.
9. Понятия социального мониторинга и социологического мониторинга.
10. Основные принципиальные отличия мониторинга и оценки.
11. Цели и задачи мониторинга социального неравенства и исключенности.
12. Предмет мониторинга.
13. Теоретические и практические модели мониторинга.
14. Этапы мониторинга.
15. Основные функции мониторинга
16. Виды мониторинга.
17. Объекты мониторинга.
18. Сроки проведения мониторинга.
19. Определение и обоснование использования показателя.
20. Источники информации по показателям.
21. Инструменты измерения показателей.
22. Принципы построения методического инструментария мониторинга.
23. Система показателей мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе
24. Принцип выделения целевых групп (акторов) мониторинга
25. Характеристики основных акторов мониторинга
26. Методика проведения мониторинга в зависимости от принципа формирования выборки.
27. Тип выборки и процедуры формирования репрезентативной выборки
28. Установление необходимого объема выборки.
29. Особенности эксперта как типа респондента.
30. Стратегия формирования выборки мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе.
31. Методические принципы количественных и качественных исследований.
32. Формализованные и неформализованные методы сбора показателей мониторинга.
33. Организационные и методические особенности различных видов опроса.
34. Виды опроса для мониторинга: основания классификации.
35. Документальные источники в мониторинговых исследованиях
36. Статистические источники в мониторинге социального неравенства и исключенности.
37. Способы контроля.
38. Виды внешнего контроля
39. Структурные составляющие мониторинга.
40. Принципы построения мониторинга за распространением социального неравенства и исключенности
41. Особенности построения концепции мониторинга на региональном уровне.
42. Выделение цели и предметного содержания мониторинга
43. Программа построения и последующего функционирования мониторинга.
44. Система организации и методика сбора информации.
45. Технология реализации мониторинга социального неравенства и исключенности.
46. Принципы разработки технического задания и рабочего плана для проведения мониторинга.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Виды мониторинга.
2. Виды опроса для мониторинга: основания классификации.
3. Выделение цели и предметного содержания мониторинга
4. Документальные источники в мониторинговых исследованиях
5. История теоретических представлений о социальном неравенстве и исключенности в России и за рубежом.
6. Классические и современные теории социального неравенства и исключенности.
7. Методика проведения мониторинга в зависимости от принципа формирования выборки.
8. Методические принципы количественных и качественных исследований.
9. Методология анализа социального неравенства.
10. Объекты мониторинга.
11. Определение и обоснование использования показателя.
12. Организационные и методические особенности различных видов опроса.
13. Основные подходы к изучению неравенства.
14. Основные принципиальные отличия мониторинга и оценки.
15. Основные функции мониторинга
16. Особенности построения концепции мониторинга на региональном уровне.
17. Особенности эксперта как типа респондента.
18. Понятие «мониторинг» с точки зрения естественных и социальных наук.
19. Понятие и сущность социального неравенства и исключенности.
20. Понятия социального мониторинга и социологического мониторинга.
21. Предмет мониторинга.
22. Принцип выделения целевых групп (акторов) мониторинга
23. Принципы построения мониторинга за распространением социального неравенства и исключенности
24. Программа построения и последующего функционирования мониторинга.
25. Система организации и методика сбора информации.
26. Система показателей мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе
27. Статистические источники в мониторинге социального неравенства и исключенности.
28. Стратегия формирования выборки мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе.
29. Теоретические и практические модели мониторинга.
30. Технология реализации мониторинга социального неравенства и исключенности.
31. Тип выборки и процедуры формирования репрезентативной выборки
32. Типологии социального неравенства.
33. Установление необходимого объема выборки.
34. Формализованные и неформализованные методы сбора показателей мониторинга.
35. Цели и задачи мониторинга социального неравенства и исключенности.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Е. Волков Социология: учеб. пособие для магистрантов М.: Дашков и К°, 2012
Л1.2 Тавокин Е. П. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 под ред. М. М. Акулич, В. Н. Кузнецова Социология социальной сферы: учеб. пособие для вузов М.: Гардарики, 2007
Л1.4 Г. П. Смехнова Основы прикладной социологии: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2009
Л1.5 Граждан В.Д. Социология управления: учеб. для вузов М.: КноРус, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Методы управленческого консультирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.