Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_СУ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 8 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 33 | 33 | 33 | 33 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 92 | 92 | 92 | 92 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | формирование у студентов целостного представления о способах организации и проведения мониторинга социальных процессов, в частности, социального неравенства и исключенности, способствовать повышению профессиональной компетентности посредством развития навыков разработки |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-3.1 | Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных; |
ПК-3.1 | Организует учебную деятельность обучающихся и (или) участвует в организации такой деятельности в учреждениях дополнительного образования |
ПК-3.2 | Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей потенциальной аудитории и области деятельности и задач программ дополнительного образования; |
ОПК-3.2 | Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов; |
ОПК-3.3 | Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования; |
ПК-3.3 | Разрабатывает предложения по совершенствованию системы преподавания социологических и социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях дополнительного образования. |
ОПК-3.4 | Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем; |
ОПК-3.5 | Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий; |
ОПК-3.6 | Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Проявления нестандартных ситуаций, сущность и проявления социальной и этической ответственности за профессиональные решения. Сущность и основные тенденции философии социальных наук. Последние достижения социологической теории, методологии в контексте фундаментальных и прикладных исследовательских задач. Теоретико-методологические основы организации мониторингового исследования. Сущность влияния методологии на исследовательский процесс. Исторические предпосылки формирования и современное взаимодействие количественной и качественной традиции эмпирической социологии. Базовые функции количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений; базовые и специфические (нестандартные) региональные области социологического изучения разных видов неравенства и социального исключения; социально-экономические и демографические последствия социального неравенства для разнообразных сообществ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать способы действия и проведения исследовательской деятельности в нестандартных ситуациях. Способы проявления этической и социальной ответственности за принятые профессиональные решения. Выбирать и обосновывать использование методов в мониторинговом исследовании социального неравенства и исключенности, уметь организовать полевой этап исследования и собирать эмпирические данные в соответствии с исследовательскими целями и задачами, выбранной стратегией и методами. Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации в своей исследовательской деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Проявления социальной и этической ответственности в процессе исследовательской деятельности. Эффективного использования методологии и методов социальных наук в контексте проведения фундаментальных и прикладных иследований в области социального неравенства и исключенности в регионе. Обработки и интерпретации данных исследования с использованием современных информационных технологий, формулировки научно обоснованных выводов по социальным и исследовательским проблемам; анализом механизмов регулирования процессов социального неравенства и исключенности. Анализом механизмов и моделей социального неравенства, опираясь на знания по философии социальных наук, новейших тенденций и направлений современных фундаментальных социологических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе | ||||||
1.1. | Понятие социального неравенства и исключенности. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2 | |
1.2. | Понятие мониторинга. Цели и задачи мониторинга | Лекции | 4 | 4 | Л1.5, Л1.2 | |
1.3. | Функции и виды мониторинга | Практические | 4 | 4 | Л1.2 | |
1.4. | Система показателей мониторинга социального неравенства и исключенности /Пр/ | Практические | 4 | 2 | Л1.2 | |
1.5. | Общие принципы в определении источника информации, необходимой для мониторинга и оценки. Формирование выборки | Практические | 4 | 2 | Л1.2 | |
1.6. | Методы сбора эмпирической информации в процессе | Практические | 4 | 10 | Л1.2 | |
1.7. | Контроль как средство надежности информации мониторинга и оценки социального неравенства и исключенности в регионе | Лекции | 4 | 2 | Л1.4, Л1.2 | |
1.8. | Контроль как средство надежности информации мониторинга и оценки социального неравенства и исключенности в регионе | Практические | 4 | 2 | Л1.3, Л1.1 | |
1.9. | Основные подходы к организации мониторинга на региональном уровне. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2 | |
1.10. | Основные подходы к организации мониторинга на региональном уровне. | Практические | 4 | 2 | Л1.4, Л1.2 | |
1.11. | Функции и виды мониторинга /Ср/ Раздел 4. Система показателей мониторинга социального | Сам. работа | 4 | 33 | Л1.2 | |
1.12. | Экзамен | 4 | 27 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену 1. Понятие и сущность социального неравенства и исключенности. 2. Основные категории дисциплины. 3. Типологии социального неравенства. 4. История теоретических представлений о социальном неравенстве и исключенности в России и за рубежом. 5. Классические и современные теории социального неравенства и исключенности. 6. Методология анализа социального неравенства. 7. Основные подходы к изучению неравенства. 8. Понятие «мониторинг» с точки зрения естественных и социальных наук. 9. Понятия социального мониторинга и социологического мониторинга. 10. Основные принципиальные отличия мониторинга и оценки. 11. Цели и задачи мониторинга социального неравенства и исключенности. 12. Предмет мониторинга. 13. Теоретические и практические модели мониторинга. 14. Этапы мониторинга. 15. Основные функции мониторинга 16. Виды мониторинга. 17. Объекты мониторинга. 18. Сроки проведения мониторинга. 19. Определение и обоснование использования показателя. 20. Источники информации по показателям. 21. Инструменты измерения показателей. 22. Принципы построения методического инструментария мониторинга. 23. Система показателей мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе 24. Принцип выделения целевых групп (акторов) мониторинга 25. Характеристики основных акторов мониторинга 26. Методика проведения мониторинга в зависимости от принципа формирования выборки. 27. Тип выборки и процедуры формирования репрезентативной выборки 28. Установление необходимого объема выборки. 29. Особенности эксперта как типа респондента. 30. Стратегия формирования выборки мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе. 31. Методические принципы количественных и качественных исследований. 32. Формализованные и неформализованные методы сбора показателей мониторинга. 33. Организационные и методические особенности различных видов опроса. 34. Виды опроса для мониторинга: основания классификации. 35. Документальные источники в мониторинговых исследованиях 36. Статистические источники в мониторинге социального неравенства и исключенности. 37. Способы контроля. 38. Виды внешнего контроля 39. Структурные составляющие мониторинга. 40. Принципы построения мониторинга за распространением социального неравенства и исключенности 41. Особенности построения концепции мониторинга на региональном уровне. 42. Выделение цели и предметного содержания мониторинга 43. Программа построения и последующего функционирования мониторинга. 44. Система организации и методика сбора информации. 45. Технология реализации мониторинга социального неравенства и исключенности. 46. Принципы разработки технического задания и рабочего плана для проведения мониторинга. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов 1. Виды мониторинга. 2. Виды опроса для мониторинга: основания классификации. 3. Выделение цели и предметного содержания мониторинга 4. Документальные источники в мониторинговых исследованиях 5. История теоретических представлений о социальном неравенстве и исключенности в России и за рубежом. 6. Классические и современные теории социального неравенства и исключенности. 7. Методика проведения мониторинга в зависимости от принципа формирования выборки. 8. Методические принципы количественных и качественных исследований. 9. Методология анализа социального неравенства. 10. Объекты мониторинга. 11. Определение и обоснование использования показателя. 12. Организационные и методические особенности различных видов опроса. 13. Основные подходы к изучению неравенства. 14. Основные принципиальные отличия мониторинга и оценки. 15. Основные функции мониторинга 16. Особенности построения концепции мониторинга на региональном уровне. 17. Особенности эксперта как типа респондента. 18. Понятие «мониторинг» с точки зрения естественных и социальных наук. 19. Понятие и сущность социального неравенства и исключенности. 20. Понятия социального мониторинга и социологического мониторинга. 21. Предмет мониторинга. 22. Принцип выделения целевых групп (акторов) мониторинга 23. Принципы построения мониторинга за распространением социального неравенства и исключенности 24. Программа построения и последующего функционирования мониторинга. 25. Система организации и методика сбора информации. 26. Система показателей мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе 27. Статистические источники в мониторинге социального неравенства и исключенности. 28. Стратегия формирования выборки мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе. 29. Теоретические и практические модели мониторинга. 30. Технология реализации мониторинга социального неравенства и исключенности. 31. Тип выборки и процедуры формирования репрезентативной выборки 32. Типологии социального неравенства. 33. Установление необходимого объема выборки. 34. Формализованные и неформализованные методы сбора показателей мониторинга. 35. Цели и задачи мониторинга социального неравенства и исключенности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. Е. Волков | Социология: учеб. пособие для магистрантов | М.: Дашков и К°, 2012 | |
Л1.2 | Тавокин Е. П. | СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | под ред. М. М. Акулич, В. Н. Кузнецова | Социология социальной сферы: учеб. пособие для вузов | М.: Гардарики, 2007 | |
Л1.4 | Г. П. Смехнова | Основы прикладной социологии: учеб. пособие | М.: Вузовский учебник, 2009 | |
Л1.5 | Граждан В.Д. | Социология управления: учеб. для вузов | М.: КноРус, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс в Moodle Методы управленческого консультирования | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |